|     | Мотивация к УД Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД,   | Учитель предлагает детям отгадать загадку. На слайде 1: -Отгадайте загадку: Он отвечает на вопрос «Что делать?». Часть речи это. Например, «пошел». Обозначает действие предмета И гордо называется...  
 
 - Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации. 
 
 | Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод о том, что речь пойдет о «глаголе» 
 
 
 Дети напоминают правила поведения на уроке и способ записи самооценки каждого задания (в кружке на полях дети отмечают уровень понимания задания: «!» - всё было понятно; «?» - появились вопросы, что-то нужно уточнить) 
 | Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л) Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К) Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р) | 
  |     | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний | - Помните, мы начали снимать фильм? О ком он?   На слайде 2 кадры из упр. 227, каждый кадр подписан:   1 – встал 2 – подошёл 3 – набросился 4 – вытащил 5 – положил 6 – обошёл 7 – тронул 8 – подтащил 9 – прилёг 10 – начал грызть 
 -Какой глагол отличается от всех?   
 
 
 
 
 
 -Что общего в оставшихся глаголах?   
 
 
 
 
 -Хотите узнать больше о глаголах прошедшего времени? А вам интересно, что ещё происходило с Кышем? Именно Кыш поможет нам сегодня узнать много нового. 
 
 
 | 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Последний глагол – грызть – отвечает не на тот вопрос, что другие: что делать?, он стоит в неопределённой форме. Дети определяют, что это названия действий, которые уже произошли, т.е. это глаголы прошедшего времени Дети наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают формы, определяют время. 
 | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р) Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П) Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К) | 
  |     | Постановка учебной задачи Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог | -Продолжаем снимать фильм о мальчике Алёше и его необыкновенном друге Кыше. Итак, мы снова становимся операторами. Упр. 287 
 — Кыш! Быстрей! Там твой первый в жизни снег! Я открыл дверь подъезда и пропустил Кыша вперёд. Он высунул на улицу нос, принюхался и чихнул. Вышел во двор. Он сначала понюхал снег, потрогал передней лапой. Потом откинул двумя задними ногами, хватанул немного для пробы, пожевал. Но вот кувыркнулся и кругами понёсся по двору. По Ю. Алешковскому 
 Учитель помогает ученикам в тексте задания 287 выделить две части, про которые задан первый вопрос в задачнике. 
 -Где ты близко подъезжаешь, а где отодвигаешься и смотришь на действия как на уже прошедшие?   Имеется в виду, что слова мальчика мы как бы слышим, они будто произносятся при нас, а остальная часть текста – рассказ о ранее произошедших событиях. 
 
 
 
 
 
 
 -О каких трёх особенностях слов необходимо помнить, определяя часть речи? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Упр. 288 Орфографическая работа с именем «Нас?тя» и запись её возможных действий (групповая работа) открыла, пропустила Аналогичная работа со словом «с*бака»: принюхалась, чихнула, вышла, понюхала, потрогала, откинула, хватанула, пожевала, кувыркнулась, помчалась 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Физкультминутка Кыш очень подвижный и весёлый , давайте тоже подвигаемся, но так, чтобы не порезвиться, а немножко отдохнуть, потянуться и расслабиться. Мы немножечко устали, Потихоньку дружно встали И движенья показали. ![]() Кто услышал глаголы в форме прошедшего времени? Если да, то- какие?
 
 | Дети выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Дети пытаются ответить на вопрос. Дети предлагают название – Первый снег Кыша.   Затем, работая фронтально, находят глаголы и определяют их время. При необходимости пользуются словарём для выяснения неясного значения слов. 
 
 
 
 Дети систематизиру-ют: 1)на какой вопрос отвечают; 2) что обозначают; 3) как изменяются.   Дети, работая в парах, выполняют задание на с. 30, выписывает действия Алёши и Кыша, помня о том, что не все строки должны быть заполнены. Алёша открыл, пропустил Кыш высунул, принюхался, чихнул, вышел, понюхал, потрогал, откинул, хватанул, пожевал, кувыркнулся, помчался Дети работают в группах открыла, пропустила Аналогичная работа со словом «с*бака»: принюхалась, чихнула, вышла, понюхала, потрогала, откинула, хватанула, пожевала, кувыркнулась, помчалась Дети устанавливают связи слов, преобразуют глаголы и снова сравнивают. Анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его. 
 | Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л) Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П) Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К) | 
  |     | Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог | -Давайте ответим на последний вопрос у. 288 – почему окончания прошедшего времени единственного числа называют родовыми?   А теперь в парах обсудите ответы на упр. 289. Здесь же проводятся наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам и начинается работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний.   
 (У.290 – работа с правилом и доской).   Три чёрточки в первой из строчек указывают на необходимость запоминания, а одна во второй – на действие по правилу: пишу как в неопределённой форме. Слайд 8 помогает проиллюстрировать ход решения новой орфографической задачи   
 
 ![]() 
 
 
 а слайд 9 сопровождает тренировочную работу (292).   
 ![]() 
 
 
 
 
 
 
 
 
 | У.290 – работа с правилом и доской Дети делают умозаключение, объясняя название «родовые окончания». Дети наблюдают за употреблением глаголов, систематизируют ранее изученное, читают учебник и выявляют новые знания. Разобрав правило, дети выделяют главное: 
   Форма прошедшего времени глагола показывает, что действие произошло или происходило до момента речи (до того, как о нём заговорили) Приметой прош. вр. является суффикс –Л-, который называют : суффикс прошедшего времени В неоп. форме и в прошедшем времени суффикс перед суффиксом –Л- один и тот же В ед. ч. глаголы прош. вр. изменяются по родам 
 | Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р) Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К) Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П) 
 | 
  |     | Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) Цель: организовать первичное применение нового знания | В упр. 291 предлагается вернуться и доделать упр. 278 и приписать к неопределенной форме те же глаголы в указанной форме. 
 | Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, рассуждают, действуют по установленному способу действия. | Представление о богатых возможностях русского языка (Л) Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К) Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П) | 
  |     | Самостоятельная работа (закрепление способа действия) Цель: закрепление нового способа действия | Упр. 292 делается в задачнике с опорой на доску при проверке. ![]() 
 
 Упр. 293 продолжает работу с глаголами из упр. 292, столбики слов записываются в рабочую тетрадь.   
 
 | Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют рекомендации, советы (совет записан в учебнике). 
 | Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К) понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П) Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р) | 
  |     | Рефлексия УД   Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности | -Посмотрите глазками на отметки на полях, вспомните, чем сегодня занимались и ответьте на вопросы. Что нового узнали? Что ещё захотелось узнать о глаголах? Дополните предложения: Урок привлёк меня тем, что… Урок показался мне… Урок заставил задуматься о… 
 
 
 | Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности. 
 | Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л) Оценивать свои достижения и трудности (Р) Выполнять анализ, умение делать выводы (П) Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К) | 
  |     | Домашнее задание Цель: систематизация и дополнение знаний | У.: Новые знания помогут выполнить упр. 294 
 
 | Дома дети систематизируют знания, , наблюдают над использованием отрицательных глаголов в тексте. Дети анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его. Выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их. 
 | Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р) Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П) |