Открытое занятие
Дошкольная гимназия (заключительное)
Тема: «Признаки весны в природе»
Цель: уточнить характерные признаки весны, выявить простейшие причинно- следственные связи
Оборудование:
Ход занятия:
Организационный момент.
- Давайте поприветствуем друг друга улыбкой.
2.Подготовительный этап.
-Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело
И становится теплей.
Если стал теплее ветер,
Если птицам не до сна,
Если солнце ярче светит,
Значит к нам пришла… (весна)
- Сегодня мы с вами поговорим об изменениях, которые происходят весной в живой и неживой природе.
Весна включает 3 календарных месяца. Назовите их. (ответы детей)
Теплу и солнцу каждый рад
Ведь наступает месяц… (Март)
Звенит веселая капель,
Значит, к нам пришел … (Апрель)
Не спи, поля все засевай,
Ведь наступает месяц… (Май)
3.Основной этап.
-А как мы определяем, что наступила весна ?
-Посмотрите, на партах у вас лежат карточки. Нужно из кусочков собрать картинку и назвать признак наступления весны. А я буду их прикреплять на доске. (дети работают в парах с разрезными картинками)
Назовите признаки весны:
Небо становится чистым, голубым.
На реках тает лёд.
Прилетают перелётные птицы.
Тает нег и после снега образуются лужи.
На крышах домов много сосулек.
Становится теплее и люди ходят раздетыми.
Появляются травы и цветы в лесу и в поле.
У диких животных появляются детёныши.
4. Физминутка.
Солнышко, солнышко в небе свети! (потянуться руками вверх, встать на носки)
Яркие лучики к нам протяни. (вытянуть руки вперед, ладонями вверх)
Ручки мы вложим в ладошки твои, (разбиться на пары, протянуть друг другу руки)
Нас покружи, нас покружи, (покружиться парами)
Вместе с тобой мы пойдем на лужок. (выстроиться в цепочку, держа друг друга за руки)
Там все мы встанем дружно в кружок. (образовать круг)
С песнями водим мы хоровод. (идти по кругу)
Солнышко с нами по кругу идет.
Хлопают радостно наши ладошки. (похлопать в ладоши)
Быстро шагают резвые ножки. (идти быстрым шагом)
Солнышко скрылось, ушло на покой. (присесть, голову закрыть руками, руки под щеку)
Мы же на место сядем с тобой. (спокойно сесть на свое место)
Кап-кап-кап – звенит капель (дети играют пальчиками)
Приближается апрель (хлопают в ладоши)
Побежал в саду ручей (бег на месте)
Прилетело сто грачей (машут руками)
А сугробы тают, тают (медленно приседают)
А цветочки подрастают (тянут руки вверх).
А почему к нам приходит весна ? (ответы детей)
Послушайте рассказ Э. Шима и ответьте на вопрос: кто приносит нам весну ?
Камень, Ручей, Сосулька и Солнце
Наконец-то, наконец-то выдался настоящий весенний денек! В лесу тепло, от ясного солнышка светло, капель весело перезванивает. Звери да птицы радуются: зайцы болбочут, тетерева бормочут, синицы бубенчиками разливаются.
Благодать в лесу!
На опушке старый Камень-валун хвалится:
- Мне кланяйтесь, меня благодарите. Это я весну делаю!
- Неужели ты, дедушка? - спрашивают звери да птицы.
- Я, детки, я! Вон у меня какие бока горячие... Вокруг меня снег тает, рядом со мной травка показалась, ко мне бабочки летят греться. Кабы не я, и весны не было бы!
- Ах ты, старый лежебока! - кричит с поляны звонкий Ручей. - Не хвались попусту! Тебе повернуться лень, а я вот день-деньской в работе. Пускай все мне кланяются, пускай меня благодарят!
- Значит, ты, Ручей, весну делаешь?
- Я, глупые, конечно, я! Поглядите-ка - я снег растапливаю, деревья и кусты живой водой пою... Какая же без меня весна?!
- Ай, болтун! - кричит Сосулька с еловой лапы. - Не слушайте его, пустомелю! Мне кланятесь, меня благодарите!
- А разве ты, Сосулька, весну делаешь?
- Еще бы не я! Одна только я! Как начну слезы горючие лить, как стану булькать на весь лес, - вот вам и весна... Разве иначе весна начнется?! Разве иначе...
Не успела Сосулька договорить. "Кап" - и умолкла. Почему? А потому, что Солнышко за лес закатилось.
Закатилось Солнышко, спряталось - тут и Камень-валун остыл, и Ручей заледенел, и Сосулька обмерзла.
Молчат. И сразу стало ясно, кто весну -то делает.
Так кто же нам весну делает? А почему?
А теперь детки приготовили стихи о весне (дети читают стихи)
Весна приготовила вам подарки (вручаются медальки-солнышки)
Включается видео «Детская песня о Весне».
Загадки о весне. Видео
Осенью летели к югу,
Чтоб не встретить злую вьюгу.
А весной снежок растаял,
И вернулись наши стаи!
(Перелетные птицы)
Я выступаю перед вами,
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями
Ну, а зовут меня…(Скворец)
Кто такой весенним днем
Сплёл рукавичку над окном,
Вывел в ней новых жильцов -
Маленьких таких птенцов? (Ласточка)
Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (Грач)
Он растет красивый, нежный,
Голубой иль белоснежный.
Даже раньше расцветает,
Чем на речке лед растает.
Распустился точно в срок
Первый мартовский цветок. (Подснежник)
Свисает с крыши длинный гвоздь –
Холодный, крепкий, словно кость,
Но если солнце припечёт,
Он весь слезами истечёт (сосулька)
Ледяной, плаксивый Нос
К крыше горестно прирос.
Слёзно огорчается,
Что Зима кончается. (Сосулька)
Наконец река проснулась,
С боку на бок повернулась –
Затрещал, ломаясь, лёд –
Значит, скоро...(Ледоход)
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает … (капель)
Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу… (проталинки)
Пробиваюсь я в апреле -
Все поля позеленели!
Покрываю, как ковер,
Поле, луг и школьный двор (Трава)
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый …(ручей)
Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Строим мы ему ...(скворечник)