Учитель произносит чистоговорку, а ребёнок называет тот звук, который он чаще всего слышит в ней.
*У Сени и Сани в сетях сом с усами.
*Зойкиного зайку зовут Зазнайка.
*Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
*Мороза моржи не страшатся, моржи на морозе резвятся.
*Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
*Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага.
*Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
*Скажи потише: «Шесть мышат», - и сразу мыши зашуршат.
*Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
*Кот копеек накопил, кошке козочку купил.
*Во дворе горка, под горой норка.
*На дворе трава, на траве дрова.
*Задание «Чистоговорки, скороговорки, приговорки»
Учитель просит детей повторить чистоговорки, скороговорки, приговорки: быстро, чётко, громко, выразительно
*По семеро в сани уселись сами.
*Шишки на сосне, шашки на столе.
*Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.
*На берёзе галка, на берегу галька.
*Дятел дуб долбил да не додолбил.
*Шёл Егор через двор, нёс топор чинить забор.
*Три сороки тараторки тараторили на горке.
2. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса
*Игра «Мяч бросай и животных называй»
В зависимости от темы игры возможны варианты: назвать фрукты, овощи, ягоды и т.д.
Вариант 1.
Учитель называет обобщённое понятие и бросает мяч поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч учителю, должен назвать относящееся к этому обобщающему понятию предметы.
Учитель называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.
Учитель: огурец, лук, репа, а дети – овощи.
*Игра «Животные и их детёныши»
Бросая мяч ребёнку, учитель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч учителю, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа №1 Группа №2 Группа №3
у тигра - тигрёнок у медведя - медвежонок у коровы - телёнок
у льва - львёнок у верблюда - верблюжонок у лошади - жеребёнок
у слона - слонёнок у волка - волчонок у свиньи - поросёнок
у оленя - оленёнок у зайца - зайчонок у овцы - ягнёнок
у лося - лосёнок у кролика - крольчонок у курицы - цыплёнок
у лисы - лисёнок у белки - бельчонок у собаки – щенок
*Игра «Кто как разговаривает»
Учитель поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос.
Учитель: Дети:
Корова мычит
Тигр рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает и т.д.
*Игра «Чей домик?»
Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, учитель задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Учитель:
Кто живёт в дупле? Кто живёт в скворечнике? Кто живёт в гнезде? Кто живёт в будке? Кто живёт в улье? Кто живёт в норе? Кто живёт в логове? Кто живёт в берлоге?
*Игра «Кто как передвигается?»
Учитель, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на вопрос ответить.
Учитель: Дети:
Летают Птицы, бабочки, жуки, мухи…
Плавают Рыбы, дельфины, киты…
Ползают Змеи, гусеницы, черви…
Прыгают Зайцы, кузнечики, жабы…и т.д.
*Игра «Кто, чем занимается?»
Бросая мяч ребёнку, учитель называет профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Учитель, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Можно предложить детям составлять предложения со словами.
*Игра «Лови и бросай, да цвета называй»
Учитель, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Работа проводится с основными цветами и их оттенками.
Учитель: Дети:
Красный мак, огонь, флаг…
Оранжевый апельсин, морковь…
Жёлтый солнце, репа…
Зелёный огурец, трава, лес…
Голубой небо, незабудки…
Синий море, колокольчик…
Фиолетовый слива, сирень…
*Игра «Что бывает круглым?»
Перебрасывая мяч детям различными способами, учитель задаёт вопрос, на который ребёнок, поймавший мяч, должен ответить.
Учитель:
1. Что бывает круглым?
2. Что бывает длинным?
3. Что бывает высоким?
4. Что бывает зелёным?
5. Что бывает холодным?
6. Что бывает гладким?
7. Что бывает сладким?
8. Что бывает шерстяным?
9. Что бывает колючим?
10. Что бывает острым?
11. Что бывает лёгким?
12. Что бывает глубоким?
*Игра «Кто кем был?»
Учитель, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
*Задание: назвать части предметов (по картинкам), части тела и лица человека.
*Задание: подобрать родственные слова (по картинкам)
Например, ДОМ, ДОМИК, ДОМИЩЕ
*Задание: подобрать прилагательные к существительным (как можно больше)
Например, яблоко (какое?) – спелое, сладкое, красное, грязное, чистое, вкусное, ароматное, гнилое, червивое, сочное, аппетитное и т.д.
3. Развитие грамматического строя речи
*Игра «Скажи ласково»
Учитель, бросая мяч ребёнку, называет первое слово, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Книга – книжечка, ложка – ложечка.
Голова – головка, картина – картинка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свекла – свеколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло, креслице.
Перо – пёрышко, стекло – стёклышко.
Часы – часики, усы – усики.
*Игра «Один - много», «Много – один»
Учитель, бросая мяч ребёнку, называет слово в единственном числе, а ребёнок – во множественном (и наоборот). Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы.
Дом – дома Пеналы - пенал
Книга – книги Листья - лист
Дерево – деревья Торты - торт
Стол – столы Ёлки - ёлка
Стул – стулья Псы - пёс
Окно – окна Оконца - оконце
Сильный - сильные Деревца - деревцо
Телефон – телефоны Идут – идёт
*Игра «Составь слово из двух»
Учитель бросает мяч ребёнку и называет два слова, из которых он составляет одно слово.
Голубые глаза - голубоглазый
Серые глаза - сероглазый
Хлеб режет – хлеборезка
Яйца режет - яйцерезка
Сок выжимает - соковыжималка
Мясо рубит - мясорубка
Пыль сосёт - пылесос
Сам летит - самолёт
Вертит и летит - вертолёт
Дикий образ - дикобраз
Броню несёт – броненосец
Утиный нос – утконос
Гвозди дерёт – гвоздодёр
*Игра «Добавь слово»
Учитель бросает мяч ребёнку и просит его добавить слово в предложение, поставив его в соответствии с родительным, дательным, винительным, творительным, предложным падежом.
Наташа рисует зелёным (карандаш).
Белка прыгает по веткам (деревья).
Лодка плывёт по (река).
Около школы Витя увидел (Аня).
Ира сочинила сказку о (лисичка).
*Игра «Составь предложение»
Вариант 1.
Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом несогласованные слова, например: «Девочка играть». Ребёнок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов: «Девочка играет» и бросает мяч обратно учителю.
Вариант 2.
Учитель бросает мяч кому-нибудь из детей, произносит отдельные слова, а ребёнок, поймав мяч, составляет предложение
Например, «ЛЕСУ, ЛИСЫ, ВОЛКИ, И, В – В лесу волки и лисы»
Вариант 3.
Учитель бросает мяч и говорит начало предложения, а ребёнок добавляет слово (несколько слов)
Например, Катя идёт в …. У клоуна …, … парик.
*Игра «Подбери слово противоположное по смыслу»
Учитель, бросая мяч, просит назвать слово противоположное по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний).
Например, день – ночь, громко смеётся – тихо плачет, легко – тяжело, чёрное платье– белое платье и т.п.
*Игра «Подбери слово близкое по значению»
Учитель, бросая мяч, просит назвать слово близкое по смыслу данному. Можно использовать существительные, прилагательные, глаголы (в единственном и во множественном числе), наречия (также на материале словосочетаний).
2. Способствовать совершенствованию умения выделять предложения из текста, подсчитывать их количество; обогащению словарного запаса; активизации мыслительной деятельности; развитию вербальной памяти; совершенствованию умения отвечать на вопросы полными предложениями, общей моторики.
3. Способствовать воспитанию познавательной, речевой активности; развитию позитивного отношения к исправлению речевого дефекта, интереса к родному языку, адекватной самооценки
Оборудование: фишки-клубнички для стимулирования активности в ходе урока; карточки с пунктуационными знаками «.», «!», «?»; предметные картинки «овощи», «фрукты», «ягоды»; магнитофон; аудиозапись со спокойной музыкой; сюжетная картинка «фруктовый сад»; пособие «телевизор»; «микрофон».
Ход урока:
I. Организационный момент:
а) приветствие учителя-логопеда учениками;
б) проверка готовности к уроку учениками, учителем;
в) психогимнастика:
Учитель-логопед говорит: «Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он очень кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения».
II. Основная часть:
1. Сообщение темы урока:
Вопросы беседы:
- Что такое речь?
- Что такое предложение?
- Сколько предложений может быть в рассказе?
- Приведите пример рассказа, предложения
- Ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?
Наша речь состоит из предложений. Речь бывает устная и письменная. Предложения в рассказе, сказке взаимосвязаны друг с другом, логически последовательны. На уроке мы будем различать понятия «речь» и «предложение», составлять предложения и тексты.
2. Задание «Посчитай-ка!»
Ученики слушают рассказ, выделяют в нём предложения, повторяют их, осуществляют пересказ, сначала отвечая на вопросы учителя-логопеда, потом самостоятельно.
«У курицы были цыплята. Она повела их на лужок. Около лужка протекала маленькая речка. Один цыплёнок бросился в речку. Курица с испугу закудахтала. Цыплёнок в речке спокойно плыл. Он был утёнок, а не цыплёнок».
Ученики составляют предложения по предметным картинкам: «овощи» - капуста, лук, морковь, горох, помидор, картофель; «фрукты» - яблоко, груша, апельсин, бананы, лимон; «ягоды» - крыжовник, малина, ежевика, клубника, клюква (индивидуальная работа).
Вопросы к заданию:
- Как назвать одним словом «капуста, лук, морковь»?
- Как назвать одним словом «яблоко, лимон, ананас»?
- Как назвать одним словом «крыжовник, черника, арбуз»?
- В какое время года собирают урожай овощей и фруктов?
4. Физкультминутка «В саду» (пантомима)
Мы идём во фруктовый сад. Там собака Авва. Она сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот – сторож Антон. Мы улыбнёмся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве растёт айва. Потянитесь и сорвите айву. Она ещё не созрела. По вашим лицам я должна догадаться, что айва невкусная. А вот – антоновка. Она вкуснее. Посмотрите, какие чудесные цветы растут на клумбе! Это – астры. Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же клювом. Кто это? Аист. Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Вот мы и дома.
5. Задание «Полный ответ»
Обучающиеся составляют предложения при ответе на вопрос учителя-логопеда.
• Что можно увидеть с закрытыми глазами?
• На какое дерево садится ворона после дождя?
• Из какого крана нельзя напиться?
• Какой месяц короче февраль или май?
• Каким гребнем голову не причешешь?
• Как называется дерево с белым стволом?
• У какого цветка на стебле шипы?
• Какие овощи стелются по земле?
• Какие деревья не знают листопада?
• Какую птицу зовут лесным доктором?
• Какая птица любит блестящие вещи?
• Для чего кошке нужны мягкие лапки и острые когти?
Вопросы к заданию:
- Что такое предложение?
- Из составленных предложений при ответе на вопросы можно составить рассказ или нет? Почему?
6. Задание «Диктор телевидения»
Сначала учитель-логопед объясняет значение слова «диктор», потом называет предложения с различной интонацией, а дети поднимают соответствующие карточки со знаками пунктуации «.», «!», «?». Затем обучающиеся самостоятельно составляют небольшие рассказы - новости на тему «Что такое предложение?», «Что такое речь?», представляя себя дикторами телевидения.
Вопросы к заданию:
- Чем письменная речь отличается от предложения?
- Сколько предложений может быть в тексте?
III. Итог урока:
1. Подведение итогов учителем
2. Подведение итогов учениками (ответы на вопросы учителя)
- Что вы изучали на сегодняшнем уроке?
- Что такое речь?
- Что такое предложение?
- Чем устная речь отличается от предложения?
3. Оценка работы обучающихся:
- самоанализ;
-оценка работы учителем-логопедом: похвалить все удачные ответы детей, указать на недочёты
4. Рефлексия (сказать, что понравилось на уроке, какие впечатления он оставил)