IV. Решение учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения Цель: Создать проблемную ситуацию Организовать составление совместного плана действий; Определить средства. - У многих семей есть садово-огородные участки, на которых они выращивают культурные растения. У меня тоже есть. И вот как-то летом среди молодых всходов редиса и салата я обнаружила на своих грядках лужайки из желтых шариков одуванчика. - Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? Выслушиваются мнения детей. - Эти семена-путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим дуть на белые шапочки одуванчика и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю (приложение) - парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра. Даже при слабом ветре перелетают они на большие расстояния, потому что легкие. - Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра) На доске - Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. На доске плакат “Семена летучие” (Приложение 2.) Практическая работа На партах наборы семян растений (клена, березы, сосны и др.). - Рассмотрите семена растений. Как же они расселяются? Обсудите и дайте полный доказательный ответ. Ответы детей: - У клена плоские крылышки, чтобы подольше кружиться, удержаться в воздухе и долететь до земли. - Плоды астры, пушицы, тополя имеют хохолки из мелких волосков. Семена березы едва видны простым глазом. Мелкие плоды послушны ветру. ВЫВОД: Ветер помогает путешествовать и расселяться семенам с легкими, плоскими и мелкими семенами. Чем легче семена, тем дальше их уносит ветер от родительского дерева. Динамическая пауза. Физкультминутка (Приложение 3.) - Посмотрим на плоды дуба, возьмите желудь в руки. Что можно сказать? (Тяжелые. Нет крылышек) - Как же путешествуют тяжелые семена? Кто им помогает? - Ответ на этот вопрос вы найдете в книге “Я познаю мир. Растения” (стр. 42, 2 абзац) Каждой группе дать инструкцию по проведения исследований -Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах? 1.Будь вежлив с товарищем в группе 2.Умей выслушать мнение каждого. 3.Доказывай своё мнение. 4.Придя к единому мнению, выберите представителя от группы для ответа у доски. 5. Внимательно выслушай мнение в других группах. 6.Задай вопрос на понимание. -Уважаемые исследователи, представьте отчет о проделанной работе. А вы, уважаемые сотрудники, внимательно выслушайте и дайте оценку с помощью сигнальных карточек: если вы согласны и вам понравилась работа – поднимите зеленый смайлик, если нет- то красный. 1. Животные очень важны для распространения семян, поскольку они могут переносить даже сравнительно тяжелые семена и плоды на большие расстояния, делая себе запасы. Расселение сосны кедровой зависит от сбора семян кедра кедровками, а в расселении европейских дубов участвуют грачи, дятлы, белки, но прежде всего-сойки. За 30 дней 60 соек унесли примерно 300000 желудей, значит одна примерно 5000 желудей. Даже если часть их прорастет - это будет хороший вклад в расселение растений. Муравьи, грызуны растаскивают семена и плоды, создавая себе запасы. Но часто о них забывают, часть семян теряется в пути. 2. Травоядные животные (коровы, овцы, козы, олени и др.) поедают с кормами огромное количество семян. А поскольку многие дикие животные очень подвижны, перемещаются по большой территории, они разносят семена на значительные расстояния. Плоды и семена неприятны для людей, а то и вовсе ядовиты, очень привлекательны для птиц. Вместе с птичьим пометом такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания. Многие виды растений распространяются только птицами (омела, бересклет, бузина, можжевельник, рябина и др.) 3. Лучше всего распространяются семена и плоды, которые прикрепляются к животным: семенам не грозит разрушение при разжевывании и переваривании. У таких растений плоды и семена имеют специальные приспособления для прикрепления: клейкие железистые волоски, клейкая слизь, крючки, шипы, колючки. 4. Рассмотрим как это им удается На доске. -Кто еще кроме животных может перенести семена? (Человек) В ходе беседы составляется схема - В природе существуют растения- артиллеристы (бешеный огурец, недотрога, анюткины глазки, душистый горошек и т. д.) (Приложение 2.) - Послушаем рассказ об этих интересных растениях. (Выступление ученика) - Создавая новый вид растения, природа в первую очередь заботится о расселении его потомков. Как вы думаете, почему так необходимо расселение растений? Работа с учебником. Ответы детей: - Семена имеют больше шансов прорасти и дать побеги, если им не приходится соперничать за место, воду и пищу. Потому они совершают далекие путешествия при помощи ветра, животных и человека. |