План – конспект урока по самопознанию 2 класс.
Учитель начальных классов
КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» ГУ «Отдел олразования г. Семей ВКО Петрик Екатерина Павловна
Тема «Учимся дружить».
Оборудование:
компьютер и проектор,
комплект слайдов по изучаемому разделу,
фрагменты мультфильмов.
Цель урока: расширить представление о ценности дружбы.
Задачи урока:
формировать навыки позитивного общения;
развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;
воспитывать уважительное отношение к друзьям.
Содержание урока:
I. Организационный момент.
Просмотр и прослушивание клипа на песню «Дружба крепкая».
II. Сообщение темы и целей урока.
У.: Ребята, вы догадались о теме нашего урока? Сегодня мы будем говорить о настоящей дружбе, взаимопомощи и поддержке.
У меня в руках вы видите волшебный цветик – семицветик. В течение всего урока мы будем отрывать лепестки и выполнять задания.
III. Задания урока.
Первый лепесток. Круг радости.
Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
У.: Желаю счастья и добра
Всем детям с самого утра.
Дети произносят друг другу свои пожелания.
Второй лепесток. Беседа.
У.: Ребята, слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. Скажите, как вы думаете, кто такой друг? Друг – это человек, который связан с кем – нибудь дружбой. А что такое дружба? Дружба – это близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общих интересах.
А у вас есть друг? Какими качествами обладают ваши друзья?
Третий лепесток. Сказка о дружбе.
Работа по учебнику.
С. Снегова. Сказка о дружбе.
В далёкой-далёкой стране, где никогда не бывает зимы, жил маленький слонёнок, и звали его Мосиком. Необычное имя для слона. Но такое ему дали мама и папа. Из-за этого имени никто не хотел дружить со слонёнком.
А Мосик очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесёт подарки на день рождения.
Решил Мосик найти себе друга в дальних краях. Рано утром, когда все ещё спали, слонёнок ушёл из дома. Конечно, все знают, что уходить из дома плохо. И даже вредно. Но слонёнок Мосик был маленький и глупый. Он даже не подозревал, что вдали от дома его могут ожидать всякие опасности. Мосик просто хотел найти друга.
Слонёнок шёл очень долго. Солнце поднялось на самую середину неба и жарко палило сверху. Мосику очень хотелось пить. Вдруг он увидел озеро. Мосик готов был припустить со всех ног к озеру, чтобы испить прохладной водички, как вдруг услышал тоненькое и жалобное:
Слонёнок замер и оглянулся, но никого не увидел.
Мосик нагнулся и заметил маленький цветочек на длинном стебельке. Цветок склонил головку и почти завял.
Слонёнку очень хотелось пить, и озеро было совсем рядом. Но он не побежал к нему, а спросил у цветка:
Цветок слабо-слабо покивал головкой, у него совсем не осталось сил, и почти прошептал:
Мосик подумал и воскликнул:
Слонёнок своими большими ушами, как зонтиками, прикрыл цветок от солнца. Цветку стало легче, он поднял головку и сказал:
Спасибо тебе, слонёнок. Ты настоящий друг.
Как ты меня назвал? - удивился Мосик.
Другом. Настоящим, - подтвердил цветок.
А если я скажу, что меня зовут Мосиком, ты перестанешь быть моим другом? - осторожно спросил слонёнок.
Нет, конечно. Ведь друзей выбирают не по имени, а по тем поступкам, что они совершают, - сказал цветок.
Слонёнок засмеялся. Он стал самым счастливым слонёнком на свете. Ведь у него появился друг.
Чтение сказки выразительно.
Беседа: - О чём мечтал слонёнок? Почему цветок назвал слонёнка другом?
Четвёртый лепесток. Минутка отдыха.
Тематическая физ. минутка для глаз «Цветик – семицветик» в сопровождении песни «Большой хоровод».
Динамическая физ. минутка. Дети встают. Учитель читает строки стихотворения, дети хлопают в ладоши над головой, говоря при этом «Да!»
Я готов для всех всегда
Делать добрые дела.
Совершив такой поступок,
Говорю я «Да! Да! Да!»
Будем старших уважать? –Да!
Будем дерево сажать? –Да!
Будем маме помогать? –Да!
А братишку одевать? –Да!
Позаботимся о кошке? –Да!
Птица мы насыплем крошки? –Да!
Позаботимся о друге? –Да!
И цветы польём на клумбе? – Да!
Будем дружными всегда,
Кто ответит? – Да! Да! Да!
Пятый лепесток. Законы дружбы. Работа с пословицами.
У.: Ребята, давайте попробуем открыть законы дружбы. Какие качества нужны для того, чтобы дружба была крепкой? Составление законов дружбы:
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что – то плохое.
5. Умей принять помощь, совет.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признавать свои ошибки.
О дружбе написано очень много рассказов, стихов, сказок. Мудрые люди слагали о дружбе пословицы. Как вы понимаете данные пословицы:
Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
Человек без друзей, сто дерево без корней.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба как стекло – разобьёшь – не сложишь.
Друзья познаются в беде.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Шестой лепесток. Работа с деформированными предложениями – составление пословиц из частей.
Работа в группах. Задание: собрать пословицы из рассыпанных слов.
Один за всех, и все за одного.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Старый друг лучше новых двух.
Не годы сближают людей, а минуты.
Седьмой лепесток. Круг «От сердца к сердцу».
У.: Приглашаю детей в круг, предлагаю взяться за руки и продекламировать:
На части не делится солнце лучистое,
И вечную Землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого-
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
IV. Итог урока
- Вот и подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали. Что нового вы узнали о дружбе? Как вы будете относиться к своим друзьям?
Просмотр и прослушивание клипа на песню «Друзья» (группа «Барбарики»). Коллективное исполнение песни.
6