Тема: Порядок выполнения действий. Скобки.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели: познакомить с порядком выполнения действий при вычислениях; учить находить значения выражений со скобками; развивать умение решать текстовые задачи и задачи логического характера; совершенствовать вычислительные навыки.
Формирование УУД:
Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
находить и формулировать проблему совместно с учителем; планировать учебную деятельность на уроке; оценивать полученный результат.
Познавательные УУД: добывать новые знания в учебнике; перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать выводы.
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; участвовать в беседе на уроке.
Предметные результаты: использовать в своей речи название компонентов действий сложения и вычитания; осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками; находить значение выражений в двух действиях; уметь читать числовые выражения.
Оборудование: учебник «Математика» 2 класс, М.И. Моро, М.А.Бантова, проектор, экран, презентация.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
– Сегодня у нас не совсем обычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.
Прозвенел звонок и смолк-
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пожелайте успехов глазами
И вперёд за новыми знаниями!
- Пусть хорошее настроение поможет вам преодолеть трудности на уроке. Пусть урок пролетит, как одно мгновение, но оставит полезный след в ваших головках.
- Какой у нас сейчас урок! Поднимите уроку кто любит математику? А почему?
- Откройте тетради, запишите число и слова «Классная работа»
-Какое число записали? (21)
- Что можете о нем сказать? (двузначное, состоит из 2 десятков и 1 единицы, соседи числа 21 – это 20 и 22)
- Как можно получить число 21? (10+11, 22-1, 7+14, 15+6, 13+8).
Назовите самое большое двузначное число? Самое маленькое?
А к нам на урок математики пришёл помощник? А вот, что за помощник?
На столах лежат два листочка. На одном написано задание, в другом листочке это задание надо выполнить.
Какое задание вы должны выполнить?
Заштрихуйте, кто выполнит первый и т.д.
2Постановка проблемы и задач
-Какой-то сказочный волшебник
Немного просто пошутил.
К нам на урок сегодня сказку
Он ненадолго пригласил.
–Сегодня мы на уроке совершим заочное путешествие в сказку.
Жили-были обычные дети Витя и Наташа.
Наташа верила в сказки, а Витя - увлекался наукой. Но однажды в сказочной стране случилась беда – злой Кощей похитил добрую сказочную героиню. Надо её спасать! И Витя с Наташей с любимым котом решили это сделать.
А мы с вами можем им помочь. В этой невиданной сказочной стране всё подчинено законам математики. Если попали в страну математики, то скажите чем будем заниматься на уроке? Если мы справимся со всеми заданиями, то победим Кощея и спасём бедняжку.
А чтобы узнать, кого похитил Кощей, нам надо выполнить задание. (на доске)
Устный счёт
- Вам нужно найти значения математических выражений, каждое выражение имеет букву, куда ее нужно будет написать, я думаю, вы догадаетесь.
(Дети выходят по одному к доске, решают устно примеры, и ставят соответствующую букву в таблицу.) Какое задание я вам предлагаю?
8+5 А 73-3 С
10+7 И 60-40 Л
9+6 А 84-80 И
20+30 С 35-30 В
5 | 13 | 50 | 17 | 20 | 4 | 70 | 15 |
В | а | с | и | л | и | с | а |
-Кого же похитил Кощей? (Василису)
- Ребята, давайте вернемся к выражениям
-Что общего у всех выражений первого столбика? (выражения со знаком +)
-Давайте вспомним, как называются выражения со знаком +? (сумма) прикрепить табличку
- Чем похожи все выражения второго столбика? (выражения со знаком -)
- Как называются выражения со знаком -? (разность) прикрепить табличку
- Молодцы!
- Идут Наташа и Витя по дремучему лесу. Стоит избушка на курьих ножках. Видят – сидит на бревне Баба-Яга. Увидела ребят и говорит: “Знаю, зачем пришли. Но сначала помогите мне разобраться с примерами. Если сделаете то, что раньше никогда не делали, скажу, где Кощей живёт». Поможем Наташе и Вите?
(На доске записаны примеры.)
12-2+8=18
12-2+8=2
-Давайте рассмотрим примеры и сравним их. Чем они похожи? (числами и действиями). Чем отличаются? (ответами)
- Почему у одинаковых примеров получились разные ответы?
-Какой из этих примеров решен верно? (Первый)
- Как выполняли действия? (Сначала выполнили вычитание, а потом сложение.)
-А кто уже знает, в каком порядке нужно выполнить действия во втором равенстве, чтобы оно стало верным? (Сначала сложить 2 и 8, а затем из 12 вычесть их сумму.)
4. Выявление места и причины затруднения.
- Мы поняли, как нужно решать эти примеры.
- Чего мы не знаем? (Как показать, в каком порядке нужно выполнять действия во втором примере.)
5. Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, задачи).
- О чём сейчас говорили? (О порядке выполнения действий.)
- Какая тема урока? (Порядок выполнения действий.)
- Чему нам надо научиться? Что нам надо узнать? (в каком порядке нужно выполнять действия при вычислениях).
6. Поиск решения проблемы.
1) (Выставить карточку с примером)
10 – 5 + 2 - Прочитайте. Какое действие надо выполнить первым? (Сложение)
- Почему? (Оно выделено)
- Как называется то, что выделено? (Сумма)
- Из 10 вычесть сумму чисел пяти и двух. Для того, чтобы показать, что первым действием будет сложение, в математике используют скобки. По-другому наш пример можно записать так: 10 – (5 + 2)
- Что показывают скобки? (Что данное действие надо выполнять первым).
Давайте вычислим: 10 – (5 + 2) = 3 (надписываем результат, полученный в скобках)
- Какие действия выполняют первыми, если в выражении есть скобки?
(Действия в скобках)
2) - Посмотрите, чем отличаются столбики примеров?
8-3+4=9 8-(3+4) =1
18-8+9=19 18- (8+9) =1
(В первом столбике нет скобок, а во втором есть.)
-Как выполняли действия в первом столбике? (По порядку.)
-Как будем выполнять действия во втором столбике, чтобы получить эти значения выражений? (Сначала выполним действие в скобках.)
-Сравните порядок выполнения действий в первом и во втором столбиках. Что вы можете сказать? (В первом столбике мы выполняли действия по порядку, а во втором сначала в скобках.)
-Что нам поможет указать на порядок выполнения действий? (Скобки.)
-Сформулируйте правило, как правильно выполнять действия в выражениях со скобками. (Сначала выполняются действия в скобках, а потом по порядку)
7. Первичное закрепление новых знаний.
- Мы получили новое знание. Проверим, правильно ли мы сделали вывод.
- Сравним наше новое знание с научным в учебнике.
Прочитайте на с.38 выделенное в рамочку правило. (Прочитал каждый, потом проговариваем хором).
- Кто уже сможет рассказать правило Бабе-Яге?
- Давайте вернемся к нашему выражению. Кто может показать, что 1 действие нужно выполнить сложение?
Физминутка
Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. Нужно носом подышать. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Встать, поднять руки вверх. Наклон, выпрямиться. Хлопают в ладоши. Кивают головой. Вдох носом, выдох через рот. Разводят руки в стороны. Машут руками над головой. Садятся за парты |
- Попробуем применить наше новое знание на практике.
Работа по учебнику. Решение примеров.
С. 38 № 1
(Коллективное выполнение с комментированием. Выходят к доске.)
- Нашли №1 на стр.38. Прочитайте задание. - Что вас просят сделать?
(Ученик у доски, остальные в тетрадях решают примеры №1.)
-Давайте прочитаем запись. / Дети правильно читают числовые выражения/
6 + (3 + 1) = 10 — Нам нужно к числу 6 прибавить сумму чисел 3 и 1.)
8 – (2 + 3) = 3 — из 8 вычесть сумму чисел 2 и 3
(6 + 3) + 1 = 10 — к сумме чисел 6 и 3 прибавить 1
(8 – 2) + 3 = 9 — к разности чисел 8 и 2 прибавить 3
(4 + 6) – 3 = 7 — из суммы чисел 4 и 6 вычесть 3
4 + (6 – 3) = 7 — к разности чисел 6 и 3 прибавить 4
(В скобках стоит сумма, а перед скобкой действие сложение. Нам нужно к числу 6 прибавить сумму чисел 3 и 1.)
- А теперь нам нужно выполнить действия.
– Какое действие следует выполнить первым? – Найдите значение выражения:
сумма чисел трех и одного равна четырем (надписываем результат, полученный в скобках)
к шести прибавить четыре – получится десять;
значение выражения равно десяти.
Аналогично разбираются остальные равенства.
-Молодцы! Справились с заданием.
- Вот теперь, – говорит Баба-Яга, – могу дать вам мою реактивную ступу. Да только вместо топлива работает она на "математическом ускорителе".
- Ребята, чтобы ступа смогла взлететь, нам надо решить задачу.
8. Повторение пройденного материала.
Решение задачи. С. 39 № 5
- Обратимся к задаче на стр.39 №5.
- Прочитайте. (Дети читают задачу сначала про себя, а затем один ученик читает её вслух).
- О ком говорится в задаче? - Чем занимался Коля?
- Какую пользу приносит людям посещение бассейна? (Укрепляет здоровье человека.)
- Вы тоже должны укреплять своё здоровье, заниматься спортом.
- Что известно в задаче? - Что нужно найти в задаче?
- Давайте обратимся к чертежу задачи.
- Что обозначают числа 100? 60?
- Как ответить на вопрос задачи?
- Запишите решение и ответ. (Один ученик работает у доски).
Составь задачу, обратную данной, сделай к ней схематический чертёж и реши её.
Коля проплыл 60 м дорожки в бассейне, до её конца ему осталось проплыть 40 м. Какой длины дорожка?
- Молодцы, справились с заданием.
9. Рефлексия.
- Молодцы! Спасли мы Василису? - Да!
- Вот видите, как хорошо мы потрудились! Это потому, что все вместе работали. Для общего дела старались. Спасибо всем, особенно ………. хорошо потрудились (перечисляю).
- Итак, что нового мы узнали на пути к спасению Василисы? (Действия, записанные в скобках, выполняются первыми)
- Для чего нам нужны полученные сегодня на уроке знания?
- Даже если у вас не все получилось, не волнуйтесь, тема новая, и скоро вы во всём разберётесь. Нужно просто еще потренироваться.
Рефлексия.
Что узнали?
Чему научились?
Что ещё бы вам хотелось узнать?
Что бы посоветовали своим одноклассникам?
10. Домашнее задание
с. 38 № 3, выучить правило