Общая цель:
Закрепить представления о типах почв; привлечь внимание учащихся к проблемам экологии.
Ожидаемый результат:
Знают типы почв.
Принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Смогут осуществлять контроль и оценку результатов.
Смогут осуществлять совместную деятельность в малых группах.
Тип урока:
Закрепление изученного.
Задания:
Индивидуальная работа,
работа в группах
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
Компьютерная презентация в программе Mikrosoft Offise PowerPoint, мультимедийный проектор, карточки с заданиями, тесты.
Ход урока
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Орг. момент
Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода.
Вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Сегодня мы с вами сделаем очередной шаг к покорению вершины под названием «Пик Знаний».
Проговаривают хором:
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
Вводная часть
Сформулируйте тему урока.
Текст-загадка.
В ней есть живые существа: микробы, различные животные. Её называют кормилицей, потому что без неё не было на столе ни хлеба, ни овощей, ни фруктов.
Чудесная кладовая
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь – вместо одного мешка в кладовой уже двадцать мешков. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, моркови, редиски, свеклы. – Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. И вы, ребята, уже догадались, что эта кладовая..........
– Ребята, у слова земля несколько значений. Слайд 2. Кто догадался? слайд 1.
Что такое почва? Слайд 3
Разгадав, кроссворд мы повторим состав почвы.
Слайд 4.
Вопросы к кроссворду:
1. Органическая масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие почвы.
2. Вещество, хорошо удерживающее воду.
3. Одна из составных частей почвы, являющаяся хорошим разрыхлителем, обеспечивающая доступ воздуха к корням растений.
4. Вещество, необходимое для жизни и развития растений.
5. Вещество, помогающее корням растений дышать.
6. Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной.
7. Это питательное вещество образуется из перегноя под воздействием микроорганизмов.
Варианты ответов.
Земля.
Земля – планета. Земля – почва.
Почва - это верхний плодородный слой земли, на котором растут или могут расти растения. Почва служит домом для многих животных.
Перегной
Глина
Песок
Вода
Воздух
Микробы
соли
Основная часть
Назовите основное свойство почвы /слово/ в выделенной строчке кроссворда. Слайд 12.
От чего зависит цвет почвы?
2. Постановка учебной задачи: Я представляю вам учеников-консультантов, которые расскажут о некоторых типах почвы. Разделитесь на 2 группы, внимательно слушайте сообщения ребят, потом заполните таблицу "Особенности почв". Слайд 13-14.
Затем мы подведём итог. 3 балла- 0 ошибок.
2 балла-2 исправления, 1 балл- 3 исправления.
3. Работа в группах
Чернозёмные почвы - одно из богатств нашей страны. В них самое большое количество перегноя, они самые плодородные. Чернозёмная почва рыхлая, тёмная, в ней достаточно влаги и воздуха. На черноземных почвах выращивают высокие урожаи лучших сортов пшеницы и других ценных культур. Чернозёмные почвы преобладают в зоне степей.
Подзолистые почвы - серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем чернозёмные. Но люди научились получать высокие урожаи за счёт хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в смешанных лесах.
Рассмотрев внимательно типы почв слайд16-17 на этих же карточках запишите цифру и тип почвы. Справившись, получаете 1 балл.
Физкультминутка
У каждого из вас есть огород. Расскажите и покажите, что вы делаете, чтобы почва была более плодородной?
Правильно, всё это делает почву в вашем огороде плодородней и повышает урожай. За почвой нужен правильный уход. Она нуждается в бережном отношении. Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрениями, ни обработкой.
- Один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет, двадцать сантиметров – за 5-6 тысяч лет. Вот почему нельзя допускать разрушения, уничтожения почвы.
Слайд 18.
Сколько времени потребуется для образования 3 см почвы?
Самостоятельная работа с текстом на листочках.
Что разрушает почву? Как предотвратить разрушение почв? Ответ на этот вопрос вы найдёте в тексте на листочках.
Слайд19.
Вода, ветер, вырубка лесов, строительство дорог, домов, чрезмерное использование ядохимикатов и удобрений разрушает почву. Если вносить ядохимикаты больше нормы, они накапливаются в почве, загрязняют ее. В результате этого гибнут черви, личинки насекомых, микробы, без которых почва теряет плодородие. Чтобы предотвратить разрушение почвы нужно высаживать лесные полосы, правильно распахивать почву на склонах, проводить снегозадержание, умеренно использовать удобрения и ядохимикаты и т.д.
Один человек решить экологические проблемы почвы не может, поэтому здесь надо потрудиться всем людям.
- Охрана почвы - это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы. Уже созданы и продолжают создаваться различные международные организации, служащие делу охраны природы.
- Какие организации вы знаете? (Например - независимая международная общественная организация "Гринпис" борется против ядерных испытаний, против загрязнения среды промышленными отходами, выступает в защиту животного мира). слайд20
- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы?
- Что разрушает почву?
- Как предотвратить разрушение почв?
- А может ли один человек решить экологические проблемы почвы?
плодородие
От количества перегноя. Чем больше перегноя, тем плодороднее почва.
1 ученик-консультант рассказывает о черноземных почвах 2 ученик-консультант рассказывает о подзолистых почвах.
Самостоятельная работа детей над заполнением карточек.
Записывают номера образцов и тип почвы.
Перекапываем, рыхлим, поливаем, удобряем. Показывают различными движениями. 750-900 лет.
Чтение текстов учащимися.
Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев.
Закрепление
Посовещавшись в группе, ответьте на вопрос: какие работы проводятся по сохранению почвы?
Заполните карточки, вставив подходящие по смыслу слова.
Задания 1 команды
1.Почва – это…
2.Жители почвы - …
3.В составе почвы есть:
Задания 2 команды.
1.Чем______________в почве перегноя, тем она плодороднее.
2.Основой почвы являются _______и________.
3.Для хорошего развития растений необходимы __________________, содержащиеся в почве.
Максимальный балл – 3
При строительстве:
1. При строительстве дорог, заводов,
жилых домов надо сначала снять слой почвы.
2. После использовать
ее при озеленении территории.
На полях:
- Надо сажать лесные полосы.
- Правильно распахивать почву на склонах.
- Зимой проводить снегозадержание.
- Применять удобрения и ядохимикаты в меру.
Подведение итогов
В завершение нашей работы выполните тест из 5 вопросов, за правильный ответ на каждый вопрос получаете 1 балл. Максимальный балл-5.
Выставление оценок
Выполнение теста и сверка с ключом. Подсчитывают баллы.
Домашнее задание
- Расспросите взрослых, какая ведется работа в нашем крае по охране почвы. Подумайте, чем вы можете помочь взрослым.
- Составить кроссворд по теме «Почва» для своего соседа по парте.
Записывают в дневники.