kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект урока по русскому языку «Размышляем о прошедшем времени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект урока по теме: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы

и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях»

(«Размышляем о прошедшем времени»)

Русский язык

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект урока по русскому языку «Размышляем о прошедшем времени»»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

Модульные курсы «Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников в условиях реализации ФГОС»

(16.01.2017 – 17.11.2017)

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

Проект урока по теме: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы

и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях»

(«Размышляем о прошедшем времени»)

Русский язык




Выполнил учитель начальных классов

МАОУ лицей г. Бор

Морозова Елена Петровна

Квалификационная категория: первая

Стаж работы учителем начальных классов 16 лет

Контактный телефон 8-920-252-46-74









Н.Новгород

2017 год

Проект урока

Учебный предмет: Русский язык

УМК: «Гармония»

Тема урока: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях («Размышляем о прошедшем времени»)»

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока: обучение детализации действий наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам (продолжение работы) и работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний (новое).

Ожидаемые результаты:

Предметные:

Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.

Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.

Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.

Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.

Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные (П):

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.

Коммуникативные (К):

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные (Р):

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.

Личностные (Л):

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Оборудование: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса, тетрадь на печатной основе, презентация к уроку

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., им. числ., мест., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам;






Этапы урока и хронометраж:

п/п


Этап урока

Хронометраж


Мотивация к УД

1 мин.


Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

4 мин.


Постановка учебной задачи

10 мин.


Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

7 мин.


Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

9 мин.


Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

10 мин.


Рефлексия УД

4 мин

п/п


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Теоретическое обоснование: формируемые УУД

Мотивация к УД

Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД,

Учитель предлагает детям отгадать загадку. На слайде 1:

-Отгадайте загадку:

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действие предмета

И гордо называется... 



- Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации.



Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод о том, что речь пойдет о «глаголе»




Дети напоминают правила поведения на уроке и способ записи самооценки каждого задания (в кружке на полях дети отмечают уровень понимания задания: «!» - всё было понятно; «?» - появились вопросы, что-то нужно уточнить)


Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)

Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)

Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний

- Помните, мы начали снимать фильм? О ком он?

На слайде 2 кадры из упр. 227, каждый кадр подписан:

1 – встал

2 – подошёл

3 – набросился

4 – вытащил

5 – положил

6 – обошёл

7 – тронул

8 – подтащил

9 – прилёг

10 – начал грызть


-Какой глагол отличается от всех?







-Что общего в оставшихся глаголах?






-Хотите узнать больше о глаголах прошедшего времени? А вам интересно, что ещё происходило с Кышем? Именно Кыш поможет нам сегодня узнать много нового.



















Последний глагол – грызть – отвечает не на тот вопрос, что другие: что делать?, он стоит в неопределённой форме.

Дети определяют, что это названия действий, которые уже произошли, т.е. это глаголы прошедшего времени Дети наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают формы, определяют время.


Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)

Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)

Постановка учебной задачи

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог

-Продолжаем снимать фильм о мальчике Алёше и его необыкновенном друге Кыше. Итак, мы снова становимся операторами. Упр. 287


— Кыш! Быстрей! Там твой первый в жизни снег!

Я открыл дверь подъезда и пропустил Кыша вперёд. Он высунул на улицу нос, принюхался и чихнул. Вышел во двор. Он сначала понюхал снег, потрогал передней лапой. Потом откинул двумя задними ногами, хватанул немного для пробы, пожевал. Но вот кувыркнулся и кругами понёсся по двору.

По Ю. Алешковскому


Учитель помогает ученикам в тексте задания 287 выделить две части, про которые задан первый вопрос в задачнике.


-Где ты близко подъезжаешь, а где отодвигаешься и смотришь на действия как на уже прошедшие?

Имеется в виду, что слова мальчика мы как бы слышим, они будто произносятся при нас, а остальная часть текста – рассказ о ранее произошедших событиях.








-О каких трёх особенностях слов необходимо помнить, определяя часть речи?




















Упр. 288

Орфографическая работа с именем «Нас?тя» и запись её возможных действий (групповая работа)

открыла, пропустила

Аналогичная работа со словом «с*бака»: принюхалась, чихнула, вышла, понюхала, потрогала, откинула, хватанула, пожевала, кувыркнулась, помчалась











Физкультминутка

Кыш очень подвижный и весёлый , давайте тоже подвигаемся, но так, чтобы не порезвиться, а немножко отдохнуть, потянуться и расслабиться.

Мы немножечко устали,

Потихоньку дружно встали

И движенья показали.

Кто услышал глаголы в форме прошедшего времени? Если да, то- какие?


Дети выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их.













Дети пытаются ответить на вопрос.

Дети предлагают название – Первый снег Кыша.

Затем, работая фронтально, находят глаголы и определяют их время. При необходимости пользуются словарём для выяснения неясного значения слов.





Дети систематизиру-ют:

1)на какой вопрос отвечают; 2) что обозначают; 3) как изменяются.

Дети, работая в парах, выполняют задание на с. 30, выписывает действия Алёши и Кыша, помня о том, что не все строки должны быть заполнены.

Алёша открыл, пропустил

Кыш высунул, принюхался, чихнул, вышел, понюхал, потрогал, откинул, хватанул, пожевал, кувыркнулся, помчался

Дети работают в группах открыла, пропустила

Аналогичная работа со словом «с*бака»: принюхалась, чихнула, вышла, понюхала, потрогала, откинула, хватанула, пожевала, кувыркнулась, помчалась

Дети устанавливают связи слов, преобразуют глаголы и снова сравнивают. Анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его.


Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л)

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)

Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог

-Давайте ответим на последний вопрос у. 288 – почему окончания прошедшего времени единственного числа называют родовыми?

А теперь в парах обсудите ответы на упр. 289.

Здесь же проводятся наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам и начинается работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний.


(У.290 – работа с правилом и доской).

Три чёрточки в первой из строчек указывают на необходимость запоминания, а одна во второй – на действие по правилу: пишу как в неопределённой форме.

Слайд 8 помогает проиллюстрировать ход решения новой орфографической задачи





а слайд 9 сопровождает тренировочную работу (292).










У.290 – работа с правилом и доской Дети делают умозаключение, объясняя название «родовые окончания». Дети наблюдают за употреблением глаголов, систематизируют ранее изученное, читают учебник и выявляют новые знания.

Разобрав правило, дети выделяют главное:


  1. Форма прошедшего времени глагола показывает, что действие произошло или происходило до момента речи (до того, как о нём заговорили)

  2. Приметой прош. вр. является суффикс –Л-, который называют : суффикс прошедшего времени

  3. В неоп. форме и в прошедшем времени суффикс перед суффиксом –Л- один и тот же

  4. В ед. ч. глаголы прош. вр. изменяются по родам


Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)

Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)

Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П)


Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

Цель: организовать первичное применение нового знания

В упр. 291 предлагается вернуться и доделать упр. 278 и приписать к неопределенной форме те же глаголы в указанной форме.


Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, рассуждают, действуют по установленному способу действия.

Представление о богатых возможностях русского языка (Л)

Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П)

Самостоятельная работа (закрепление способа действия)

Цель: закрепление нового способа действия

Упр. 292 делается в задачнике с опорой на доску при проверке.


Упр. 293 продолжает работу с глаголами из упр. 292, столбики слов записываются в рабочую тетрадь.



Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют рекомендации, советы (совет записан в учебнике).


Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К)

понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П)

Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)

Рефлексия УД

Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности

-Посмотрите глазками на отметки на полях, вспомните, чем сегодня занимались и ответьте на вопросы.

Что нового узнали?

Что ещё захотелось узнать о глаголах?

Дополните предложения:

Урок привлёк меня тем, что…

Урок показался мне…

Урок заставил задуматься о…




Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.


Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)

Оценивать свои достижения и трудности (Р)

Выполнять анализ, умение делать выводы (П)

Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)

Домашнее задание

Цель: систематизация и дополнение знаний

У.: Новые знания помогут выполнить упр. 294



Дома дети систематизируют знания, , наблюдают над использованием отрицательных глаголов в тексте. Дети анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его. Выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их.


Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р)

Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)




Литература:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2010

  2. Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – М., 2012

  3. Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В., 2013

  4. Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2013

  5. Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014

  6. Соловейчик М.С. Тетрадь – задачник к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект урока по русскому языку «Размышляем о прошедшем времени»

Автор: Морозова Елена Петровна

Дата: 05.03.2022

Номер свидетельства: 601723

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Рецензия на эссе"
    ["seo_title"] => string(19) "rietsienziianaessie"
    ["file_id"] => string(6) "282283"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453660007"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Программа кружка " В мире литературы" "
    ["seo_title"] => string(38) "proghramma-kruzhka-v-mirie-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "187432"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426515346"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства