Просмотр содержимого документа
«Планеты Солнечной системы с презентацией.»
Пояснительная записка.
Актуальность использования ИКТ на уроках окружающего мира
актуальность выбранной темы
Окружающий мир - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках окружающего мира помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.В модернизации системы образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий. В настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного материала. Знания ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными.
педагогическая проблема, которую предполагается решить средствами выбранной технологии
При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ:
• стимулируется познавательный интерес к предмету;
• создаются условия для мотивации учащихся к учению;
• развивается мышление и творческие способности ребёнка;
• формируется активная жизненная позиция в современном обществе.
Использование ИКТ позволяет:
• проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения;
• повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;
• обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам;
• сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое мышление.
Актуальность использования космических снимков связана с важной задачей образования, которая заключается в необходимости создания условий для развития творчески активных учащихся. Космические снимки несут много разнообразной информации о местности. С выходом программы Google Earth возможности использования космоснимков в курсе «Окружающий мир» в школе многократно возросли. Снимки, полученные с помощью искусственных спутников Земли и используемые на уроках , позволяют наглядно представить земную поверхность и те процессы, и явления, которые происходят в атмосфере, на суше и в океане. Космические снимки дают значительно более полный и объективный, чем карта: взгляд на Землю в реальном времени, отражая текущее состояние объектов и динамику земных процессов и явлений. Изображения Земли из космоса содержат в несколько раз больше информации, чем карта того же масштаба. Извлечение информации из космических снимков непростое, но очень увлекательное занятие. Использование космических снимков на уроках мотивирует даже слабых учеников включиться в учебную, познавательную и исследовательскую деятельность. Практические работы с космическими снимками помогают приблизить деятельность учащихся к современным исследованиям, расширить область знаний, поднять практическую значимость предмета. Работа с космическими снимками помогает выявлять природные и техногенные закономерности, дает представление о влиянии антропогенной деятельности.
В настоящее время наиболее успешно на уроках окружающего мира космические снимки использую при изучении тем: «Планеты Солнечной системы», «Моря, озера и реки России», «Природные зоны», «Поверхность нашего края» и другие.
Применение компьютерной техники, мультимедийных средств, интерактивных обучающих программ дает положительный эффект при изучении предметов. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как окружающий мир, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения. Использование электронных учебников и создание авторских электронных пособий очень помогает в решении задач по организации практической и самостоятельной деятельности учащихся на уроках. Использование компьютерных технологий дает возможность индивидуализации образования, повышения мотивации и эффективности обучения.
цель использования современных информационных технологий
Основная цель заключается в овладении обучающимися законченной системой знаний и умений. А также с возможностями их применения в различных жизненных ситуациях.
В соответствии с основной целью изучения курса «Окружающий мир» необходимо:
1. ориентировать обучающихся на приобретение фундаментальных знаний, составляющих основу миропонимания, на развитие их мышления
2. формировать практические знания и умения прикладного характера
задачи использования современных информационных технологий
Исходя из охарактеризованной выше цели можно поставить следующие задачи:
усилить личностную направленность изучения предмета;
использовать дифференцированное и индивидуальное обучение;
развивать познавательный интерес и творческую активность к урокам ;
обеспечивать единство содержательной и процессуальной сторон обучения;
совершенствовать работу, направленную на укрепление здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни;
развивать умения применять на практике, в повседневной жизни полученные знания.
специфика контингента обучающихся
обучающиеся
Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по предмету обращаю внимание на то, что:
на уроках освоения нового материала применяется демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
на уроке закрепления целесообразно использовать программы-контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
на контрольном уроке, используя ПК, тщательно проверяю, насколько ученик усвоил большой объем пройденного материала;
на уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, делать выводы, работать со статистическими таблицами.
предполагаемый образовательный результат с учётом требований ФГОС: предметные, метапредметные и личностные результаты) по данному уроку
Предметные: научиться составлять характеристику планет, небесных тел по плану.
Коммуникативные: умение работать в группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог);умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету изучения.
Технологическая карта урока по учебному предмету «Окружающий мир» в 4 классе
Место проведения: ГБОУСОШ №8 г. о. Отрадный.
Уровень: школьный.
Дата: 9.09. 2014год.
Тема урока
Планеты Солнечной системы
Цель урока
сформировать понятие о Солнечной системе, познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представления о планетах земной группы.
Планируемый результат обучения
Предметные:
- научиться составлять характеристику планет, небесных тел по плану.
Коммуникативные: умение работать в группе (планировать работу, распределять её между членами группы, совместно оценивать результат работы, слушать собеседника и вести диалог);умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи.
Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию
Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет
Личностные: формирование познавательного интереса к предмету изучения.
Задачи урока
обучающие
развивающие
воспитательные
Развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием информационных технологий
формирование способности к организации своей деятельности
Здравствуйте, ребята!
Вновь звонок нас всех зовёт.
Что ж, друзья мои, вперёд.
Пенал, учебник и тетрадь
Вас устали ожидать.
И рады встрече с вами снова.
А вы к открытиям готовы?
Дети организуют свое рабочее место, проверяют готовность к уроку.
Целеполагание и мотивация
Личностные УУД:
осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку
Коммуникативные
УУД:
оформление своих мыслей согласно заданным рамкам обсуждения, аргументация своих суждений
(Слайд 2)
Готовы вы шагнуть за горизонт?
Преодолеть земное тяготенье?
Раскрыв мечты своей блестящий зонт,
Постичь полета дивное мгновенье?
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие за новыми знаниями. Как вы думаете, что нам понадобится в этом путешествии?
Чтобы совершить путешествие, вам надо отгадать загадки.
1.Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
2.Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке???
Вопрос: Что вам известно о планетах???
А может этих знаний достаточно???
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Тема урока: «Планеты Солнечной системы».
Сегодня на уроке мы откроем новые тайны. Мы продолжим учиться работать в группах, выслушивать мнение каждого участника группы, оценивать свою работу и работу своих товарищей.
- Как вы думаете, справимся ли мы с поставленными задачами?
- Желаю вам успехов.
Эмоциональный настрой
«знания, полученные ранее»
Солнце
Планеты
Высказывания учащихся
Высказывания учащихся
Актуализация знаний
Познавательные УУД: осмысление понятий связанных с данной темой, работа с информацией, анализ, выбор.
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формой речи
Регулятивные УУД: планирование своих действий.
- Ребята, какие профессии связаны с нашей темой?
- Отгадаем кроссворд и определим человека, который изучает планеты. (Кроссворд демонстрируется через документ камеру) (Слайд 3)
- Ребята, кто-то из вас хотел бы быть астрономом?
-А чем эта профессия интересна?
-А кто хочет стать космонавтом?
-Чем интересна эта профессия?
(Слайд 4,5)
Высказывания учащихся
Создание проблемной ситуации
Познавательные УУД:
получение информации из дополнительных источников.
Коммуникативные УУД: умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение.
Проблемная ситуация
Да, нам хотелось бы побывать на других планетах и, возможно, встретиться с инопланетянами. Ученые до сих пор предполагают их существование. А вы как считаете? Существует ли жизнь на других планетах, кроме планеты Земля?
Поиск решения. - Какие есть предположения?
-Мы можем сейчас ответить на этот вопрос?
Сегодня нам предстоит разрешить эту загадку.
Высказывания учащихся
Включение в систему знаний и повторений
Познавательные УУД:
поиск и анализ необходимой информации.
Регулятивные УУД:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Личностные УУД:
осознание необходимости новых знаний для ученика.
Коммуникативные УУД:
инициативное сотрудничество в поиске информации.
Познавательные УУД: создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества.
- Как называется планета, на которой мы живем?
- А можно Землю назвать соседкой Солнца?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на схему (рисунок в учебнике на стр. 5), демонстрирующий планеты Солнечной системы.
Вернемся к нашей проблеме. Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать?
-Как вы считаете, планета Земля обладает всеми условиями для жизни? Какими?
- Знаем ли мы, есть ли что-то из перечисленных характеристик планеты Земля на других планетах?
- Значит, мы об этом сейчас узнаем.
Приступаем к групповой работе. Начинаем знакомство с планетами Солнечной системы и отправляемся в виртуальное космическое путешествие сейчас. Итак, в путь!
Работа в группах. «Характеристика планет в сравнении с Землей».
(Слайд 11)
Задания для группы№1
1. Дайте характеристику планеты Меркурий по опорным словам
Меркурий – это самая……..
Эта планета названа в честь….
Она намного меньше…………, но ……………схожа с Луной.
Поверхность Меркурия………
Меркурий лишен………….
Спутников …
2. Заполните в таблице строку про Меркурий.
(Слайд 12)
Задания для группы№2
1. Дайте характеристику планеты Венера по опорным словам
Венера названа……..
Большую поверхность….
Спутников……………
Венера имеет……….., поэтому температура……………….
2. Заполните в таблице строку про Венеру.
(Слайд 13)
Задания для группы№3
1. Дайте характеристику планеты Земля по опорным словам
Земля – самая ……..
Она имеет……………
Более 70 %...................
Главное отличие Земли от ………
Земля имеет……………….
2. Заполните в таблице строку про планету Земля.
(Слайд 14)
Задания для группы№4
1 Дайте характеристику планеты Марс по опорным словам (стр. 54)
Марс - ……….планета, названа в честь……………..
Марс в 2 раза меньше……………
Поверхность Марса..………………
Вулкан Олимп достигает…………
У Марса тонкая………………….
Средняя температура Марса………
Марс имеет ……………………….
2. Заполните в таблице строку про Марс.(Слайд 15)
Земля.
Да
Солнце
9
Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Кометы, астероиды, планеты со спутниками.
Характеристику планет
Мы не знаем
Физкультминутка
Личностные УУД:
умение применять правила охраны своего здоровья
Музыкальная физкультминутка
«Зарядка для глаз. Планеты»
(Слайд 16)
Включение в систему знаний и повторений
Регулятивные УУД:
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные УУД: овладение приёмами самоконтроля, сличения способов действий и его результата с заданным эталоном.
Личностные УУД:
осознание необходимости новых знаний для ученика.
Коммуникативные УУД:
умение выражать свои мысли, управлять поведением партнёров, планирование сотрудничества.
Личностные УУД: оценка своих и чужих поступков.
Коммуникативные УУД:
умение строить высказывание с учётом норм языка.
Работа в группах.
- Проверяем. От каждой группы выходят по одному представителю и дают характеристику планетам.
- Молодцы, все справились с заданием.
-Выполняем самопроверку. Как вы заполнили таблицу.
(Слайд 17)
-Ребята, кто из вас знает способ запоминания цветов радуги? Хотите использовать, для запоминания планет такой же способ?
(Медвежонок Ветчину Закусил Малиной)
– Стоп! Планет 8, а мы запоминаем 4. Почему?
- Давайте сделаем вывод.
Выступают по 1 представителю от каждой группы.
Формируют альбом «Соседи Солнца»
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.
Меркурий, Венера, Земля, Марс.
Потому, что именно они ближайшие соседи Солнца, а это тема нашего урока.
Включение в систему знаний и повторений
Цель: обобщение информации по теме урока.
Коммуникативные УУД:
умение слушать других и вступать в диалог, выражать своё мнение.
Познавательные УУД:
извлечение необходимой информации из прослушанного,
понимание и адекватная оценка прослушанной информации
Закрепление «Блиц-опрос».
1. Почему поверхность Меркурия нагревается до 400 С?
2. С чем связано то, что температура на Венере достигает 500 С?
3. Какие особенности имеет самая большая планета земной группы?
4. Чем можно объяснить красноватый цвет планеты, названной в честь древнеримского бога войны?
5. Составьте последовательность из планет земной группы – от самой маленькой до самой большой?
Ответы учащихся
Работа учащихся на интерактивной доске.
Самостоятельное применение знаний
Цель:осознание воспринятого материала, выявление уровня полученных навыков.