Просмотр содержимого документа
««Применение природных материалов родного края при проведении занятий для детей, обучающихся на дому»»
Тезис доклада
на тему
«Применение природных материалов родного края при проведении занятий для детей, обучающихся на дому»
Автор доклада: учитель начальных классов МБОУ «СОШ г.Среднеколымска им.Н.И.Шарина»Кондакова Маргарита Васильевна
Одно из самых главных условий для учителя, работающего с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, – это принятие того, что эти дети являются особенными. Просто такие ребята всё делают медленнее: взрослеют, думают, сосредотачиваются. Им требуется больше внимания, понимания, заботы, доброты, тепла. Наша задача заключается в том, чтобы обучать таких детей не с позиции, чего они не могут в силу своих особенностей, а с позиции, что они могут, несмотря на имеющиеся нарушения. У моего ученика на домашнем обучении Армеец Толи -Болезнь Легга–Кальве–Пертеса (LCPD) – это детское заболевание тазобедренного сустава, вызванное нарушением притока крови к головке бедренной кости. И данный диагноз подействовал и на мелкую моторику ребёнка. И чтобы развить моторику я решила в своей работе использовать природный материал фауны Среднеколымска.
Актуальность :природный материал родного края- благодатный материал для развития мелкой моторики, потому что разнообразные камни, шишки, перья, орехи - отличаются не только по цвету, величине, но и по весу, твердости, хрупкости, но имеют различную гладкость и шероховатость, развивают образное мышление и воображение. Приёмы работы с природным материалом помогают детям познавать мир, способствует развитию речи и общения со взрослыми и сверстниками, развитию тонкости и ловкости движений кистей и пальцев рук, координации в системе « глаз-рука», помогают развитию представлений о независимости количества предметов от их величины или расположения в пространстве.
Цель: создание условий для применения природных материалов родного края при проведении занятий для детей, обучающихся на дому.
Задачи: расширение знаний о родном крае; воспитание любви к родному краю ; применения природных материалов родного края при проведении занятий для детей, обучающихся на дому.
В своей работе с обучающимся на дому использую природный материал Средней Колымы такие как: сердолик (чегорёк), различные камни, конский волос, шелуху шишек, шишки кедра, лиственницы, утиные перья, листья, гербарий, рога крупного рогатого скота, чешую рыбы и др.
Разработала авторские игры с применением природных материалов, которые можно применить на уроках математики, русского языка, литературы, окружающего мира, музыки, технологии, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности и т.д.:
- « Сосчитай – ка» (навыки порядкового счета)
« Сложи фигуру»
« Сложи узор»
« Найди домик» ( классификация предметов по форме, цвету, размерам, особенностям поверхности)
« Помоги Золушке»( камни, шишки, желуди и тд разложить в отдельные посуды)
« Угадай-ка»
«Повтори рисунок»
« Что изменилось» ( в ряд вылаживаются предметы из природного материала, ребенок смотрит и запоминает , что , где лежит. Закрывает глаза, учитель меняет предметы местами)
« Ассоциации» ( придумать на что похож предмет)
« Чудесный мешочек» ( на ощупь угадать, что лежит в мешочке)
Различные ходилки, бродилки
« Дорисуй»
« Найди пару»
« Изобрази» ( изобрази число, состав числа)
«Математический диктант»
«Словарный диктант»
В разработке игр идея пришла с картин моего дяди художника Лаптева Афанасия Федотовича, который тоже работал с природными материалами Средней Колымы. (показ картины). Осенью со своим учеником Толей Армеец и его семьёй собираем природный материал, камни, чегорьки, гербарий, орешки, ветки идр. И используем в течении года на уроках, во внеурочных занятиях, участвуем различных творческих конкурсах и мероприятиях.
Вывод: Огромен, богат и разнообразен растительный мир нашего края, поэтому невозможно дать полную характеристику всем природным материалам, которые он предоставляет любознательному умельцу. Мало усилий составляет процесс искания местных природных материалов, можно ведь найти им полное применение на уроках, внеурочной деятельности.
Развитие моторики и тактильно-двигательного восприятия у детей с ОВЗ, коррекция имеющихся у них двигательных нарушений позволяет овладеть навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения, лучше адаптироваться .
Разработанные авторские приёмы применяются на практике, которые можно применить на уроках математики, русского языка, литературы, окружающего мира, музыки, технологии, изобразительного искусства, во внеурочной деятельности ит.д. Расширяются знания о родном крае, воспитывается любовь к родному краю.
Надеюсь мои приёмы Вам помогут в работе с детьми обучающихся на дому для развития мелкой моторики. Спасибо за внимание!