Просмотр содержимого документа
«Приём деления двузначного числа на двузначное»
Математика
Дата «13» 02. 2017г Класс 3-«Б»
Тема урока: Прием деления двузначного числа на двузначное (способом подбора) 36:12. Проверка умножением.
Цель урока: открыть прием деления двузначного числа на двузначное
Задачи:
Образовательные: сформировать у учащихся умение выполнять деление двузначного числа на двузначное способом подбора; выполнять проверку умножением;
Развивающие: развивать умение решать задачи разными способами, умение наблюдать, анализировать, сравнивать;
Воспитательные: пробуждать познавательный интерес к математике; способствовать формированию ответственного отношения к работе;
воспитывать прилежание, аккуратность, усидчивость
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый. исследовательский, словесный, практический, иллюстративно-объяснительный.
Формы работы: коллективная, индивидуальная.
Ход урока
Организационный момент.
Устный счет.
1) Каллиграфическая минутка в виде арифметического диктанта.
Какое число нужно разделить на 9, чтобы получить 6?
К неизвестному числу прибавили 13 и получили 28. Чему равно неизвестное число?
Из какого числа надо вычесть 36, чтобы получить 15?
Делимое 8 I, делитель неизвестен, частное 9. Чему равно неизвестное число?
Проверьте: 54, 15, 51, 9.
На какие две группы можно разбить эти числа?
Что общего в данных двухзначных числах?
2) Задания по рядам.
Выпишите: I ряд - все равенства, 2 ряд - неравенства, 3 ряд - уравнения.
4х34 х2 23-х=8 12 : 2
-34 =86 72+18 = 90 х - 47=13
-Докажите, что задание выполнили правильно.
-Можно ли равенство превратить в уравнение? Как? Дайте определение уравнению.
3) Игра: «Лесенка»
Актуализация знаний. Отработать навыки табличного сложения и вычитания.
Игра « Лесенка»
200-4
123-3 126+7
36-9 49+16
28+13 23-6
17+15 14-8
3.Повторение.
Обобщить знания детей о внетабличном умножении и делении с объяснением на примерах:
12-2 12-4 350:5
600 : 300 48 : 2 600 : 20
140 :20 7-12 48 : 4
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Пробное действие: 36:12 96:24 69:23
Выявление места и причины затруднения.
Дети выяснят, что такие случаи они еще не решали. Закономерно встает цель урока - «открыть» новый прием вычисления. Построение проекта выхода из затруднения.
Способ подбора дети использовали редко, так как все предыдущие случаи сводились к знаниям свойств умножения и деления, разложению числа на разрядные или удобные слагаемые. Можно предложить детям вывить закономерность в предложенных случаях подбора частного и установить правило подбора.
Например,
Рассмотри случаи деления. Внимательно посмотри, какая последняя цифра делителя.
36 : 12 96 : 24 69 : 23
Посмотри, какая последняя цифра делимого. Есть ли такой табличный случай? Если нет, подбери самое меньшее число из таблицы умножения и деления с последней цифрой частного.
Табличные случаи
6:2 = 3 16:4 = 4 9:3 = 3
Сделай вывод, как удобно подобрать частное.
Также можно предложить работать по плану:
ПЛАН:
1. Составь алгоритм.
2. Прочитай каждый шаг алгоритма.
3.Объяснить выполнение шагов алгоритма.
4.Первичная проверка понимания.
Итак, для того чтобы найти частное при делении на двузначное число, нужно подобрать такое число, чтобы при умножении его на делитель, получалось делимое.
Рассуждение: при подборе частного в случае деления двузначного числа на двузначное, приходится каждый раз проверять, какое число получится при умножении делителя на предполагаемое частное. Равно ли оно делимому (тогда частное найдено правильно) или меньше (больше) его (тогда надо попробовать другое число, которое соответственно больше или меньше проверяемого). Объяснение способа деления двузначного числа на двузначное № 1 (а).
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Затем учащиеся выполняют с подробным объяснением
№ 1 (б). Можно часть примеров оставить для домашней работы или дать такие же примеры из сборника задач.
Включение в систему знаний и повторения.
Решение задач № 2 дети могут выполнить самостоятельно, а затем можно провести проверку с подробным объяснением хода решения.
При решении №3 (1 строка) важно уточнить, что такие уравнения сначала нужно упростить, а затем решить получившиеся простые уравнения.
При выполнении № 7 дети учатся строить верные высказывания.
Рефлексия учебной деятельности.
- Чему мы учились на уроке?
- Как разделить двузначное число на двузначное?
-Что мы должны помнить, когда решаем такие задания?