kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Православие. Икона ОРКСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Православие. Икона ОРКСЭ

Задачи:

  • познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Православие. Икона ОРКСЭ»

Тема: Православие. Икона.

Цель: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл

иконы.


Задачи:

  • познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;

  • уяснить, что свет – основа иконописания;

  • воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.


Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива.


Ход урока.


  1. Организация деятельности учащихся.

Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

На прошлом уроке мы начали изучать новый раздел «Религии народов России»


- Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем.

«Верно ли что …..»

если утверждение верно, то ставим знак «+»

если не верно знак «-»

  1. Верно ли, что в России существуют несколько религий? (+)

  2. Верно ли , что Русь приняла христианство во время правления князя Игоря? (-)

  3. Верно ли, что наибольшее число россиян исповедуют православие? (+)

  4. Верно ли, что Русь приняла веру в 1988 году? (-)

  5. Верно ли, что христианство делится на православие, католическую церковь и протестантизм (+)

  6. Верно ли, что основателем христианства был князь Владимир? (-)

  7. Верно ли, что главная священная книга всех христиан – Библия? (+)

  8. Верно ли, что священным знаком христиан является крест? (+)

  9. Верно ли, что икона отличается от живописной картины?



Проверка по образцу . Самопроверка.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

+

-

+

-

+

-

+

+

?


- У кого получилось все верно? Молодцы! Значит, на прошлом уроке были очень внимательными.

- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?

(ответы детей)

- Итак, в ходе ответов появились затруднения, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на данный вопрос.


- Как вы думаете, с чем мы должны познакомиться на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?

(ответы детей)

- Какие цели мы поставим на этот урок? (на уроке вы узнаете, что такое икона и познакомитесь со строением, видами икон, историей ее появления.)


  1. Вступительное слово учителя.

- “Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю”

- Я не случайно прочитала вам отрывок из “Казачьей колыбельной песни”, написанной на стихи великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.


  1. Работа над новым материалом.


- Кто знает, что такое икона? (изображение святых и их деяний).

- Икона слово греческое. Это священное изображение (образ), которое почитают православные христиане, это живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а так же священных событий, написанное в соответствие с церковными правилами и освящённое по церковному обряду. Некоторые иконы имеют особые названия:

  • аналойная (небольших размеров) – слайд 4

  • запрестольная или выносная (выносится на Крестных Ходах) – слайд 5

  • местная (нах-ся в Храме справа и слева от Царских Врат) – слайд 6

  • мироточивая (из кот. источалось святое миро) –слайд 7

  • надвратная (над входом в храм) – слайд 8

  • нательная (носимая на груди) – слайд 9

  • праздничная ( в честь священных событий или Святого, в честь которого совершается праздник служба) – слайд 10

  • семейная (на ней изображены Святые, покровители семьи)-слайд 11

  • складная (состоит из 2-3 небольших икон) – слайд 12


- У кого из вас есть дома иконы? Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «красный угол».

- Откуда же появились иконы?

В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.

Создание проблемной ситуации

- Посмотрите на два изображения. Какое из них икона, а какое просто живописная картина? Как вы догадались?

Икона заметно отличается от живописной картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека

  • Чем же икона отличается от картины?

- Проведём исследование

Давайте посмотрим как изображается свет ? (Вокруг головы Спасителя, Божией Матери, святых угодников и угодниц Божиих на иконах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб. Свет на иконе – льется отовсюду, и ему нет противопоставления – тени. На иконах отсутствуют тени.)

Есть ли горизонт? Задний план? (Самого пространства как такового нет, нет линии горизонта и заднего плана, привыкли к тому, что картина имеет перспективу – то есть точку схождения условных линий в глубине картины, которая придает картине объемность, сходство с реальностью. В иконе все наоборот – перспективные линии не уходят в глубину, а, напротив, движутся из глубины навстречу зрителю, и эти линии вбирают стоящего перед иконой, собственно говоря, целью этих линий и является человек, стоящий перед иконой. Перед нами не сужающееся, а бесконечно расширяющееся пространство. Такая перспектива получила название обратной – она позволяет представить предмет многопланово – сразу с трех сторон)

Лик это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Самое поразительное, что есть в иконе это лица (лики) и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза выражают радостопечалие.Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали широко раскрытыми. Именно через глаза икона и показывает святость изображенного. Создается впечатление, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.

Большое значение в иконе имеет жест: благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д


Надписи Неотъемлемой частью всей композиции являются надписи на иконах.
В иконах и цвета имеют своё значение.

Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость

Белый –чистота, святость, простота

Черный – тьма, злые силы

Красный – тепло, жизнь, любовь, победа жизни над смертью

Зеленый – символ жизни на Земле

Голубой – цвет небесной истины


Работа с текстом учебника.

- Прочитайте текст с 42-43 в желтой и зеленой рамочке.


Чтение текста.


Послетекстовая работа.


- Как называют мастеров, которые пишут иконы?

- О каких иконописцах вы узнали из текста? Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублёв, репродукцию икон которого мы видим.

- Какая икона А. Рублева самая знаменитая?

- Какие слова как бы говорит А.Рублев этой иконой потомкам? Как вы их понимаете?

А еще вы прочитали о том, что процесс создания иконы очень сложный и длительный. Давайте посмотрим фрагмент создания икон


Просмотр видеофрагмента


- Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями , те положительными качествами.

Работа в парах.

У вас на столах карточки, выберете из них те добродетели, которыми должен обладать иконописец .


Карточки: гордость, трудолюбие, зависть, милостыня, чистота, ненависть, любовь, злость, обжорство, кротость, терпение, послушание, ответственность, благодарение, честность, лень, упрямство, скупость, гнев, скука.


- Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?

- Мне хочется рассказать вам о чудотворной иконе Знамения Божией Матери. В 1385 году Курское княжество было снова опустошено татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Служивший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил, что причина чуда - в иконе Богородицы "Знамение". Тогда разъяренные татары разрубили икону и разбросали половинки, а часовню сожгли. Священника пленили, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду. По возвращении домой и поссле долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа, и только по шву выступило нечто, «аки роса». Разве это не чудо? Не зря эта икона названа Чудотворной.

Молятся об исцелении от слепоты, холеры. Также молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани.

  1. Закрепление.

Работа в парах по карточкам. Восстановление текста.

Слово «икона» переводится с греческого как ……….. На иконах изображают ……… В доме место, где располагали иконы, называли ………… На иконе вокруг головы святого изображают свет, сияние – это …… Самое главное в иконе- это ….., а еще есть …., ….. Мастера, которые пишут иконы это …… Известными создателями икон являются …………………………………………….


  1. Итог урока.

Вот и подошел к концу наш урок. Так какой ответ вы дадите на вопрос «Верно ли, что икона отличается от живописной картины? » Чем?


  1. Рефлексия


Продолжите предложения:

- Сегодня на уроке я узнал, что…

- Сегодня на уроке я понял, что…

- Сегодня на уроке я почувствовал, что…

- Мне очень хочется, чтобы…



  1. Домашнее задание.


  • Расскажите родителям, что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.



































гордость

чистота

трудолюбие

ненависть

милостыня

скупость

зависть

гнев

скука

упрямство

лень

ответственность

благодарение

терпение

честность

послушание

кротость

обжорство

любовь

злость



гордость

чистота

трудолюбие

ненависть

милостыня

скупость

зависть

гнев

скука

упрямство

лень

ответственность

благодарение

терпение

честность

послушание

кротость

обжорство

любовь

злость











































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Православие. Икона ОРКСЭ

Автор: Богданова Полина Александровна

Дата: 25.04.2021

Номер свидетельства: 579205

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Урок ОРКСЭ "Православие. Икона.""
    ["seo_title"] => string(28) "urok_orkse_pravoslavie_ikona"
    ["file_id"] => string(6) "579200"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619336813"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Методический материал по модулю "Основы православной культуры" курса ОРКСЭ"
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskii-matierial-po-moduliu-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-kursa-orkse"
    ["file_id"] => string(6) "247820"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446633044"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Календарно- тематическое планирование по ОРКСЭ  модуль "Основы православной культуры" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(100) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-orkse-modul-osnovy-pravoslavnoi-kul-tury-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "229788"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1441883325"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства