Образовательная:познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения; повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.
Воспитательная:воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Развивающая:развивать у детей чувство такта; развивать устную и письменную речь; обогащать словарный запас.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях (часть 2), художественная литература, таблицы, два телефона, ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Цели урока:
Образовательная:познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения; повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.
Воспитательная:воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.
Развивающая:развивать у детей чувство такта; развивать устную и письменную речь; обогащать словарный запас.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд 1
Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать.
- Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему. Сегодня на улице ясно, солнечно, тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же солнечное настроение, а так же, уважение и взаимопонимание! Вы готовы? Начинаем! Садитесь!
2. Проверка домашнего задания
– Ребята, давайте откроем тайну нашим гостям, расскажем им, какой раздел мы сейчас изучаем? (Как мы общаемся).
- Давайте откроем ещё одну тайну. К созданию чего мы приступили?
(мы приступили к созданию книги «Азбука вежливости»).
-Правильно. А так же мы разделились на творческие группы.
- Напомните мне, какие страницы мы уже заполнили?
(общение в семье, общение в школе).
- Сейчас мы ещё раз вспомним и повторим правила поведения в школе.
- Утром мы приходим в школу. Что нужно сделать! (поздороваться)
- С кем здороваемся? Как здороваемся?
(Ответы детей)
- А теперь мы поиграем в игру «Доскажи словечко» и вспомним другие правила. Я называю первую строчку и вторую без последнего слова, вы попробуйте назвать это слово сами.
** Игра «Доскажи словечко» слайд 2
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и .... (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, ...(не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё ...(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку ...(поднимать).
******** ******************** слайд 3
На математике считают,
На перемене ...(отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай: ты не .....(сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши …(перебивать).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты ….(звонок).
********************************* слайд 4
Чтоб не тревожились врачи,
На перемене не …(кричи).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда …(готовым).
- Молодцы!
** ***************** слайд 5
А теперь откроем тесты на с.60 и выполним задания № 153, №154, №155, №156.
-Оценим свои знания: (на доске ответы)
№ 153 - А, №154 - В, №155 - Б, №156 - В.
Если вы ответили на все вопросы правильно – поставьте себе «5», если 1 ответ не верный – «4», если 2 ответа не верных – «3».
3. Введение в тему.
Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят.
- Подумайте, какое слово потеряла Маша? (СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ)
- Так уж важно это слово? Можно ли без него обойтись?
- Какая же тема нашего урока?
– Чему мы должны научиться сегодня?
(Вспомнить вежливые слова, научиться быть вежливыми, добрыми)
****************** слайд 6 (тема урока)
– Молодцы ребята, сегодня мы поговорим о волшебных словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова. А волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя, и они делают нашу речь приятнее, более теплой, доброжелательной. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.
–Я хочу предложить вам отправиться в путешествие по «Стране Вежливости», в которой все люди знают волшебные слова, все вежливые и добрые.
Давайте прочитаем (на доске), что такое вежливость, доброта. Слайд 6
Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, каждому человеку.
– Результатом (продуктом) нашей работы будут страницы вежливости для книги Азбука Вежливости. Работать будете в группе. Каждая группа будет работать над созданием своей страницы.
III. Новый материал
– Итак, начинаем наше путешествие по Стране Вежливости. Слайд 7
1) Остров Волшебных слов слайд 8
– И вот у нас на пути Остров Волшебных слов. Давайте заглянем туда и вспомним волшебные слова.
- Посмотрите на свои страницы и прочтите, над какими словами вы будите работать.
1) – Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
– Над какими словами будут работать ребята 1-й группы? (Слова приветствия)
2) Нам желают: «Доброго пути!» –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
– Какие слова исследовали ребята 2-й группы? (Слова пожеланий)
3) Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
– Какие слова будут изучать ребята 3-й группы? (Слова просьбы)
4) Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание! (Слова прощания) (Я)
********************** слайд 9
– Найдите среди слов в конверте № 1 – слова своей группы и наклейте их на страницу книги.
Здравствуйте, будьте добры, будьте здоровы, всего хорошего, до свидания, привет, пока, до встречи, прощайте, добрый день, добрый вечер,разрешите помочь, пожалуйста, счастливого пути, прошу вас, будьте любезны, приятного аппетита.
******************** СЛАЙД 10
Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день,
добрый вечер, привет.
Группа 2 (Формы пожеланий): всего хорошего, будьте здоровы, спокойной
ночи, приятного аппетита, доброго пути.
Группа 3 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу
вас, разрешите помочь.
(Дети читают свои слова, остальные оценивают правильность выбора)
*********************** слайд 11
-Ребята, какие слова остались? Прочтите их. Как можно назвать эту группу слов? (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте, пока.
Давайте приклеим их на страничку. (я приклеиваю на 4 страницу)
*************** слайд 12
– Давайте проверим, как вы усвоили эти слова. Работа по учебнику.
Откройте учебники на с 54. Каждой группе предлагается по 2 картинки. Подберите вежливые слова к картинкам.
– Давайте сделаем вывод: сколько вежливых слов мы услышали на этом острове? (много)
- Вежливых слов не одно и не два,
Помни и знай эти чудо – слова!
2) Озеро Театральное слайд 13
- Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, что-бы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником.
- Рассмотрите рисунок на стр. 55. Прочитайте разговор по телефону Рыжика и Попугая. Получился разговор вежливым и понятным?
(Учащиеся обсуждают ситуацию, изображенную на рисунке. Делают коллективный вывод.)
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?
Помни!!! (у каждого на столе)слайд 14
Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.
Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.
Не следует говорить слишком долго.
Давайте эти правила приклеим на свои страницы.
Схема разговора по телефону: (у каждого) слайд 15
«Алло».
Приветствие.
Объяснение цели своего звонка –
собственно разговор.
Благодарность.
Прощание.
Конверт № 2 . Группа 1 Придумайте и разыграйте телефонный разговор, который был бы вежливым и понятным. Слайд 16
*Девочка звонит подруге и хочет узнать у неё домашнее задание по математике.
Группа 2. ДОПОЛНИ ДИАЛОГ: Слайд 17
Алло! (Добрый день!) Это поликлиника?
Поликлиника слушает.
(Скажите пожалуйста,) В какое время принимает хирург?
Хирург принимает с 12 часов в 302 кабинете.
Спасибо. (До свидания.)
Всего доброго.
Группа 3. КАКИЕ НЕТОЧНОСТИ ВЫ ЗАМЕТИЛИ? Слайд 18
- (Алло. Здравствуйте.)
- Позовите ,пожалуйста, Галю. Галя, я хочу пригласить тебя завтра в кино. Ты сможешь пойти?
Спасибо, что позвонила. Я рада буду пойти с тобой в кино.
Приходи, буду ждать тебя у входа в кинотеатр в 15 часов.
(До свидания)
ФИЗМИНУТКА (может провести ребенок) «Острова»
3) Гора Вежливости и Добра. Слайд 19
– А что же теперь нас ждет впереди? (Гора Вежливости и Добра.) Там живёт добрый колдун, который пропускает только тех, кто совершает вежливые и добрые поступки. Я предлагаю вам сыграть в игру «Вежливо - невежливо». Если я читаю о вежливом поступке, вы хлопаете в ладоши. Когда я читаю о невежливом поступке, вы НЕ хлопаете.
1 Если ты пришел к знакомым –
не здоровайся ни с кем,
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому не говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.
2 Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал, покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
3 - Поздороваться при встрече.
- Свистеть, кричать, шуметь в школе.
- Перебивать того, кто говорит.
- Помочь маме помыть посуду.
- Помочь пожилому человеку подняться по лестнице.
- Не извиниться, если случайно наступил на ногу товарищу.
- Помогать младшим.
Вывод. Вежливое, внимательное и доброжелательное отношение к другим людям проявляется в поступках и в словах, а так же в тоне разговора с ними.
– Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором правила вежливости НА ЛИСТОЧКАХ).
Правила вежливости (У каждого на столе) Слайд 20
Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.
Будь вежлив со своими товарищами
Будь всегда приветлив, здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся.
Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!
– Приклейте правила вежливости на свою страницу (Конверт № 3)
4) Море Мира и Добра. Слайд 21
IV. Подведение итогов.
Итак, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? (научились соблюдать правила вежливости…)
Что нового узнали? (О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах) (как правильно вести беседу по телефону, узнали новые пословицы) Какое задание больше всего понравилось? А какое показалось трудным?
****************************** слайд 22 - 23
И в заключение нашего урока проведем небольшой тест «Оцени свою вежливость». (у каждого). (проверили)
**************** слайд 24
Для того, чтобы вы никогда не забывали вежливые слова давайте откроем конверт № 5и на память возьмём себе по одному цветочку с вежливыми словами, которые мы после урока приклеим в дневники. А капитаны приклеят цветы на свои страницы.
– На этом уроке мы не закончили работу над нашими страницами. На следующих уроках мы продолжим нашу работу и познакомимся с другими правилами вежливости.
V. Домашнее задание. слайд 25
**С 56 – 57 прочитать рассказ попугая Ильи, обсудить с родителями. Попробуйте объяснить, что такое культура поведения.
**Каждой группе нужно найти значение слов:
1-здравствуйте, 2 –благодарю, 3 – пожалуйста.
Выставление оценок.
Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. (поворачиваются друг к другу и говорят спасибо). Урок окончен.
ТЕСТ «ОЦЕНИ СВОЮ ВЕЖЛИВОСТЬ»
Отвечай на вопросы одним словом «да», или «иногда», или «нет».
ТЕСТ
ответ
баллы
1. Здороваешься ли ты с соседями по
дому на улице?
2. Благодаришь ли ты маму или
бабушку за обед (ужин, завтрак)?
3. Извиняешься ли ты, если опаздываешь на урок и входишь в класс после учителя?