в) практические (выполнение практических заданий с целью закрепления новых сведений о сферах профессиональной деятельности, профессиях, специальностях, работа с дидактическим материалом);
г) диагностические (рефлексия, самооценивание,).
Оптимальное число учащихся: 12-15 человек.
Участники: ученики 7-8 классов
Продолжительность: 40 мин.
Тип занятия: комбинированное
Вид занятия: занятие - игра
Форма урока: групповая
Оборудование: карточки – задания с профессиональными качествами личности, памятки, картинки с изображением людей разных профессий (для оформления доски), тестовые бланки.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент:
Правила поведения и техники безопасности на занятии.
II. Вводная часть. Обозначение темы занятия учащимися:
Сегодня мы с вами проведём занятие - игру. Тему этого урока вы назовёте сами, когда решите анаграмму.
Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.
Расставьте буквы на свои места и вы сможете назвать тему занятия.
На слайде анаграмма: СЕФОСИРПИ ОМГЕО ОРГОАД
Беседа «Из истории моего города»
Город основан весной 1618 года как Кузнецкий острог близ впадения р. Кондомы в р. Томь. В 1620 году острог переносится на высокую террасу правого берега р. Томи, став первоначальным ядром будущего города с 1620 года и до конца 20-х годов XX века.
В короткие зимние дни конца 1929 года, когда температура воздуха редко поднималась выше 30 градусов мороза, началось строительство Кузнецкого металлургического комбината. На строительной площадке день и ночь горели костры, отогревая промерзшую землю. Тысячи комсомольцев, прибывших сюда из разных концов страны, рыли траншеи в мерзлом грунте, возводили фундаменты для металлургических печей, создавали гигантские цехи.
Энтузиазм строителей металлургического комбината очень впечатлил поэта Владимира Маяковского, знакомого с некоторыми из них лично, и посвятившего этой стройке своё знаменитое стихотворение «Через четыре года здесь будет город-сад».
Строители досрочно заложили все фундаменты основных цехов, кроме прокатного. Такой размах работ, развернувшихся на площадке, был неожиданным для центрального управления, ведавшего строительством.
1 мая 1930 года в праздничной обстановке был заложен фундамент доменной печи, а 1 апреля 1932 года в 3 часа 55 минут первая кузнецкая домна была задута. 3 апреля 1932 году был получен первый чугун. Металл, выданный первой домной, разлили разливочной машиной и отправили в Москву.
Для такого большого комбината нужно много различных профессий. Началось обучение на рабочих факультетах при заводе.
Город развивался, началось строительство шахт и развитие горно-шахтного оборудования, а значит, понадобились специалисты и в этой области.
III. Основная часть:
Ребята, не далек тот час, когда вы получите аттестаты о среднем (полном) образовании и вступите в новую пору своей жизни. Прежде главным для вас были учеба, ваше разностороннее развитие – база вашей дальнейшей жизни. Теперь вам надо серьезно задуматься о выборе своей профессии.
В вашем возрасте это сделать не легко. Помочь вам могут ваши родители, старшие братья и сестры, друзья, люди, к мнению которых вы прислушиваетесь, которые служат вам примером.
Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
А для начала проведем игровую разминку. Я предлагаю вам разделиться на две команды.
(Деление на команды повышает активность учащихся)
Задания
ИГРА: “Назови профессии или специальности нашего города».
ИГРА: “Самая – самая»
ИГРА: “Угадай профессию”.
Выявить и перечислить профессиональные качества.
Проведение тестирования по ДДО Е.А. Климова.
Игровая разминка.
Игра первая:“Назови профессии или специальности нашего города».
на доске написаны буквы: К, Р, Ф, П.
Надо придумать профессии или специальности, нашего города. Чья команда это сделает лучше?
К
Р
Ф
П
Контролер
Репортёр
Фрезеровщик
Проводник
Каменщик
Ректор
Фотограф
Плотник
Крановщик
Редактор
Фотокорреспондент
Пилот
Кочегар
Радиоведущий
Фармацевт
Пожарный
Киномеханик
Рентгенолог
Фтизиатр
Полицейский
Кондитер
Радист
Флорист
Полярник
Кабельщик
Портной
Кровельщик
Печник
Пиротехник
Повар
Пекарь
Игра вторая:"САМАЯ-САМАЯ ". А теперь вы ответите на вопросы с элементами юмора.
Назовите профессии:
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, геологоразведчик, шахтёр...)
Самая волосатая (парикмахер...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая математическая (экономист, бухгалтер..)
Самая рискованная (горноспасатель, МЧС…)
Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...)
Самая серьезная ( хирург, разведчик, шахтёр, металлург, психолог...)
Играя, мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей нашего города.
Основная масса выпускников скорее всего выберет профессию нашего города.
Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
Как мы уже говорили, существует много подходов к выбору профессии, но мы с вами сегодня воспользуемся самым приемлемым для нас – житейским.
Само слово житейский говорит за себя. Это не научный специфический подход, а то, чем люди руководствуются в повседневной жизни, исходя из существующих обстоятельств, своего опыта и возможностей.
Итак, что же мы должны учитывать при выборе профессии, следуя этому методу?
Востребованность на рынке труда.
Доходность.
Требования к умственным и физическим способностям, здоровью (металлург, экскаваторщик).
Возможность проявить творчество (художник, поэт, танцор, дизайнер, парикмахер, портной).
Положительное влияние на семейную жизнь.
Общение в труде (работа в коллективе или индивидуальная работа).
Возможность карьерного роста (важно или не важно).
В нашем регионе большую роль играет пункт: “востребованность на рынке труда”.
Вот именно поэтому вы и не мечтаете стать полярниками и балетмейстерами, а выбираете более знакомые вам профессии.
Положение можно изменить, если иметь мечту, желание, стремиться к поставленной цели, при этом обладать нужными качествами, способностями, причем – неоспоримыми.
Игра третья:"Угадай профессию "
“Кто нужен нашему городу”.
Давайте представим, что мы (класс) – это город. Кем бы вы хотели стать в этом городе, какую бы вы выбрали профессию? Каждый ученик (“житель города”) мысленно выбирает себе профессию.
Желающие получают карточки с указанной там профессией. Показывать содержимое карточки одноклассникам нельзя.
Задание: необходимо изобразить профессию, указанную в карточке при помощи жестов и мимики, рассказать о назначении профессии и значимости для города. Команды должны угадать, какую профессию им демонстрируют.
Прилагаемый список профессий:
Плотник, фрезеровщик, инженер, штукатур, доярка, швея, врач, фрезеровщик и т.д.
Обсуждение:
1. Сможет ли жить и процветать наш город с таким набором профессий? Почему?
Выводы жителей города.
Городу нужны разные профессии и специалисты разных уровней из всех сфер общественного производства.
Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии.
Житейский способ выбора профессии.
ПРОФЕССИЯ – должна нравиться;
ПРОФЕССИЯ – должна соответствовать возможностям и способностям человека;
ПРОФЕССИЯ – должна быть востребованной на рынке труда.
ИГРА четвёртая: « Профессиональные качества”.
Каждая профессия требует набора определенных качеств, которыми должен обладать представитель данной профессии.
Сейчас мы выясним качества, присущие тем профессиям, которые чаще всего выбирают выпускники нашего города. (Учащиеся самостоятельно анализируют и перечисляют качества заданных профессий. Запись осуществляется педагогом на доске).
ВРАЧ
ШАХТЁР
СТРОИТЕЛЬ
ЭКОНОМИСТ
Гуманность
Смелость
Честность
Терпение
Тактичность
Собранность
Порядочность
Собранность
Интуиция
Образованность
Эрудированность
Информированность
Ответственность
Терпение
Целеустремлённость
Коммуникабельность
Точность
Находчивость
Настойчивость
Точность
Собранность
Сила воли
Информированность
Образованность
Сила воли
Эрудированность
Смелость
Находчивость
Информированность
Выдержка
Ответственность
Тактичность
Образованность
Находчивость
Собранность
Интуиция
Жизнерадостность
Информированность
Отважность
Ответственность
Милосердие
Отвага
Профессионализм
Порядочность
Ум
Сосредоточенность
Умение оперировать цифрами, информацией
5. А теперь по перечисленным качествам угадайте профессию:
Педагог перечисляет профессиональные качества, а дети угадывают и называют профессию.
Физическая подготовка
Любовь к детям
Дисциплина
Образованность
Решительность
Знание психологии
Находчивость
Находчивость
Самосовершенствование
Терпение
Собранность
Самосовершенствование
Ответственность
Эрудированность
Отвага
Информированность
Профессионализм
Милосердие
Знание медицины
Воспитанность
(Горноспасатель)
(Учитель)
Какая картина вырисовывается перед нами? Казалось бы – такие разные профессии, а качества повторяются.
Это значит, что кроме узкой специализации, человек должен быть всесторонне развитым.
6. Классификация профессий по предмету труда (ДДО Е.А.Климова)
Сейчас, используя этот тест, вы узнаете, какая из сфер деятельности больше привлекает лично вас, от этого будет зависеть выбор вами профессии, самореализация себя и достижение успехов на дальнейших этапах вашей жизни. (Проводится тестирование).
7. Подведение итогов
Подсчитав результаты, мы подведем итог: какая сфера деятельности собрала больше всего симпатий, а какая - антипатий. (Учитель зачитывает свойства типов труда: “Человек – природа”, “Человек – техника”, “Человек – человек”, “Человек – знаковые системы”, “Человек – художественный образ”). Более подробно с выбранной сферой деятельности можно ознакомиться с помощью стендов классификации профессий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше занятие подходит к концу.
Что понравилось? Что было полезным? Что узнали нового?
Желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на занятии!
2. Володина, Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в будущее... Тренинговая программа профессионального и жизненного самоопределения для воспитанников детских домов и школ-интертатов. / [Текст] – М.: Генезис, 2012.
3. Гурова, Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. / [Текст] – Москва: Просвещение, 2007. – 95 с.
4. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. / [Текст] – М.: Academia, 2004. – 301 с.
5. Климова, Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессионального развития: учебно-методическое пособие / [Текст] – Санкт-Петербург: Речь, 2013.
6. Козловский, О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. / [Текст] – Донецк, 2006. – 800 с.
7. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и развитие профессиональной зрелости. / [Текст] – Москва: Сфера, 2006. – 118 с.
8. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: учебное пособие. / [Текст] – М.: ТЦ Сфера, 2005.
9. Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. / [Текст] – М., 1997.
10. Шеховцова, Л. Ф. Психологическое сопровождение выбора профессии в
Социальные системы, отдельные группы и общности людей, межличностные отношения
Общительность, эмоциональная устойчивость, коммуникативные и организаторские способности, устойчивость и распределение внимания, доброжелательность, справедливость, умение владеть собой, эмпатия и рефлексия
«Человек - знаковая система»
(сигномические профессии)
Знаки и знаковые системы: условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки, формулы и т. п.
Способности к изучению алгебры (абстрактное мышление); устойчивость, концентрация и переключение внимания; кратковременная и долговременная память; усидчивость, точность и тщательность в работе; отсутствие выраженной экстраверсии и повышенного нейротизма
Готовность к работе в трудных погодных условиях; любовь к природе, интерес к биологии; наблюдательность; склонность к учету наблюдаемых явлений; потребность в двигательной активности
«Человек - техника» (техномические профессии)
Технические и неживые природные системы: технические устройства, вещные объекты, материалы, виды энергии
Способности к геометрии, физике, интерес к технике, к новым механизмам; пространственное воображение, техническое мышление; склонность к практическому труду, сенсомоторная координация, память на движения