На уроке учащиеся на практической основе знакомятся с полезными ископаемыми:песок, глина, торф, гранит и их свойствами. Изучение материала происходит с опорой на знания и опыт детей. Урок способствует формированию представлений о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека на основе изучения основных свойств; содействует развитию умения производить простейшие опыты, аккуратности и дисциплинированности при проведении практических работ и опытов, развитию умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: способствоватьформированию представлений о полезных ископаемых, их разнообразии, значении в хозяйственной деятельности человека на основе изучения основных свойств; содействовать развитию умения производить простейшие опыты, аккуратности и дисциплинированности при проведении практических работ и опытов; способствовать развиватию умения сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: образцы песка и глины, гранита, торфа и нефти, изделия из глины; предметное стекло, лупы, колбы, воронки, вата, стакан и миски или тарелки с водой.
Ход урока
Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
Проверка домашнего задания. Просмотр выполнения работы в тетрадях на печатной основе.
Подготовка к изучению новой темы.
Вводная беседа:
- С какими природными богатствами мы уже познакомились? (равнины)
- Почему равнины считаются природным богатством? (на равнинах легко строить поселки и города, прокладывать дороги, распахивать поля, выра-
щивать и убирать урожаи).
- Как вы думаете, можно ли считать природным богатством песок и глину, которые находятся у нас под ногами?
4. Сообщение темы и цели урока.
Давайте выясним, что вы знаете о песке, глине, граните, нефти и торфе и занесем сведения в таблицу.
песок
глина
гранит
торф
нефть
знали
узнали
знали
узнали
знали
узнали
знали
узнали
знали
узнали
В конце урока посмотрим, изменятся ли наши знания об этих предметах.
5. Изучение новой темы.
Беседа
- Что нужно, чтобы построить многоэтажный дом?
- Из чего делают различные механизмы?
- Из чего получают бензин?
Все, что вы назвали, относится к полезным ископаемым. Что же такое полезные ископаемые? Ответ найдете, прочитав текст на странице 25-26.
- Так, что же такое полезные ископаемые?
Практическая работа " Свойства глины и песка"
Работа осуществляется под руководством учителя в двух группах.
Порядок выполнения работы описан в учебнике на стр. 26-27. Обратить внимание на строгое выполнение всех указаний по выполнению работы.
Опыт №6 выполняет учитель.
- А сейчас результаты опытов занесем в таблицу на стр.20 наших тетрадей.
Признаки сравнения
песок
глина
1. Состояние (твердое, жидкое)
твердое
твердое
2. Строение (сыпучее, землянистое)
сыпучее
землянистое
3. Твердость (твердое, мягкое)
твердое
мягкое
4. Размеры частиц (крупнее, мельче)
крупнее
мельче
5. Отношение к воде (пропускает, не пропускает)
пропускает
не пропускает
6. Пластичность («+», «-»)
-
+
7. Запах («+», «-»)
-
+(влажная)
- А теперь выясним, где применяется песок и глина. 1-ая группа ищет ответ на вопрос: Где используется песок на стр. учебника 27-28, а 2-ая группа – где используется глина на стр. 28.
( Песок используется еще в производстве хрусталя, бетона, фильтров для очистки воды, наждачной бумаги).
Учитель демонстрирует образец гранит и спрашивает: Почему гранит используют при постройке фундаментов зданий, облицовке памятников, сооружений?
- Чтобы ответить на этот вопрос проведем некоторые опыты.
(практическая работа проводится по плану, приведенному в учебнике. Учитель расширяет знания учащихся дополнительной информацией:
Название «гранит» происходит от итальянского «гранито», что означает «зернистый»
Полупрозрачные зерна беловатого цвета, похожие на кусочки дымчатого, мутного стекла – это зерна кварца (показ из коллекции). Частички в виде черных или беловатых блестящих пластинок – слюда (показ из коллекции). Вся остальная масса – это полевой шпат (показ из коллекции). Именно от его цвета зависит цвет гранита.)
По ходу выполнения работы заполняется таблица на доске:
Свойства
гранит
Строение
Зернистое
Цвет
Розоватый, серый
Твердость
Твердый
Прочность
Прочный
Другие свойства
Хорошо полируется
Вывод: гранит – твердое, прочное полезное ископаемое, хорошо полируется, поэтому им облицовывают и украшают здания, набережные, станции метро, делают памятники.
Гранит, песок и глина – это строительные материалы.
Физкультминутка.
Практическая работа " Свойства торфа и нефти"
Опыты по изучению свойств торфа проводятся по плану, приведенному в учебнике на стр. 31.
Свойства нефти изучаются под руководством учителя с демонстрацией образцов коллекции и с использованием материала учебника.
Заполняется таблица в тетрадях на печатной основе стр. 22-23
Признаки сравнения
Торф
Нефть
Состояние
Твердое
Жидкое( маслянистое)
Строение (из остатков неразложившихся растений («+», «-»))
+
-
Цвет
Темно-коричневый
Черный
Твердость (твердый, мягкий)
твердый
Мягкий
Отношение к воде (легче, тяжелее воды)
Легче воды
Легче воды
Другие свойства
Хорошо горит,
Хорошо впитывает влагу
Хорошо горит
Выяснение использования нефти и торфа по группам из текста учебника стр.32-33.
(торф – для получения уксусной кислоты, аммиака, парафина, кирпичи для строительства хижин в Гренландии)
(нефть – полиэтиленовые пакеты, рубероид, асфальт, свечи, синтетическая одежда, пластмассовые изделия(расчески, стаканчики и др., а еще ученые пробуют создать продукты питания, но пока они еще не очень хороши)
6. Закрепление. Подведение итогов. Оценки.
- Давайте вернемся к нашей таблице, которую мы заполнили в начале урока. Что мы узнали нового?
Тест: (листки подписать и пронумеровать) Если утверждение правильное, ставим «+», если не правильное – «-».
1. Гранит – прочная, тяжелая горная порода серого или розоватого цвета (+)
2. Гранит плохо полируется (-)
3. Песок и глина – сыпучие вещества (-)
4. Глина плохо пропускает воду (+)
5. Нефть – маслянистая жидкость, легче воды, черного цвета (+)
6. Торф плохо впитывает воду (-)
- Проверьте свои ответы (открывается обратная сторона доски с ответами)
7.Рефлексия..
- На уроке было интересно …
- На уроке было тяжело …
- Урок мне …
8. Домашнее задание:
1-ый вариант – стр.27-29,
2-ой вариант – стр. 30-31,
3-ий вариант – стр. 31-33. Прочитать, ответить на вопросы.