Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22 г.Новотроицка Оренбургской области»
Классный час
Планета друзей.
Тема: права и обязанности младших школьников
Атестующийся педагог: Шелдякова Е.В.
Планета друзей.
(классный час о правах и обязанностях)
Цель: формирование представлений о нравственности и опыте
взаимодействия сверстников и взрослых в соответствии с
общепринятыми нравственными нормами и уважения к правам и
свободам человека.
«Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите «Добрый день!»
И следуйте хорошему примеру
Продляйте добрым словом жизнь людей»
Слайд 2
-Сегодня мы будем вести серьезный разговор о том, каким должен быть человек, о его отношении к людям.
Под звуки спокойной музыки.
-Протяните свои ладони (я кладу в них горошину).
-Внимательно посмотрите на горошину. На что она похожа?
- . . .
-Горошина похожа на нашу планету Земля. (Слайд 4)
-Посмотрите на фотографию из космоса.
-А теперь давайте поразмышляем о том, что каждый из вас может увидеть на этой маленькой копии планеты Земля?
-Закройте глаза и пофантазируйте!
Звуки природы.
-Что вы представили?
-. . .
- Как вы думаете, сколько людей живет на Земле?
-. . .
Слайд 5
-На нашей планете проживает около 5 млрд человек.
-Это - очень много. Но каждый человек – это целый мир. Нет двух совершенно одинаковых людей.Многие люди говорят на разных языках и даже не понимают друг друга. Как же сделать, чтобы все жили в мире и дружбе? Чтоб наша планета стала «Планетой друзей».
-. . .
-Нужны общие законы, по которым будут жить все люди.
-В каждой стране существуют такие общие своды законов. Во всех странах они очень похожи.(Слайд 6)
-В нашей стране – это Конституция Российской Федерации.В Конституции записаны права и обязанности всех граждан России (любого возраста).
- А в каком документе записаны права детей?
-Конвенция ООН «О правах ребенка».
-Конвенция распространяется на несколько стран.
-Существует «Декларация прав человека» она тоже действует в нескольких странах, но в отличие от Конвенции защищает права людей разного возраста.
-Мы уже раньше говорили о правах, которые записаны в Конвенции.
-. . .
Мини викторина.
-Сейчас на экране будут появляться иллюстрации к сказкам.Вам надо сказать, что это за сказка, и какие права героев были нарушены. (Слайд 7)
-Колобок.
-Каждый имеет право на жизнь.
Слайд 8
-Статья 3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Слайд 9
-Золушка.
-Каждый человек имеет право на отдых.
Слайд 10
-Статья 24.Каждый человек имеет право на отдых и досуг, в том числе разумное ограничение рабочего дня и оплачиваемый отпуск.
Слайд 11
-Снежная королева.
-Никто не должен отнимать детей у родителей и удерживать их.
Слайд 12
-Статья 9. Никто не имеет право насильно разлучать ребенка с родителями без серьезных на то оснований.
Слайд 13
-Буратино.
-Никто не должен отнимать чужое имущество.
Слайд 14
-Статья 17. Никого нельзя произвольно лишать его имущества.
-А в статье 29 говорится, что кроме прав у каждого человека имеются еще и обязанности перед обществом.
Слайд 15
-Право – охраняемая государством узаконенная возможность, что нибудь делать, осуществлять.
-Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д.
-Обязанность – круг действий возложенных на кого нибудь и безусловных для выполнения.
-Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушать своих родителей и т. д.
-Значит, ваши обязанности по отношению к окружающим связанны с ответственностью и воспитанностью. Т. е., с вашем представлением о справедливости и несправедливости, честном и бесчестном, хорошем и плохом и еще их называют нормами воспитанности.
-Стихотворение А. Барто « Любочка. »
1 Синенькая юбочка, ленточка в косе
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг
Как танцует Любочка?
Лучше всех подруг.
Кружится и юбочка, и ленточка в косе-
Все глядят на Любочку
Радуются все.
2 Но если к этой Любочке
Вы придете в дом,
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду.
2 Едет Любочка в трамвае,
Она билетов не берет,
Всех локтями раздвигая,
Пробирается вперед.
Говорит она, толкаясь:
1 Фу, какая теснота!
2 Говорит она старушке
1 Это детские места.
2 Ну садись, вздыхает та.
1 Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот такая Любочка во всей своей красе.
1,2 Случается, что девочки
Бывают очень грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.
-Правильно ли поступаетЛюбочка приходя домой?
-. . .
-А когда едет в трамвае?
-А что она нарушает права или нормы воспитанности?
-Она нарушает нормы воспитанности и не выполняет обязанности.
-Чем же отличаются правовые нормы от норм воспитанности.
-Правовые нормы записаны в законе. За нарушение правовых норм наказывает государство, а за нарушение норм воспитанности мучает совесть.
-Послушайте и посмотрите внимательно.
Сценка
Мама: Доченька, я ухожу, приберись, помой за собой посуду.
Дочь: Мама у меня же еще уроки не сделаны!
Мама: Да успеешь ты сделать свои уроки! Необходимо привести дом в
порядок.
Дочь: Конвенцией по правам ребенка я защищена от выполнения любой
работы, которая служит препятствием в получении образования.
-Права ли была девочка?
-Действительно ли помощь маме по дому может считаться нарушением ее прав, или она просто ленивая и недостаточно воспитана?
-Помощь маме не может быть нарушением прав. Каждый воспитанный человек должен мыть за собой посуду, убирать постель и игрушки.
-Дети обязаны уважать и слушаться родителей.
-Ребята, а ссоритесь ли вы с друзьями, одноклассниками?
-А хотели бы вы совсем не ссориться, чтоб можно было сказать, что наш класс - это маленькая "Планета друзей"?
Слайд 16
Ситуация.
-Посмотрите на ситуацию и подумайте, что можно сделать, чтоб обойтись без ссоры.
Урок закончился. Сеня взял книги и понес их в библиотеку. У него были заняты руки, и он прикрыл дверь за собой ногою. Сеня не видел, что Петя решил зайти в класс и прищемил ему пальцы.
Петя кинулся на Сеню. Ведь папа учил, что надо давать сдачу.
-Что же можно было сделать, чтобы обойтись без ссор?
-Оба мальчика допустили ошибки. Сеня должен извиниться и оказать Пете помощь. А Петя должен был разобраться в ситуации, понять и простить Сеню.
Слайд17
-А случались ли подобные ситуации с вами или вашими друзьями?
-. . .
-Как нужно поступать, чтоб этого не происходило?
-. . .
Игра.
-Давайте поиграем.На первую парту каждого ряда я ставлю коробочку с зеркалом.
-Откройте коробочку, посмотрите, что в ней и передайте соседу по ряду.
-Скажите одним прилагательным, какой он, тот, кого вы увидели?
-. . .
Слайд18
-Вы увидели хороших, веселых, умных и очень любимых.
-Кто это? Кого вы увидели?
- Себя.
Давайте скажем хором: "Мы самые хорошие и самые любимые!"
-Ни в какой ситуации никогда не забывайте об этом!
-О чем же надо помнить, чтоб мы с вами жили на "Планете друзей"?