Материал: схематичное изображение на карте Африки, Казахстана, силуэтное изображение ласточки, картинные материал по теме «Перелетные птицы», презентация «Перелетные птицы»,
Ход занятия:
Художественное слово:
Ласточка примчалась
Из-за синя моря,
Села и запела:
«Как февраль ни злися,
Как ты, март, ни хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик,
Все весною пахнет!»
Беседа по содержанию стихотворения
Откуда прилетела ласточка?
Куда примчалась птичка?
Зачем вернулась ласточка на Родину?
Какие еще птицы возвращаются весной из теплых стран?
- Сегодня ласточка возвращается из Африки, где она проводила зиму, к нам в Казахстан. А мы поможем ей в пути (работа с картой)
1 ход:
«Отгадай загадку»
На шесте – дворец,
Во дворце певец (Скворец)
- Какой дворец на шесте?
- Почему скворца называют «певцом»?
Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей? (Грач)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу – белое полотенце (Ласточка)
- Шильце – это что? Почему с шилом сравнивают клюв у ласточки?
- Вильце – это что? На что похож хвост ласточки?
- Черное суконце, белое полотенце – это ….. (оперение ласточки)
2 ход
«Повтори скороговорку»
Изменение темпа, силы голоса.
Стоит цапля у болотца, улыбается, смеется.
Скворцы и синицы – веселые птицы.
Ой, качи-качи-качи, прилетели к нам грачи!
3 ход
«Составь предложение»
Дети на слух из разрозненных слов составляют предложение.
*Перелетные, птицы, ласточки, и, насекомоядные.
(Ласточки перелетные и насекомоядные птицы)
*С теплых стран, грачи, первые, птицы, прилетели
(С теплых стран прилетели первые птицы – грачи)
*Перелетные, на Родину, птицы, весной, возвращаются.
(Весной на Родину возвращаются перелетные птицы)
4 ход
«У кого кто?» Образование названий птенцов
У галки - ….галчонок
У вороны - … вороненок
У кукушки - …..кукушонок
У совы - …..совенок
У скворца - …скворчонок
5 ход
«Загадки – описания» Подготовленные дети рассказывают описательные рассказы. Показ презентации об описанных птицах.
Дятел
В окраске преобладают черные и белые тона, у самцов — красный затылок. На голове у молодых самцов красная шапочка. Верх черный с белыми пестринами, низ белый с красным подхвостьем. Ноги короткие и очень сильные, с цепкими когтями, два пальца направлены вперед, два — назад. Клюв прямой (редко слабо искривленный), клиновидный, служащий для выдалбливания дупл для гнезд и для раскалывания коры в поисках пищи.
Грач
Окрашен полностью в черный цвет с фиолетово-синим отливом. Окраски самца и самки одинаковы. У взрослых птиц у основание клюва и возле щек нет оперения. У молодых птиц перья у основания клюва есть, но позже они выпадают. Это придает птице отличительный вид, благодаря чему ее нельзя спутать с вороном.
Влаголюбивая птица. Любимыми местами обитания являются поросшие ивовыми и другими кустами долины рек, полевые болота и всякого рода кустарники вблизи проточной или стоячей воды, а также большие сады и глухие парки.
Жаворонок
Птица размером немного крупнее воробья. Окраска под цвет пожухлой травы и бурой земли — серо- или буровато-охристая с густыми бурыми продольными пестринами. Брюшко светлое. На голове короткий округлый хохолок. Над тёмными глазами — светлая бровь. Самцы отличаются от самок более крупными размерами и вертикальной горделивой осанкой, а также наличием песни, которая у самок совершенно отсутствует.
Предпочитают открытые пространства — луга, поля, степи. В лесу встретить практически невозможно.
6 ход
«Составь рассказ по картине» (по желанию детей)
Воробьи
Сороки
Скворцы
Ласточки
Итог занятия
- Вот и вернулась наша ласточка на Родину, в Казахстан. Вы помогли не только ласточке, но и показали свои знания в области орнитологии. По праву можете носить это почетное звание «юные орнитологи».