kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация и конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Заглавная буква в географических названиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Заглавная буква в географических названиях

Тип урока: открытие нового знания

УМК: Школа России

Учебник: В.П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель урока: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия.

Задачи :

1. Способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в географических названиях, обогатить речи детей географическими наименованиями.

2. Развивать умение применять на практике правила написания имён собственных, умение правильно строить предложения; способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся.

3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для парной работы, карта Нижегородской области, толковые словари русского языка для начальной школы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Муниципальное образовательное учреждение

Бортсурманская средняя общеобразовательная школа

Пильнинского муниципального района Нижегородской области




Урок русского языка во 2 классе

по теме «Заглавная буква в географических названиях»





Подготовила: Павлова Людмила

Александровна,

учитель начальных классов

I квалификационной категории








с. Бортсурманы

2014 год

Тема: Заглавная буква в географических названиях

Тип урока: открытие нового знания

УМК: Школа России

Учебник: В.П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель урока: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия.

Задачи :

1. Способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в географических названиях, обогатить речи детей географическими наименованиями.

2. Развивать умение применять на практике правила написания имён собственных, умение правильно строить предложения; способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся.

3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для парной работы, карта Нижегородской области, толковые словари русского языка для начальной школы.

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация к учебной деятельности

  3. Минутка чистописания

  4. Словарная работа

  5. Самоопределение к деятельности

  6. Открытие новых знаний

  7. Физкультминутка

  8. Закрепление изученного материала

  9. Физкультминутка для глаз

  10. Работа в парах

  11. Постановка проблемного вопроса

  12. Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону.

  13. Рефлексия

  14. Итог урока

  15. Домашнее задание







Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент.

Приветствие.

Всем, всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

2. Мотивация к учебной деятельности (слайд 1)



Чему мы учимся на уроках русского языка?





Девизом нашего урока я выбрала пословицу «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости» (слайд 2). Как вы понимаете её смысл?

Сегодня мы отправляемся за новым запасом знаний.

Чтобы урок прошел плодотворно и интересно, какими должны быть ученики?



3.Минутка чистописания

(повторяет с детьми)

Я тетрадочку открою,

И как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою:

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.


Запишите число, классная работа

(на доске: т, г, с, п, к)

Что общего у этих букв?

Какая буква лишняя?



Давайте вспомним, как каллиграфически правильно пишется эта буква (слайд 3)

Начинать писать надо чуть выше середины строчки снизу вверх. Дойдя до верхней линии, заворачиваем вправо и пишем наклонную линию. Дойдя до нижней линии, заворачиваем вправо, и пишем закругление, которое заканчивается, не доходя до середины строчки.

Запишите буквы очень аккуратно на строке.

На второй строке запишем различные соединения с этой буквой: верхнее, среднее, нижнее.

га, го, гу, ги ,ге.





4. Словарная работа (слайд 4)


(на экране слова: д.ревня, ст.лица, М.сква, Р.сия, ул.ца.)

Прочитайте слова. Запишем их в тетрадь с комментированием.



К какой части речи относятся эти слова? На какие вопросы отвечают?



Сегодня мы познакомимся с ещё одним словарным словом . Для этого разгадайте ребус. (слайд 5)

Где можно посмотреть правильное написание этого слова?

Запишите это слово в свои словарики, подчёркивая орфограмму.


Что обозначает это слово?


Где мы можем посмотреть значение слов?

Найдите слово город. Прочитайте, что оно означает.


5. Самоопределение к деятельности

Вернёмся к нашей словарной работе. Как вы думаете, почему некоторые слова написаны с заглавной буквы? Как мы называем такие существительные?

Какие ещё группы слов относятся к именам собственным? (на доске заполняется кластер)

(Приложение 1)

В конце урока мы должны дополнить наш кластер новыми категориями слов.

6. Открытие новых знаний

(На экране слова: Нижний Новгород, Волга, Россия, Бортсурманы, Ягодное, Тишино) (слайд 6)


Прочитайте слова. Что они обозначают?

Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Все эти понятия являются географическими названиями. (слайд 7)

Сформулируйте правило о том, как нужно писать слова такой группы (слайд 8).



Где можно встретить написания географических объектов?


(Помещает на доску карту Нижегородской области, предлагает детям найти места расположения областного и районного центров, своего села)




7. Физкультминутка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

(Приставить кисти рук к голове – изобразить ушки)

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

(Потереть предплечья)

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

(Прыжки на месте)

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал,

Зайка тут же убежал.

(Сесть за парту)




8. Закрепление изученного материала

а) Работа с деформированным предложением (слайд 9)


(На экране: реки, на, стоит, берегу, город)

Составьте предложение из этих слов.

Дополним предложение именами собственными. Обратимся к слайду с примерами. (Щелкает по кнопке «Примеры географических названий»)




Запишите предложение, подчеркните имена собственные.


б) Работа с учебником (с. 60, упр. 102)


9. Физкультминутка для глаз (слайд 10)




10. Работа в парах (слайд 11)

(Раздаются тексты с ошибками.)

Саша иванов живёт в москве на улице мира. Летом он с тётей олей поедет на озеро байкал, а затем – к бабушке в деревню дубки.

Проверка. (слайд 12)


11.Постановка проблемного вопроса (слайд 13).

(Зачитывает вопрос от имени героини на слайде.)


(слайд 14)

(Знакомит с примерами похожих случаев.)

12. Самостоятельная работа по выбору с самопроверкой по эталону (слайд 15).

Предлагает учащимся выполнить одно из заданий

Проверка










13. Рефлексия

Игра «Плюс-минус» (слайд 16)

Если вы согласны с утверждением, то ставьте «+», если нет – «-». (Зачитывает вопросы)


Дополнение кластера. (Приложение 2)

Какими группами слов мы дополним нашу схему?




14. Итог урока.

Задаёт вопрос:

- Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?

(слайд 17)

Предлагает учащимся дополнить фразы:

я узнал …

мне было интересно …

мне было трудно …


(слайд 18)

Оцените свою работу на уроке с помощью «светофора».

15. Домашнее задание (слайд 19)


Задание по выбору

  • С. 60, упр. 103

  • Записать названия улиц своего села

  • Придумать сказку о большой букве





Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

 

 










Учимся грамотно писать, узнаём правила письма. Развиваем речь


Каждый день мы узнаём что- то новое.











Активные, думающие,

работоспособные

внимательные, аккуратные

дружные.














Все буквы строчные, обозначающие согласные звуки.

Лишняя буква г. Обозначает

звонкий согласный звук, парный по глух./звон., парный по твёрд. /мягк





























Записывают, обозначая ударение и подчёркивая «опасное место» в слове.


Имена существительные, отвечают на вопросы кто? что?





Это слово город







В орфографическом словаре.

(открывают словарь в конце учебника с. 134)


Высказывают мнения.


В толковом словаре.

Крупный населённый пункт, где много фабрик и заводов




Имена собственные.


Выходят к доске и выбирают нужную карточку.













Устные ответы учащихся.

Заглавная буква в названиях стран, городов, сёл, деревень, рек, озёр.










Географические названия пишем с заглавной буквы.










На карте и глобусе.


Обращают внимание на написание названий географических объектов



































Устный ответ учащихся.

На берегу реки стоит город.

Изменяют предложение.

На берегу реки Волга стоит город Нижний Новгород.

























Работая в парах, исправляют ошибки в тексте.





Проверяют, сверяясь с текстом на слайде














Высказывают свои мнения





















Выбирают и выполняют задания, сверяют с эталоном






















Это названия государств, городов, сёл, деревень, рек, озёр, морей и океанов. (Дополняют, используя соответствующие карточки)


Заглавной буквы в именах собственных.






















Личностные: выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.

















Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности.



Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.





























Познавательные:

осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать.














Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности.































Познавательные: обобщать, делать выводы.





















Познавательные:

пользоваться справочной литературой.

Поиск и выделение необходимой информации.



Познавательные:

представлять информацию в виде схемы.


Личностные:

понимать причины успеха в учебной деятельности.










Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.


















Познавательные:

понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.























Личностные:

участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.































Личностные: формировать умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.

Коммуникативные:

делать выводы в результате совместной работы, договариваться с одноклассниками, учиться работать в парах.


Личностные:

стимулировать мотивацию учения в ходе проблемного диалога; повышать познавательный интерес; формировать самостоятельность и убеждения.












Личностные:

формировать адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование через технологию уровневой дифференциации.

Регулятивные:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.




Регулятивные: 

принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи.






Регулятивные:

выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.



Личностные:

адекватное реагировать на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия.





Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.



Регулятивные:

способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.






Приложения

Кластер

1)



























Комментарий: данные для справки даются с избытком (например, названия месяцев, фруктов и овощей, времён года и т.д.)

2)

































Информационные источники

Список литературы:

  1. Канакина В.П. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч. 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012

  2. Ситникова Т.Н., Яценка И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2013

  3. Рик Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное. М.: Самовар, 1995

Интернет-ресурсы:

  1. http://nsportal.ru

  2. http://festival.1september.ru



















Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Урок русского языка

Урок русского языка

ДЕВИЗ УРОКА: Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

ДЕВИЗ УРОКА:

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

Минутка чистописания

Минутка чистописания

Словарная работа Д_ревня, ст_лица, М_сква, Р_сия, ул_ца.

Словарная работа

Д_ревня, ст_лица, М_сква, Р_сия, ул_ца.

Разгадайте ребус! (Город)

Разгадайте ребус!

(Город)

Сформулируем тему урока

Сформулируем тему урока

Заглавная буква  в географических названиях

Заглавная буква в географических названиях

Запомни! Названия стран, городов, деревень, улиц, рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные.

Запомни!

Названия стран, городов, деревень, улиц, рек нужно писать с большой буквы. Это имена собственные.

1) Составьте предложение из слов реки, на, стоит, берегу, город. Примеры названий географических объектов На берегу реки стоит город. 2) Дополните предложение именами собственными . На берегу реки Волга стоит город Нижний Новгород.

1) Составьте предложение из слов

реки, на, стоит, берегу, город.

Примеры названий географических объектов

На берегу реки стоит город.

2) Дополните предложение именами собственными .

На берегу реки Волга стоит город Нижний Новгород.

Одна голова хорошо,  а две – лучше! (Работа в парах)

Одна голова хорошо, а две – лучше!

(Работа в парах)

Проверим себя! Саша Иванов живёт в Москве на улице Мира. Летом он с тётей Олей поедет на озеро Байкал, а затем – к бабушке в деревню Дубки.

Проверим себя!

Саша Иванов живёт в Москве на улице Мира. Летом он с тётей Олей поедет на озеро Байкал, а затем – к бабушке в деревню Дубки.

Проблемный вопрос Читая книгу, я увидела, что слово « тихий » написано с маленькой буквы, а потом встретила это же слово, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?

Проблемный вопрос

Читая книгу, я увидела, что слово « тихий » написано с маленькой буквы, а потом встретила это же слово, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?

чёрное платье – Чёрное море птица орёл – город Орёл

чёрное платье –

Чёрное море

птица орёл –

город Орёл

Выбери и выполни задание 1. Выпиши только имена собственные 2. Выпиши «лишнее» слово в каждой строчке (С,с)трана (Р, р)оссия, (К, к)омпозитор (Ч, ч)айковский, (Р, р)ека (И, и)ртыш. Ока, Светлояр, Волга Франция, Москва, Сочи Марс, Африка, Сатурн Ответы: К заданию 1 – Россия, Чайковский, Иртыш. К заданию 2 – Светлояр, Франция, Африка.

Выбери и выполни задание

1. Выпиши только имена собственные

2. Выпиши «лишнее» слово в каждой строчке

(С,с)трана (Р, р)оссия,

(К, к)омпозитор

(Ч, ч)айковский,

(Р, р)ека (И, и)ртыш.

Ока, Светлояр, Волга

Франция, Москва, Сочи

Марс, Африка, Сатурн

Ответы:

К заданию 1 – Россия, Чайковский, Иртыш.

К заданию 2 – Светлояр, Франция, Африка.

Игра «Плюс-минус» Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с маленькой буквы. Имена сказочных героев пишутся с большой буквы. Названия растений пишутся с большой буквы. Названия времён года пишутся с маленькой буквы.  + - - + - +

Игра «Плюс-минус»

  • Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
  • Названия животных пишутся с большой буквы.
  • Клички животных пишутся с маленькой буквы.
  • Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.
  • Названия растений пишутся с большой буквы.
  • Названия времён года пишутся с маленькой буквы.

+ - - + - +

Сегодня на уроке я узнал … мне было интересно … мне было трудно …

Сегодня на уроке

я узнал …

мне было интересно …

мне было трудно …

Мои достижения на уроке На уроке было всё понятно, но некоторые задания вызвали затруднения. На уроке было скучно, все задания были трудными. На уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились.

Мои достижения на уроке

На уроке было всё понятно, но некоторые задания вызвали затруднения.

На уроке было скучно, все задания были трудными.

На уроке было всё понятно, со всеми заданиями справились.

Домашнее задание Задание по выбору:

Домашнее задание

Задание по выбору:

  • с. 60, упр. 103
  • Записать названия улиц своего села
  • Придумать сказку о большой букве


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Павлова Людмила Александровна

Дата: 26.01.2015

Номер свидетельства: 161942

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект урока.. Презентация к уроку"
    ["seo_title"] => string(35) "konspiekturokapriezientatsiiakuroku"
    ["file_id"] => string(6) "287623"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454510096"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока на тему: "Большая буква в именах собственных". "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bol-shaia-bukva-v-imienakh-sobstviennykh"
    ["file_id"] => string(6) "225918"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439980084"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства