Просмотр содержимого документа
«Православие. Икона ОРКСЭ»
Тема: Православие. Икона.
Цель: Расширить представление о ценностях Христианского искусства, объяснить смысл
иконы.
Задачи:
познакомить с особенностями иконописного изображения, понять различия написания иконы и картины;
уяснить, что свет – основа иконописания;
воспитывать бережное отношение к иконам, как к изображению священных для христиан образов.
Ключевые понятия: икона, иконописец, образ, гармония, нимб, пространство без тени, обратная перспектива.
Ход урока.
Организация деятельности учащихся.
Прозвенел звонок, начинается урок. Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу и подумайте как хорошо, что мы сегодня вместе. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
На прошлом уроке мы начали изучать новый раздел «Религии народов России»
- Но прежде чем продолжить открывать новые знания, давайте вспомним, что мы уже знаем.
«Верно ли что …..»
если утверждение верно, то ставим знак «+»
если не верно знак «-»
Верно ли, что в России существуют несколько религий? (+)
Верно ли , что Русь приняла христианство во время правления князя Игоря? (-)
Верно ли, что наибольшее число россиян исповедуют православие? (+)
Верно ли, что Русь приняла веру в 1988 году? (-)
Верно ли, что христианство делится на православие, католическую церковь и протестантизм (+)
Верно ли, что основателем христианства был князь Владимир? (-)
Верно ли, что главная священная книга всех христиан – Библия? (+)
Верно ли, что священным знаком христиан является крест? (+)
Верно ли, что икона отличается от живописной картины?
Проверка по образцу . Самопроверка.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
+
-
+
-
+
-
+
+
?
- У кого получилось все верно? Молодцы! Значит, на прошлом уроке были очень внимательными.
- Ребята, какой вопрос вызвал у вас затруднение?
(ответы детей)
- Итак, в ходе ответов появились затруднения, сегодня я предлагаю так построить работу, чтобы к концу урока ответить на данный вопрос.
- Как вы думаете, с чем мы должны познакомиться на уроке, чтобы ответить на этот вопрос?
(ответы детей)
- Какие цели мы поставим на этот урок? (на уроке вы узнаете, что такое икона и познакомитесь со строением, видами икон, историей ее появления.)
Вступительное слово учителя.
- “Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю”
- Я не случайно прочитала вам отрывок из “Казачьей колыбельной песни”, написанной на стихи великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.
Работа над новым материалом.
- Кто знает, что такое икона? (изображение святых и их деяний).
- Икона слово греческое. Это священное изображение (образ), которое почитают православные христиане, это живописное изображение Святой Троицы, Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых, а так же священных событий, написанное в соответствие с церковными правилами и освящённое по церковному обряду. Некоторые иконы имеют особые названия:
аналойная (небольших размеров) – слайд 4
запрестольная или выносная (выносится на Крестных Ходах) – слайд 5
местная (нах-ся в Храме справа и слева от Царских Врат) – слайд 6
мироточивая (из кот. источалось святое миро) –слайд 7
надвратная (над входом в храм) – слайд 8
нательная (носимая на груди) – слайд 9
праздничная ( в честь священных событий или Святого, в честь которого совершается праздник служба) – слайд 10
семейная (на ней изображены Святые, покровители семьи)-слайд 11
складная (состоит из 2-3 небольших икон) – слайд 12
- У кого из вас есть дома иконы? Иконы у православных христиан были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце. Самое видное место было отведено под иконы и называлось «красный угол».
- Откуда же появились иконы?
В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие И.-Х. взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.
Создание проблемной ситуации
- Посмотрите на два изображения. Какое из них икона, а какое просто живописная картина? Как вы догадались?
Икона заметно отличается от живописной картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека
Чем же икона отличается от картины?
- Проведём исследование
Давайте посмотрим как изображается свет ? (Вокруг головы Спасителя, Божией Матери, святых угодников и угодниц Божиих на иконах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб. Свет на иконе – льется отовсюду, и ему нет противопоставления – тени. На иконах отсутствуют тени.)
Есть ли горизонт? Задний план? (Самого пространства как такового нет, нет линии горизонта и заднего плана, привыкли к тому, что картина имеет перспективу – то есть точку схождения условных линий в глубине картины, которая придает картине объемность, сходство с реальностью. В иконе все наоборот – перспективные линии не уходят в глубину, а, напротив, движутся из глубины навстречу зрителю, и эти линии вбирают стоящего перед иконой, собственно говоря, целью этих линий и является человек, стоящий перед иконой. Перед нами не сужающееся, а бесконечно расширяющееся пространство. Такая перспектива получила название обратной – она позволяет представить предмет многопланово – сразу с трех сторон)
Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Самое поразительное, что есть в иконе это лица (лики) и глаза. В ликах проступает мудрость и любовь. Глаза выражают радостопечалие.Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали широко раскрытыми. Именно через глаза икона и показывает святость изображенного. Создается впечатление, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Большое значение в иконе имеет жест: благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
Надписи Неотъемлемой частью всей композиции являются надписи на иконах. В иконах и цвета имеют своё значение.
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость
Белый –чистота, святость, простота
Черный – тьма, злые силы
Красный – тепло, жизнь, любовь, победа жизни над смертью
Зеленый – символ жизни на Земле
Голубой – цвет небесной истины
Работа с текстом учебника.
- Прочитайте текст с 42-43 в желтой и зеленой рамочке.
Чтение текста.
Послетекстовая работа.
- Как называют мастеров, которые пишут иконы?
- О каких иконописцах вы узнали из текста? Первым иконописцем был евангелист Лука, а первым русским иконописцем Алимпий Печёрский. Одним из известных иконописцев является Андрей Рублёв, репродукцию икон которого мы видим.
- Какая икона А. Рублева самая знаменитая?
- Какие слова как бы говорит А.Рублев этой иконой потомкам? Как вы их понимаете?
А еще вы прочитали о том, что процесс создания иконы очень сложный и длительный. Давайте посмотрим фрагмент создания икон
Просмотр видеофрагмента
- Конечно, написать икону может только человек, который обладает добродетелями , те положительными качествами.
Работа в парах.
У вас на столах карточки, выберете из них те добродетели, которыми должен обладать иконописец .
- Ребята, а некоторые иконы называют чудотворными. Как вы думаете, почему?
- Мне хочется рассказать вам о чудотворной иконе Знамения Божией Матери. В 1385 году Курское княжество было снова опустошено татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Служивший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил, что причина чуда - в иконе Богородицы "Знамение". Тогда разъяренные татары разрубили икону и разбросали половинки, а часовню сожгли. Священника пленили, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду. По возвращении домой и поссле долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа, и только по шву выступило нечто, «аки роса». Разве это не чудо? Не зря эта икона названа Чудотворной.
Молятся об исцелении от слепоты, холеры. Также молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани.
Закрепление.
Работа в парах по карточкам. Восстановление текста.
Слово «икона» переводится с греческого как ……….. На иконах изображают ……… В доме место, где располагали иконы, называли ………… На иконе вокруг головы святого изображают свет, сияние – это …… Самое главное в иконе- это ….., а еще есть …., ….. Мастера, которые пишут иконы это …… Известными создателями икон являются …………………………………………….
Итог урока.
Вот и подошел к концу наш урок. Так какой ответ вы дадите на вопрос «Верно ли, что икона отличается от живописной картины? » Чем?
Рефлексия
Продолжите предложения:
- Сегодня на уроке я узнал, что…
- Сегодня на уроке я понял, что…
- Сегодня на уроке я почувствовал, что…
- Мне очень хочется, чтобы…
Домашнее задание.
Расскажите родителям, что вы узнали и что поняли сегодня на уроке.