Просмотр содержимого документа
«Почему солнце светит днём, а звёзды ночью»
Урок по курсу «Мир вокруг нас». 1 класс. Учебник А.А.Плешакова.
Тема: Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью?
Цель: Формировать представление о звёздах, Солнце;
Развивать мыслительные операции, творческие способности, речь учащихся;
Воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, слайды на экране, записи на доске,
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
-Доброе утро! Желаю вам хорошего настроения.
ΙΙ. Повторение пройденного.
-На уроке мы узнаем много интересного, а о чём – догадайтесь сами. Поиграем в игру «Четвёртый лишний». На экране будет 4 слова, выберите из них «лишнее». Из первых букв «лишних» слов мы соберём ещё одно слово.
- Начинаем! 1)заяц, корова, лошадь, свинья. Лишнее слово заяц, т.к. это дикое животное, а остальные домашние. Значит берём букву З.
2) май, январь, вторник, сентябрь. Лишнее слово вторник, это день недели, а остальные – названия месяцев. Берём букву В.
3)берёза, ель, клён, дуб. Лишнее слово ель – это хвойное дерево. Берём букву Е.
4)зебра, пингвин, морж, медведь. Лишнее – зебра, живёт в тёплых странах. Буква З.
6)папа, брат, астроном, сестра. Лишнее – астроном – это название профессии.
- Чем занимается астроном? (изучает звёзды)
-Какое слово получилось? (звезда)
-Отгадайте загадку: Голубой платок,
Алый клубок
По платку катается,
Людям улыбается. (солнце)
ΙΙΙ.Постановка цели урока.
-Значит, мы будем говорить о Солнце и звёздах. Что вам хочется узнать о них?
-Муравьишка Вопросик приготовил для нас вопрос – прочитайте его (на доске). Читаем хором.
-Как вы ответили бы на него?
-Чтобы узнать больше о Солнце и звёздах, полетим к ним?! Начинаем подготовку к запуску космического корабля. Я даю команду, а вы её повторяете со словом «есть!». Встали.
К космическому полёту приготовиться!
Есть приготовиться!
Соединить контакты!
Есть соединить контакты!
Завести моторы!
Есть завести моторы!
5 4 3 2 1 Пуск!
(Слайд «Солнечная система)
ΙV. Работа над темой урока.
-Сейчас мы с вами находимся в Солнечной системе. В её центре раскалённый шар – Солнце. Раскалённое вещество излучает свет. Свет от Солнца до Земли идёт 8 минут. А на самолёте до Солнца пришлось бы лететь 15 лет! Вокруг Солнца вращается 9 планет, одна из них – наша Земля. Какой стороной Земля поворачивается к Солнцу, там день, а на противоположной стороне Земли – ночь.
-Отметьте на рисунках, в какой части Земли день, а в какой – ночь (слайд). Подпишите на линиях слова «день» и «ночь». А некоторым ребятам я усложнила задание: им нужно ещё нарисовать Солнце. Догадайтесь, где оно должно быть!
-Проверьте. Объясните, как вы рассуждали. Поднимите руку, кто выполнил без ошибок!
-Значит, Солнце не просто светит нам днём, оно создаёт нам день. А мы могли бы жить без Солнца? Почему? ( Солнце даёт нам свет и тепло. Без него не могут жить ни растения, ни животные )
-Посмотрите на экран. Подумайте, почему днём не видно звёзд? (слайд: появляется солнце – на небе гаснут звёзды). Как вы думаете, почему днём не видно звёзд?
-Прочитаем, как говорится об этом в учебнике.
-Ответьте на вопросы. Что такое звёзды? (огромные пылающие шары)
-Почему они кажутся маленькими точками?
-Почему днём не видно звёзд?
-Звёзд на небе очень много, и запомнить их все невозможно. Люди объединили отдельные группы звёзд в созвездия и дали им названия.
-Отгадайте загадку: Из какого ковша не пьют, не едят,
А только на него глядят? (ковш созвездия Большой Медведицы)
-Про это созвездие древние греки придумали легенду, её вам расскажет Марина.
-«Давным-давно жил царь, у него была дочь Каллисто. Она была очень красивой, прекраснее самой богини Геры. И тогда Гера рассердилась и превратила красавицу в безобразную медведицу. Сын Каллисто Аркас не знал об этом, и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но всемогущий бог Зевс спас её – схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие. Хвост вытянулся, и звёздная медведица оказалась хвостатой.»
-Поиграйте со звёздами в догонялки, звёзды из созвездия Большой Медведицы будут одна за другой мигать, а вы следите за ними глазками.
-Понравилась игра?
-Теперь соберите сами ковш Большой Медведицы: соедините линиями звёзды на карточке – помните, у ковша 7 ярких звёзд.
-Проверьте, правильно ли вы сделали.
V. Проверка усвоения нового материала.
- А теперь возвратимся из космоса, приземлимся и проверим, что вы запомнили. На доске записаны предложения, но в них не хватает слов. Убежавшие слова на карточках. Вам надо вернуть их на место. Я читаю предложение, а вы его заканчиваете.
Звёзды – это огромные пылающие….( шары )
Днём на небе не видно звёзд, потому что их свет…..(незаметен при свете Солнца)
Звёзды кажутся нам маленькими точками, потому что находятся ….(далеко) от нас.
Самая ближайшая к Земле звезда – это….(Солнце)
VΙ. Рефлексия.
-А может ли солнышко быть весёлым или грустным? Когда?
-Нарисуйте на одном листочке весёлое, а на другом – грустное солнышко.
-Соберём вместе наши солнышки; прикрепите сюда весёлое солнышко, если вам на уроке было интересно, грустное – если вы скучали.
-О чём ещё вам хотелось бы узнать на уроках?
VΙΙ. Домашнее задание.
-Понаблюдайте за небом, звёздами, научитесь с помощью взрослых находить созвездие Большой Медведицы.