Чечик Т.А
  Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе.
  МБОУ «Степняковская СОШ», Канский район
  Слайд 1 Приёмы организации рефлексии на уроках в начальной школе.  
  В современной педагогике под рефлексией понимают.
  
 
  Слайд 2 Что такое рефлексия?
  Размышление о внутреннем состоянии.
  Самопознание.
  Самоанализ деятельности  и ее результатов.
  Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.
  Слад3 Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
  Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация
  4слад Классификация рефлексии.  
  1. По содержанию:  
  Устная рефлексия.  
  Письменная рефлексия.  
  2. По цели:  
  Рефлексия эмоционального состояния  
  Рефлексия деятельности.
  Рефлексия содержания.  
  3. По функции:  
  личностная рефлексия (физическая, духовная, сенсорная)  
  интеллектуальная рефлексия.
  4. По типу урока:  
  После усвоения ЗУН.
  Промежуточная рефлексия.
  Контрольная рефлексия.  
  Итоговая рефлексия.  
  5. По форме деятельности:  
  Фронтальная (выборочная)  
  Индивидуальная.  
  Групповая.  
  Коллективная .
  
 
  При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.
  Итак, рассмотрим некоторые приёмы рефлексии на уроке
  5слайд «Мнение»
  При обучении учащихся оцениванию устных ответов одноклассников уже в первом классе предлагается высказать свое мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по следующим критериям:
  1. Громко – тихо.
  2. С запинками – без запинок.
  3. Выразительно – нет.
  4. Понравилось – нет.
  При этом, в первую очередь, отмечаются положительные моменты в ответе учащегося, а о недочётах дети высказываются с позиции пожеланий. Надо отметить, что в результате организации такой деятельности учащиеся приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать ответ одноклассника. Нередко великолепное чтение наизусть стихотворения ребята сопровождают аплодисментами, что создаёт доброжелательную дружескую атмосферу в коллективе.  
  «Пантомима
  Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.  
  «Острова»  
  Ребята выбирают, на каком из предложенных островов они находятся в конце урока: остров Удовлетворения, остров Грусти, остров Знаний, остров Радости.  
  6слайд «Лист самооценки»
  « Состояние моей души»
  Ученик берёт изображение человека и ставит её на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
  7 слайд  SMS
  Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
  «Для меня сегодняшний урок…»  
  Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.  
      |    Урок   |     Я на уроке   |     Итог   |  
  |    Интересный   |     Работал   |     Понял материал   |  
  |    Скучный   |     Отдыхал   |    Узнал больше, чем знал   |  
  |    Безразличен мне   |     Помогал другим   |     Не понял   |  
 
  Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.
  В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим
  
 
  8слайд  Спасибо за внимание!
  
 
  
 
  
 
  Список литературы
  
 
  1. Айдарова Л.И. Младший школьник.- М.: Педагогика, 2009. 399 с.
  2. Баш Л.М. Современный словарь иностранных слов.- М.: Вече, 2012. 960 с.
  3. Богин, В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. - М.: Просвещение, 2007. 234 с.
  4. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности.- М.: АСТ, 2006. 162 с.  
  5. Давыдов В.В. Об основных путях рефлексии младших школьников.- Тбилиси, 2008. 687 с.  
  6. Новикова А.М. Образовательный проект.- М.: Эгвес, 2004. 120 с.
  7. Овчарова Р. В.Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2009. 187 с.
  8. Поливанова, Н.И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей.// Проблемы рефлексии. – Новосибирск, 2007.