kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Почва

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  

                   -Обучающая: продолжить формировать

           представление о природе,о взаимосвязях между        

           живой и  неживой природой;

           сформировать  представление о почве,ее         

           плодородии,о преобразовательной   деятельности  

           людей; раскрыть значение почвы  для растений, 

           животных, людей; формировать  навыки  

           исследовательской   работы;выяснить 

           необходимость охраны почвы.

                -Развивающая:развивать наблюдательность,ин-

           терес к окружающему  миру.

                -Воспитательная :воспитывать представление о     

           почитании земли украинским народом ,любви к 

           земле ,родному  краю                                               

  Оборудование: таблицы “Почва”, надписями,

              раздаточный материал  с  вариантами ответов     

              для теста;

              почва в коробочках, стакан с водой и палочка;

              демонстрационный материал; спиртовка,спи-

              чки,почва; книги-самоделки “Почва”;  крос-

              сфорды   детей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Почва »

Тема:Почва.

Урок. Я и Украина.

Класс: 3

Учитель: Околович Е. А.

Цель:

-Обучающая: продолжить формировать

представление о природе,о взаимосвязях между

живой и неживой природой;

сформировать представление о почве,ее

плодородии,о преобразовательной деятельности

людей; раскрыть значение почвы для растений,

животных, людей; формировать навыки

исследовательской работы;выяснить

необходимость охраны почвы.

-Развивающая:развивать наблюдательность,ин-

терес к окружающему миру.

-Воспитательная :воспитывать представление о

почитании земли украинским народом ,любви к

земле ,родному краю

Оборудование: таблицы “Почва”, надписями,

раздаточный материал с вариантами ответов

для теста;

почва в коробочках, стакан с водой и палочка;

демонстрационный материал; спиртовка,спи-

чки,почва; книги-самоделки “Почва”; крос-

сфорды детей.

І. Актуализация опорных знаний учащихся.

На доске записи: 1


Земля,природы мать,ее же и могила:

что породила, то сохранила.

В.Шекспир.


Природа всегда действует не спеша и

по-своему экономно.

Ш.Монтескье


Руины одного нужны вечно живой

природе для жизни другого

Г.Лессинг.

1.Создание эмоционального фона урока

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели, 2

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

2.Беседа.

-Какакя бывает природа?

-Что относится к живой природе?

-Что относится к неживой природе?

-К какой природе относится почва?

-Что растет и живет в почве и на ее поверхности?

ІІ.Сообщение темы и цели урока

Загадка.Меня бьют,колят,режут.

Я все терплю,всем добротой плачу(Почва).

-Сегодня мы будем говорить о почве, о ее составе, о

ее образовании, о ее значении, об охране почвы.

III.Изучение нового материала.

1.Первичное восприятие и осознание нового

материала.

Опыт 1.Бросить кусочек почвы в стакан с

водой.

-Что вы увидели?

-Что находиться в стакане?

Опыт 2.Почву в стакане размешать.Некоторые

части почвы осели на дно, а некоторые плавают. Вы- вод: плавают кусочки корешков, стеблей,листьев. Они образовывают в почве перегной.

3



2.Рассказ учителя.

План рассказа.

1).Состав почвы.

2).Образование почвы.


Останки растений и

животных



Растения и животные Перегнивают и полу-

умирают чают перегной



Растениями питаются Из перегноя образу-

животные ются минеральные

соли


Их используют

растения

4

3.Рассказы детей. Экологическая сказка Н.Ры- жовой. “Как медведь пень потерял.” Автор 1. Шел по лесу медведь. Долго шел,приморил-ся.Смотрит-пень перед ним появился. Свеженький та-кой, ровненький, дубовый. Видать кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался медведь, решил малень-ко на пне посидеть. Медведь. -Ох, хорошо, Машенька наконец-то до-мой убежала, некому теперь мной командовать. А то заладила: “Не садись на пенек, не ешь пирожок.”Так из-за нее ни одного пирожка не попробовал. А небось вкусные были, с малиной и брусникой.


Автор 2. Отдохнул мишка на пне, поворчал, поохал,пирожки вспоминая, отправился домой. А пень так и остался стоять-крепкий. Даже медведю не под силу его завалить. Меведю-то не под силу, а вот жукам, муровьям под силу такое дело оказалось.

Автор 3. Первыми прослышали про свежень-кий пень жуки всякие. Есть дом свободный, никем не занятый,

5

вот мы и станем его жильцами. И пищу для личинок искать не нужно. Вон древесной еды в пеньке сколько! Лежи да грызи, набирайся жиру.

Автор 4. Налетел как-то ветер и забросил на пень маленькие споры-кружочки. И выросли из этих спор маленькие грибы. Прослышали про это улитки и в дорогу засобирались. Хоть и долго ползли , а все же на пень взобрались, лакомятся грибами.

Автор 1. Улитки по пню ползают, весь он мхом да грибами покрылся. Осенью еще и листья с берез на него нападали, как будто кто на пень шапку надел. Совсем не похожий стал пень на красавца, который который мишке креслом служил.

Автор 2. Пришли муравьишки.Свой новый дом оборудуют:где квартирку для своих личинок постро-ят, где коридорчик. Бегали- бегали, суетились, глядь, пень исчез, вв труху превратился, на землю кусочка-ми упал. Кусочки эти жуки растащили, съели, в поч-ву превратили. Мало что от пня осталось.

Автор 3. Медведь к тому времени поседел, постарел, реже гулять стал, чаще отдыхать присажи-вался.Забрел он как-то в знакомые места, сонли-вость его одолела.Тут то он о пенечке и вспомнил. Пришел на поляну, где пень стоял. А там кроме му-равейника ничего не видать.

Медведь. -Как же так!,- точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный.И куда он подевался? Если уж я его не раздавил, то больше никто не мог. -Да,- стар я видно стал, место перепутал.Пойду еще где-нибудь пенек поищу.

4.Образование почвы . . Ученик 1. Почва образовалась в результате дли-тельного взаимодействия живой и неживой природы. На образование почвы уходит сотни и тысячи лет.

6


Почва образуется:

1 см- за 25о-300 лет

20 см- за 5000-6000 лет

Ученик 2. Почва может образоваться на любой породе или обломках.Из-за колебания температуры породы постепенно измельчатся на мелкие кусочки.

Самые мелкие образуют глину,чуть крупнее -песок.

Ученик 3.Первыми поселяются на поверхность горной породы лишайники. Лишайнику для роста почва не нужна. Нужна лишь удбная поверхность, где он может закрепиться.Лишайники очень неприхотливы.

Ученик 4. Верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения, называется по-чва.Главное в почве - это перегной.Перегной образу-ется из остатков умерших животных и растеней. Не-льзя допускать разрушения почвы.

7

5 Физ.минутка на регуляцию психологического состояния.


Нам радосно , нам весело.

Смеемся мы с утра.

Скажите же нам честно:

Серьезнеть нам пора.

Глазки закрыли,

Головки опустили,

Ручки сложили.

Язычком пошевелили,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

Только себя самого.


6.Инсценирование детьми стихотворения Ольги Мирко “Про почву”.

Слушайте историю, ребята,

О трех братьях-вольных ветерках,

От рассвета им и до заката

Нравилось резвиться на лугах.

Нравилось гулять по белу-свету,

Облетая круглую планету,

И еще,то быстро, то слегка

Гнать по небу тучки, облака

8

Только старший ветерок все реже

По полям прохладу разносил,

Волны на морское побережье

Нагонял он, не жалея сил.

Средний брат летал в чужие страны

И в пустынях навевал барханы,

Но , а самый младший ветерок

На лугу знал каждый колосок.

Поиграв ромашками на воле,

Колокольчиками позвенев,

Он спешил туда ,где в чистом поле

Золотой волнуется посев.

И с колосьев быстро и проворно

Собирал он золотые зерна,

А потом те зерна тут и там ,

Сеял по лугам да по полям.

Оба брата,силы не жалея ,

Берегли зерно свое,лелея,

Ты , земля, труды их уважай,

Подари богатый урожай!

Времени прошло с тех пор немало,

Несмотря на тщательный уход

Ничего, увы ,не выростало,

Никому из братьев не везет.

Может в чистом поле им ответит

На загадку эту младший ветер?

Прилетели к брату на простор,

Старший ветер начал разговор :

-Я,могу,друзья мои,помочь вам.

Расскажу я , что такое почва.

И качая крохотный цветок,

Продолжал негромко ветерок.

Почвою не вся земля зовется

Только верхний плодородный слой,

9

Только в нем, когда пригреет солнце,

Прорастают семена весной.

Очень много почв неплодородных,

Для растений наших непригодны.

А в пустынях,в зное, да пыли

Кактусы одни понаросли,

Чтоб возник, друзья мои, в природе

Тоненький слой почвы,словно нить,

Много, очень много лет проходит,

Многим травам нужно перегнить.

С этих пор три неразлучных брата

Под жужжанье пчел и птичий гам.

Вместе от рассвета до заката

По полям летали,по лугам.

А когда придет пора,проворно

Собирают золотые зерна,

От восхода солнца , до темна

По лугам разносят семена.

Ожидают ветреную почту,

С нетерпеньем звонкие поля

И роняют ветры зерна в почву

Всходами благодарит земля.

Что же мы должны,друзья, извлечь?

То,что почву надо нам беречь!

7.Растения – символы, которые растут.

(На доске украшенная хата, каждый ребенок после своего рассказа возле домика прикрепляют растения-символы.)

10

Ученик 1.Сказка о кладовой.

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой.По-ложишь в нее горсть зерна-получишь взамен сто го-рстей. Спрячешь картофелину-вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется земля. Да только тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладо-вой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в се-бе таит.Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них са-ма припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. По-

том люди смекнули , что можно садить собранные

зерна около жилья. Так появились первые поля яч-меня, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.

Ученик 2. В одном селе жила красивая девуш-ка Поля. Ее любил парень Прыг. Но Полю полюбил другой юноша и решил взять ее в жены. Узнав об этом, Прыг упал без сознания. Увидев это, бог Пе-рун сказал, что на чужом горе счастья не построишь. Пусть она будет ничья. Бог ударил палкой. Где стояла Поля, выросло дерево. Люди стали спраши-вать: “Где Поля?” Им отвечали:”Тополя”

11

Ученик 3. Барвинок назвали в честь любви юно-ши Бара и девушки Венки. Барвинком украшали ка-раваи, сажали вокруг дома.


Ученик 4. Красивая молодая девушка Калина

завела в болото врагов-бусурманов. Много из них

погибло, но погибла и красавица. На ее месте вырос куст , который назвали калиной.

Ученик 5. Издавна уважаемым деревом Украи-ны является ива. Без ивы и калины нет Украины. Где вода там и ива. Она своими корнями укрепляет берега. В колодец бросают бревно ивы, чтобы очис-тить воду.

ІV. Охрана почвы.

Ученик 1.Загрязнение почвы .Быстрый рост промышленности оказывает большую угрозу почве. Загрязняются почвы минеральными удобрениями. Их нужно вносить в нужном количистве.

Ученик 2. Охрана почвы. Растения поглощают питательные вещества. Снижается плодородие. Но в почву нужно внести остатки удобрения,сколько взяли.

Ученик 3. Охрана почвы. Очень опасны ядохими -каты. Почва становится мертвой. С холмов почву смывают дождевые воды. Нужно садить деревья.

12 Ученик 4.Еще в старину предки называли землю кор-милицей. Ее брали с собой в дорогу,помогает в чу-жих краях.


V.Обобщение и систематизация знаний.

1.Тест “Почва”.

У детей на партах карточки с вариантами ответов.



1

2

3

4

5

6

А.







Б.







В.







1)Что такое почва?

а)средний шар земли;

б)нижний шар земли;

в)верхний плодородный шар земли;


2) 1 см почвы образуется:

а) за 5000-6000 лет;

б) за 250-300 лет;

в) за 2-3 года.

3) Чем люди загрязняют и губят почву?

а) ядохимикатами;

б) перегноем;

в) навозом.


13

4)Чтобы с холмов почву не смывало водой нужно:

а)на склонах садить цветы;

б) холмы разрывать;

в) на склонах садить деревья.

5) Как в старину предки называли землю?

а) кормилицей;

б) миленькой;

в)сладенькой.


6) Каких пирожков не попробовал Мишка?

а)с капустой;

б) с малиной и брусникой;

в)с картофелем.


Ответы тестов:









1

2

3

4

5

6

А.







Б.







В.






3.Интерактивный метод.Корреспондент.

Появляется корриспондент и задает вопросы.

Собираю материал о почве.

-Что такое почва?

-Какая почва самая плодородная?

14


-Почему червей называют почвообразователями?

- Какие пословицы о почве знаете?

Поле труд любит.

Нет плохой земли, есть плохие хозяева.

Снег на полях-хлеб в закромах.

Человек питает землю, земля-человека.

Земля трудом кормится.

На пашни потрудился, так и хлебушек уродился.

Пахать да боронить, часочка не обронить.

Землю пахать- не в дуду играть.

Без хозяина земля сирота.

В поле -навоз, в амбаре – хлеба воз.

Добрая земля навоз девять лет помнит.

VІ.Итог урока.

1.Беседа учителя.

-Чтобы земля наша была красивой, засадим почву зеленными растениями.

У детей на партах цветные листы .Дети наклеива-ют деревья для леса ,цветы для лугов, клумб, деревья для садов, овощи для огорода.

2 .Дети демонстрируют свои горшочки с поса-женными семенами в грунт, в песок.

Вывод:На чем растения лучше растут и почему?

3.Книжки-поделки ”Земля”.

15

16


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Почва

Автор: Околович Елена Анатолиевна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119489

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема: Почвы Казахстана. Типы почв, их свойства. Закономерности распространения. "
    ["seo_title"] => string(82) "tiema-pochvy-kazakhstana-tipy-pochv-ikh-svoistva-zakonomiernosti-rasprostranieniia"
    ["file_id"] => string(6) "160892"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422125730"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект урока на тему: Почва "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-na-tiemu-pochva"
    ["file_id"] => string(6) "113041"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409073666"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Тема урока:  «Образование почв и их разнообразие». "
    ["seo_title"] => string(50) "tiema-uroka-obrazovaniie-pochv-i-ikh-raznoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "116829"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412613642"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Конспект урока по познанию мира по теме "Почва. Значение почвы" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-po-tiemie-pochva-znachieniie-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "151524"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420718729"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Почва. Состав почвы "
    ["seo_title"] => string(20) "pochva-sostav-pochvy"
    ["file_id"] => string(6) "177688"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424696216"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства