План – конспект урока по самопознанию 2 класс.  
  Учитель начальных классов  
  КГУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» ГУ «Отдел олразования г. Семей ВКО Петрик Екатерина Павловна
  Тема «Учимся дружить».
 Оборудование:  
 компьютер и проектор,  
 комплект слайдов по изучаемому разделу,
 фрагменты мультфильмов.
 Цель урока: расширить представление о ценности дружбы.
  Задачи урока:  
   формировать навыки позитивного общения;
  развивать умение понимать другого человека, его чувства и поступки;
  воспитывать уважительное отношение к друзьям.
 
  Содержание урока:
  I. Организационный момент.
  Просмотр и прослушивание клипа на песню «Дружба крепкая».
  II. Сообщение темы и целей урока.
  У.: Ребята, вы догадались о теме нашего урока? Сегодня мы будем говорить о настоящей дружбе, взаимопомощи и поддержке.
  У меня в руках вы видите волшебный цветик – семицветик. В течение всего урока мы будем отрывать лепестки и выполнять задания.
  III. Задания урока.
  Первый лепесток. Круг радости.
   Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебный цветок».
    У.: Желаю счастья и добра  
   Всем детям с самого утра.
  Дети произносят друг другу свои пожелания.
  Второй лепесток. Беседа.
  У.: Ребята, слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. Скажите, как вы думаете, кто такой друг? Друг – это человек, который связан с кем – нибудь дружбой. А что такое дружба? Дружба – это близкие отношения, основанные на доверии, привязанности, общих интересах.
  А у вас есть друг? Какими качествами обладают ваши друзья?
    Третий лепесток. Сказка о дружбе.
  Работа по учебнику.  
 С. Снегова. Сказка о дружбе.
 В далёкой-далёкой стране, где никогда не бывает зимы, жил маленький слонёнок, и звали его Мосиком. Необычное имя для слона. Но такое ему дали мама и папа. Из-за этого имени никто не хотел дружить со слонёнком.
   А Мосик очень хотел иметь друга. Жить без друзей тяжело. Не с кем поиграть, не с кем поговорить. И никто не принесёт подарки на день рождения.
  Решил Мосик найти себе друга в дальних краях. Рано утром, когда все ещё спали, слонёнок ушёл из дома. Конечно, все знают, что уходить из дома плохо. И даже вредно. Но слонёнок Мосик был маленький и глупый. Он даже не подозревал, что вдали от дома его могут ожидать всякие опасности. Мосик просто хотел найти друга.
  Слонёнок шёл очень долго. Солнце поднялось на самую середину неба и жарко палило сверху. Мосику очень хотелось пить. Вдруг он увидел озеро. Мосик готов был припустить со всех ног к озеру, чтобы испить прохладной водички, как вдруг услышал тоненькое и жалобное:
   Слонёнок замер и оглянулся, но никого не увидел.
   Мосик нагнулся и заметил маленький цветочек на длинном стебельке. Цветок склонил головку и почти завял.
  Слонёнку очень хотелось пить, и озеро было совсем рядом. Но он не побежал к нему, а спросил у цветка:
   Цветок слабо-слабо покивал головкой, у него совсем не осталось сил, и почти прошептал:
   Мосик подумал и воскликнул:
   Слонёнок своими большими ушами, как зонтиками, прикрыл цветок от солнца. Цветку стало легче, он поднял головку и сказал:
  Спасибо тебе, слонёнок. Ты настоящий друг.
 Как ты меня назвал? - удивился Мосик.
 Другом. Настоящим, - подтвердил цветок.
  А если я скажу, что меня зовут Мосиком, ты перестанешь быть моим другом? - осторожно спросил слонёнок.
  Нет, конечно. Ведь друзей выбирают не по имени, а по тем поступкам, что они совершают, - сказал цветок.
 
  Слонёнок засмеялся. Он стал самым счастливым слонёнком на свете. Ведь у него появился друг.
   Чтение сказки выразительно.
  Беседа: - О чём мечтал слонёнок? Почему цветок назвал слонёнка другом?
 
  Четвёртый лепесток. Минутка отдыха.
   Тематическая физ. минутка для глаз «Цветик – семицветик» в сопровождении песни «Большой хоровод».
  Динамическая физ. минутка. Дети встают. Учитель читает строки стихотворения, дети хлопают в ладоши над головой, говоря при этом «Да!»
 
  Я готов для всех всегда
  Делать добрые дела.
  Совершив такой поступок,
  Говорю я «Да! Да! Да!»
 Будем старших уважать? –Да!
 Будем дерево сажать? –Да!
 Будем маме помогать? –Да!
 А братишку одевать? –Да!
 Позаботимся о кошке? –Да!
 Птица мы насыплем крошки? –Да!
 Позаботимся о друге? –Да!
 И цветы польём на клумбе? – Да!
 Будем дружными всегда,
 Кто ответит? – Да! Да! Да!
  Пятый лепесток. Законы дружбы. Работа с пословицами.
  У.: Ребята, давайте попробуем открыть законы дружбы. Какие качества нужны для того, чтобы дружба была крепкой? Составление законов дружбы:
  1. Помогай другу в беде.
  2. Умей с другом разделить радость.
  3. Не смейся над недостатками друга.
  4. Останови друга, если он делает что – то плохое.
  5. Умей принять помощь, совет.
  6. Не обманывай друга.
  7. Умей признавать свои ошибки.
  О дружбе написано очень много рассказов, стихов, сказок. Мудрые люди слагали о дружбе пословицы. Как вы понимаете данные пословицы:
  Нет друга – ищи, а нашёл – береги.
  Человек без друзей, сто дерево без корней.
  Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
  Дружба как стекло – разобьёшь – не сложишь.
  Друзья познаются в беде.
  Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
  Шестой лепесток. Работа с деформированными предложениями – составление пословиц из частей.
  Работа в группах. Задание: собрать пословицы из рассыпанных слов.
  Один за всех, и все за одного.
  Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  Старый друг лучше новых двух.
  Не годы сближают людей, а минуты.
  Седьмой лепесток. Круг «От сердца к сердцу».
  У.: Приглашаю детей в круг, предлагаю взяться за руки и продекламировать:
  На части не делится солнце лучистое,
  И вечную Землю нельзя разделить,
  Но искорку счастья – луча серебристого-  
  Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.  
  IV. Итог урока
  -  Вот и подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали. Что нового вы узнали о дружбе? Как вы будете относиться к своим друзьям?
  Просмотр и прослушивание клипа на песню «Друзья» (группа «Барбарики»). Коллективное исполнение песни.  
  
 
  
 
   
 
   
 
   6