Применение комплексных работ, при проверке качества образования.
Применение комплексных работ, при проверке качества образования.
Комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных учебно-практических задач на межпредметной основе. В работе показан опыт работы примениения комплексных работ в начальных классах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение комплексных работ, при проверке качества образования.»
Опыт работы применения комплексных работ, при проверке качества образования.
Введение федеральных образовательных стандартов подразумевает изменение подхода к оценке результативности обучения, содержанию контрольно-измерительных материалов и к самим критериям оценивания. Чтобы обеспечить целостное восприятие мира, реализовать принципы системно - деятельностного подхода и индивидуализации обучения, с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения в практику работы начальной школы введена новая форма - комплексная работа на предметной и межпредметной основе [93, c. 174].
Цель комплексной работы на межпредметной основе – оценка достижения планируемых результатов выпускников начальной школы по междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий». Овладение учащимися универсальными учебными действиями является основой обучения, т.к. создает возможность самостоятельного усвоения ими новых знаний и умений, включая умения учиться. Комплексная работа направлена на оценку сформированности умений читать и понимать различные тексты; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных проблем [89, c. 38].
Путь к формированию УУД - это продуктивные задания и репродуктивные задания.
Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.
Репродуктивные задания нацелены лишь на предметные результаты, продуктивные – ещё и на метапредметные.
Система оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход [41, c. 137].
Оценка предметных знаний - важнейшая составляющая предметных результатов. На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру [39, c. 25]. Поэтому оценивание предметных результатов соответствует требованиям Стандарта - способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи с использованием соответствующих содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе, т.е. посредством выполнения комплексной работы, успешное выполнение которой требует освоения навыков работы с информацией [42, c. 26].
В связи с этим, актуальной формой контроля результатов обучения являются комплексные работы, позволяющие на основе одного текста не только определить понимание прочитанного и предметные знания по математике, русскому языку и окружающему миру, но и выявить уровень сформированности универсальных учебных действий [61, c. 7].
Каждый учебный предмет, в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, раскрывает учащимся определенные возможности для формирования универсальных учебных действий: регулятивных универсальных учебных действий (РУУД), коммуникативных (КУУД) и познавательных универсальных учебных действий (ПУУД) [62, c. 43].
В зависимости от успешности выполнения комплексных работ по предметным областям и с учетом характера ошибок, допущенных учащимися, можно сделать вывод о сформированности ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД учащихся [43, c. 163].
Работая с комплексными работами с начала обучения, можно с уверенностью говорить о развитии в ходе обучения у детей универсальных учебных действий. Ученики, работая в данной системе постоянно могут правильно анализировать и работать с текстом, выполнять задания различной сложности, самостоятельно регулируя результат своей деятельности.
Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности.
Комплексная работа оценивает сформированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных учебно-практических задач на межпредметной основе[64, c. 50].
Для периодической проверки качества знаний, мы вместе с творческой группой кафедры начальных классов МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Котовска Тамбовской области разработали комплексные работы для 1 - 4 классов.
Комплексные работы разрабатывались на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Комплексные работы состоят из текстов и ряда заданий:
по русскому языку;
по литературному чтению;
по математике;
по окружающему миру.
Тексты и задания соответствуют возрастным категориям учащихся в начальной школе. Они различаются по содержанию, сложности и числу заданий.
Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и метапредметных умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира) [63, c. 68].
В работе используются разнообразные типы и формы заданий. Ответы можно выделить:
с выбором одного или нескольких правильных ответов;
на установление последовательности и соответствия;
со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать местоположение предмета);
со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу) [40, c. 17].
Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формы ответа и особенностей проверяемых умений УУД.
Проведем анализ проведения комплексных работ с 1 класса по 3 класс учеников МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г.Котовска. Комплексные работы были составлены таким образом, что количество максимально набранных баллов совпадало в каждом классе (равно 10), а задания модифицировались в зависимости от пройденных тем, таким образом можно увидеть индивидуальный рост и развитие УУД каждого ученика по каждому предмету и в целом. В диаграмме зеленым цветом обозначен 3 класс, кранным – 2 класс, синим – 1 класс.
Диаграмма №4. Результаты проведения комплексной работы по разделу «Русский язык».
Диаграмма №5. Результаты проведения комплексной работы по разделу «Литературное чтение».
Диаграмма №6. Результаты проведения комплексной работы по разделу «Математика».
Диаграмма №7. Результаты проведения комплексной работы по разделу «Окружающий мир».
Диаграмма №8. Общая успеваемость.
По итогам комплексных работ видно, что низкие показатели по всем предметам выявлены у Джамала Г., Александра Г., Александра Х., Алексея Ч., Ивана К., Артема К.
Стоит уделить особое внимание Виктории С., отстающей по математике и русскому языку, хотя по другим предметам у неё качество образования выше. У Софьи Д. очень низкий показатель по математике, что говорит о необходимости разработки для неё индивидуальной траектории развития по этому предмету.
По диаграммам видно, что Станислав М., Егор М., Кристина Ч., Владимир Р. имеют высокие результаты по всем предметам, следовательно с этими детьми необходимо работать как с одаренными и подбирать для них задания повышенной сложности, готовить к предметным олимпиадам.
По итогам комплексных работ можно последить траекторию развития каждого ученика, чтобы планировать дальнейшую работу с ним.
Таким образом, анализ результатов выполненных комплексных работ показал, что использование системно – деятельностного подхода в обучении способствует формированию предметных и метапредметных результатов, предусмотренных программой обучения.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
["file_id"] => string(6) "151167"
["category_seo"] => string(6) "himiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1420644227"
}
}