Технологическая карта урока
Кострикина О.М.
Литературное чтение, 1 класс
Тема урока: «Первый букварь»
Тип урока: Комбинированный урок
Цели урока:
Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.
Знакомство со старинной азбукой.
Планируемые результаты
Предметные: Слушать текст в чтении учителя; на слух определять известную и неизвестную информацию.
Метапредметные: Умение определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, находить средства её осуществления.
Личностные: Принимать и осваивать социальную роль обучающегося, осознавать личностный смысл учения.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Организационный этап.
Учитель: Приветствует учащихся, настраивает на работу.
- С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснуться и вставать!
Дети: Приветствуют учителя, самостоятельно организуют свое рабочее место.
Мотивация познавательной деятельности, разминка
Учитель: Настраивает на познавательную деятельность.
- О каких двух братьях-мудрецах мы говорили на предыдущем уроке?
- Что мы о них знаем?
Ученики: Отвечают на вопросы учителя.
- Кирилл и Мефодий
- ответы детей
Актуализация необходимых знаний и выход на тему
Учитель организует фронтальную работу по систематизации знаний детей.
- Какой вклад они внесли в развитие славянской культуры?
- Сколько было букв в первой славянской азбуке?
На доске кириллица. Читает стихи:
Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.
Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.
Учитель: Предлагает упражнения на развитие речевого аппарата.
Упражнение «Хомячок»
А) Плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.
Б) Набрать в рот воздух и перемещать его вверх и вниз.
Упражнение «Конфета».
Закладываем язык за щеку, как конфету, поочередно перемещая его из одной стороны в другую.
Работа над пословицей.
– Прочитайте предложение (с побудительной интонацией, с вопросительной интонацией).
Азбука – к мудрости ступенька.
– Как называется это предложение?
– Кто знает, что такое пословица?
Издавна пословицы способствовали обогащению языка.
– Запишите пословицу в тетрадь.
- А теперь, кто скажет, как называется учебник, по которому мы учимся читать?
Раньше ваши родители, наши предки учились читать по учебнику.
- Как назывался этот учебник, кто знает?
- Правильно. Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?
– Кто из вас слышал о том, когда и кто написал первый русский букварь?
Деятельность учеников: - ответы детей. Дети слушают учителя. Выполняют упражнения. Отвечают, что пословица – это краткое произведение народного творчества, которое используется для яркой характеристики разных сторон жизни.
Отвечают на вопросы. Называют тему урока («Первый букварь»).
Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Федоровым….
Работа по теме урока
Учитель проводит выборочное чтение текста на стр. 88.
Задает вопросы. - Сколько было букв в кириллице?
- А сколько букв в русской азбуке?
- Сколько из них гласных? Согласных?
- На какие две группы можно разделить все гласные буквы?
- Какие буквы и в каких случаях обозначают два звука?
- На какие группы можно разделить согласные буквы?
Предлагает прочитать текст на стр. 90-91 «Азбуки».
– Что интересное и новое узнали из данного текста?
– Когда был напечатан первый букварь для русских людей?
– Кого называют первопечатником?
Что означает слово «первопечатник»?
– А где сейчас печатают книги?
– У кого дома есть компьютер?
Можно ли напечатать книгу на нем?
– Как строятся все буквари и азбуки. Найдите ответ в тексте и прочитайте.
– Как мы с вами называем буквы алфавита?
Как раньше их называли?
– Чем заканчивался русский букварь?
– Как вы думаете, каково было назначение букваря.
Я – букварь, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Предлагает оценить свою работу.
Деятельность учащихся: Слушают текст в чтении учителя. Отвечают на вопросы. Читают текст. Повторное чтение текста. Читают текст по цепочке. Самооценка.
Физкультминутка
Учитель: Проговаривает текст и показывает движения
Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья,
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись.
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь.
Учащиеся: Повторяют текст и выполняют движения за учителем.
Продолжение работы по теме урока
Учитель: – А вы знаете, сколько букварю лет?
Читает стихи, рассказывает про букварь.
Учились все по мне и встарь,
Я – книга школьная – букварь.
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы и долины,
Про реки, звуки и моря –
Не обойтись без букваря.
– Из года в год, из века в век учились читать по букварю русские люди. Но не все люди могли научиться читать, не все дети имели возможность учиться. Вы живете в очень интересное время, когда без хорошего умения читать, просто не обойтись.
Деятельность учащихся: Отвечают на вопросы учителя. Слушают текст в чтении учителя.
Итоги урока. Рефлексия деятельности
Учитель: Предлагает учащимся вспомнить, какая задача ставилась в начале урока, предлагает оценить свою работу на уроке. Организует беседу, почему допущены ошибки, какой материал усвоен недостаточно хорошо, какие умения необходимо отработать.
Учащиеся: Сами оценивают свою работу, анализируют степень усвоения материала (поднимают зеленые или красные карточки настроения), подводят общий итог урока.