-Сегодня мы будем говорить о почве, о ее составе, о
ее образовании, о ее значении, об охране почвы.
III.Изучение нового материала.
1.Первичное восприятие и осознание нового
материала.
Опыт 1.Бросить кусочек почвы в стакан с
водой.
-Что вы увидели?
-Что находиться в стакане?
Опыт 2.Почву в стакане размешать.Некоторые
части почвы осели на дно, а некоторые плавают. Вы- вод: плавают кусочки корешков, стеблей,листьев. Они образовывают в почве перегной.
3
2.Рассказ учителя.
План рассказа.
1).Состав почвы.
2).Образование почвы.
Останки растений и
животных
Растения и животные Перегнивают и полу-
умирают чают перегной
Растениями питаются Из перегноя образу-
животные ются минеральные
соли
Их используют
растения
4
3.Рассказы детей. Экологическая сказка Н.Ры- жовой. “Как медведь пень потерял.” Автор 1. Шел по лесу медведь. Долго шел,приморил-ся.Смотрит-пень перед ним появился. Свеженький та-кой, ровненький, дубовый. Видать кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался медведь, решил малень-ко на пне посидеть. Медведь. -Ох, хорошо, Машенька наконец-то до-мой убежала, некому теперь мной командовать. А то заладила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок.”Так из-за нее ни одного пирожка не попробовал. А небось вкусные были, с малиной и брусникой.
Автор 2. Отдохнул мишка на пне, поворчал, поохал,пирожки вспоминая, отправился домой. А пень так и остался стоять-крепкий. Даже медведю не под силу его завалить. Меведю-то не под силу, а вот жукам, муровьям под силу такое дело оказалось.
Автор 3. Первыми прослышали про свежень-кий пень жуки всякие. Есть дом свободный, никем не занятый,
5
вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок искать не нужно. Вон древесной еды в пеньке сколько! Лежи да грызи, набирайся жиру.
Автор 4. Налетел как-то ветер и забросил на пень маленькие споры-кружочки. И выросли из этих спор маленькие грибы. Прослышали про это улитки и в дорогу засобирались. Хоть и долго ползли , а все же на пень взобрались, лакомятся грибами.
Автор 1. Улитки по пню ползают, весь он мхом да грибами покрылся. Осенью еще и листья с берез на него нападали, как будто кто на пень шапку надел. Совсем не похожий стал пень на красавца, который который мишке креслом служил.
Автор 2. Пришли муравьишки.Свой новый дом оборудуют:где квартирку для своих личинок постро-ят, где коридорчик. Бегали- бегали, суетились, глядь, пень исчез, вв труху превратился, на землю кусочка-ми упал. Кусочки эти жуки растащили, съели, в поч-ву превратили. Мало что от пня осталось.
Автор 3. Медведь к тому времени поседел, постарел, реже гулять стал, чаще отдыхать присажи-вался.Забрел он как-то в знакомые места, сонли-вость его одолела.Тут то он о пенечке и вспомнил. Пришел на поляну, где пень стоял. А там кроме му-равейника ничего не видать.
Медведь. -Как же так!,- точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный.И куда он подевался? Если уж я его не раздавил, то больше никто не мог. -Да,- стар я видно стал, место перепутал.Пойду еще где-нибудь пенек поищу.
4.Образование почвы . . Ученик 1. Почва образовалась в результате дли-тельного взаимодействия живой и неживой природы. На образование почвы уходит сотни и тысячи лет.
6
Почва образуется:
1 см- за 25о-300 лет
20 см- за 5000-6000 лет
Ученик 2. Почва может образоваться на любой породе или обломках.Из-за колебания температуры породы постепенно измельчатся на мелкие кусочки.
Самые мелкие образуют глину,чуть крупнее -песок.
Ученик 3.Первыми поселяются на поверхность горной породы лишайники. Лишайнику для роста почва не нужна. Нужна лишь удбная поверхность, где он может закрепиться.Лишайники очень неприхотливы.
Ученик 4. Верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения, называется по-чва.Главное в почве - это перегной.Перегной образу-ется из остатков умерших животных и растеней. Не-льзя допускать разрушения почвы.
7
5 Физ.минутка на регуляцию психологического состояния.
(На доске украшенная хата, каждый ребенок после своего рассказа возле домика прикрепляют растения-символы.)
10
Ученик 1.Сказка о кладовой.
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой.По-ложишь в нее горсть зерна-получишь взамен сто го-рстей. Спрячешь картофелину-вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется земля. Да только тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладо-вой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в се-бе таит.Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них са-ма припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. По-
том люди смекнули , что можно садить собранные
зерна около жилья. Так появились первые поля яч-меня, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
Ученик 2. В одном селе жила красивая девуш-ка Поля. Ее любил парень Прыг. Но Полю полюбил другой юноша и решил взять ее в жены. Узнав об этом, Прыг упал без сознания. Увидев это, бог Пе-рун сказал, что на чужом горе счастья не построишь. Пусть она будет ничья. Бог ударил палкой. Где стояла Поля, выросло дерево. Люди стали спраши-вать: “Где Поля?” Им отвечали:”Тополя”
11
Ученик 3. Барвинок назвали в честь любви юно-ши Бара и девушки Венки. Барвинком украшали ка-раваи, сажали вокруг дома.
Ученик 4. Красивая молодая девушка Калина
завела в болото врагов-бусурманов. Много из них
погибло, но погибла и красавица. На ее месте вырос куст , который назвали калиной.
Ученик 5. Издавна уважаемым деревом Украи-ны является ива. Без ивы и калины нет Украины. Где вода там и ива. Она своими корнями укрепляет берега. В колодец бросают бревно ивы, чтобы очис-тить воду.
ІV. Охрана почвы.
Ученик 1.Загрязнение почвы .Быстрый рост промышленности оказывает большую угрозу почве. Загрязняются почвы минеральными удобрениями. Их нужно вносить в нужном количистве.
Ученик 2. Охрана почвы. Растения поглощают питательные вещества. Снижается плодородие. Но в почву нужно внести остатки удобрения,сколько взяли.
Ученик 3. Охрана почвы. Очень опасны ядохими -каты. Почва становится мертвой. С холмов почву смывают дождевые воды. Нужно садить деревья.
12 Ученик 4.Еще в старину предки называли землю кор-милицей. Ее брали с собой в дорогу,помогает в чу-жих краях.
V.Обобщение и систематизация знаний.
1.Тест “Почва”.
У детей на партах карточки с вариантами ответов.
1
2
3
4
5
6
А.
Б.
В.
1)Что такое почва?
а)средний шар земли;
б)нижний шар земли;
в)верхний плодородный шар земли;
2) 1 см почвы образуется:
а) за 5000-6000 лет;
б) за 250-300 лет;
в) за 2-3 года.
3) Чем люди загрязняют и губят почву?
а) ядохимикатами;
б) перегноем;
в) навозом.
13
4)Чтобы с холмов почву не смывало водой нужно:
а)на склонах садить цветы;
б) холмы разрывать;
в) на склонах садить деревья.
5) Как в старину предки называли землю?
а) кормилицей;
б) миленькой;
в)сладенькой.
6) Каких пирожков не попробовал Мишка?
а)с капустой;
б) с малиной и брусникой;
в)с картофелем.
Ответы тестов:
1
2
3
4
5
6
А.
Б.
В.
3.Интерактивный метод.Корреспондент.
Появляется корриспондент и задает вопросы.
Собираю материал о почве.
-Что такое почва?
-Какая почва самая плодородная?
14
-Почему червей называют почвообразователями?
- Какие пословицы о почве знаете?
Поле труд любит.
Нет плохой земли, есть плохие хозяева.
Снег на полях-хлеб в закромах.
Человек питает землю, земля-человека.
Земля трудом кормится.
На пашни потрудился, так и хлебушек уродился.
Пахать да боронить, часочка не обронить.
Землю пахать- не в дуду играть.
Без хозяина земля сирота.
В поле -навоз, в амбаре – хлеба воз.
Добрая земля навоз девять лет помнит.
VІ.Итог урока.
1.Беседа учителя.
-Чтобы земля наша была красивой, засадим почву зеленными растениями.
У детей на партах цветные листы .Дети наклеива-ют деревья для леса ,цветы для лугов, клумб, деревья для садов, овощи для огорода.
2 .Дети демонстрируют свои горшочки с поса-женными семенами в грунт, в песок.