Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: "Перелётные птицы""
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: "Перелётные птицы""
Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи с использованием проблемно диалогического обучения.
Цель: дать детям общие представления о многообразии перелётных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, их особенности, выделить существенные различия.
Образовательные задачи: формировать словарь и связную речь, учить соотносить словесный образ с конкретными характерными особенностями предмета, учить мотивировать ответ-отгадку; давать полный ответ на поставленный вопрос.
Развивающие задачи: активизировать словарь по теме «Перелётные птицы», упражнять в словоизменении, развивать слуховое внимание, память на линейный ряд, общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать чуткое отношение к птицам, эстетическое восприятие.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: "Перелётные птицы"" »
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей логопедической группе по теме: «Перелетные птицы»
Воспитатель: Левочкина С. В.
Цель:дать детям общие представления о многообразии перелётных птиц, уточнить названия часто встречающихся перелётных птиц, их особенности, выделить существенные различия.
Образовательные задачи: формировать словарь и связную речь, учить соотносить словесный образ с конкретными характерными особенностями предмета, учить мотивировать ответ-отгадку; давать полный ответ на поставленный вопрос.
Развивающие задачи: активизировать словарь по теме «Перелётные птицы», упражнять в словоизменении, развивать слуховое внимание, память на линейный ряд, общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи: воспитывать чуткое отношение к птицам, эстетическое восприятие.
Оборудование: картинки с изображением перелётных птиц, кормушка, книга Д. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка».
Предварительная работа: рассматривание изображений перелётных птиц, соотнесение названия птиц с их изображением; разучивание физкультминутки, чтение познавательной литературы о питании, полёте, пении перелётных птиц.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводный, организационный момент
Пальчиковая гимнастика
Пой-ка, подпевай-ка,
Десять птичек стайка.
Это птичка – соловей,
Это птичка – воробей,
Это птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Это птичка коростель,
Это птичка – скворушка,
Серенькое перышко.
Эта птичка – зяблик,
Это – стриж,
Это – развесёлый чиж,
Ну, а это кукушонок –
Кукушкин маленький ребёнок.
2. Мотивационно – побудительный момент
Педагог выставляет картинку с кормушкой, на которой сидит ласточка.
- Ребята, посмотрите на нашу кормушку. Что интересного вы заметили? (На кормушке сидит птица.) Подумайте, как называется эта птица? (Это ласточка.) Что вас удивило? Почему? (Ласточка не может поздней осенью прилететь к кормушке.) А почему вы, так думаете? (Ласточка улетела на юг, потому что она перелётная птица.) [ Как называются птицы, которые вместе с ласточкой улетают от нас на юг? (Перелётные птицы.)]
-Так скажите ребята, о ком мы сегодня с вами будем говорить? (О перелётных птицах.)
- Действительно, осенью многие птицы улетают от нас в тёплые края, совершая дальний и трудный перелёт. А как вы думаете, почему они от нас улетают? (Там тепло, много корма.)
3. Актуализация знаний
- Прилетела к нам сова, умная голова. Кто об этих птичках знает, тот их быстро угадает.
Игра «Узнай по внешнему виду»
Педагог показывает картинку с изображением одной из перелётных птиц.
- Не ворона, не сорока и не чайка. А какая птичка – угадай-ка.
4. Расширение имеющихся представлений
Загадки о перелётных птицах.
На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его ….. (Скворец)
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (Ласточка)
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперёд по полю вскачь,
А зовётся птица….. (Грач)
Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролёт
Он поёт. (Соловей)
Кто на ёлке, на суку
Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку!»….. (Кукушка)
Игра «Полетели по порядку»
Педагог раздаёт каждому ребёнку картинку с изображением перелётной птицы.
- Птицы улетают стаями, косяками. Наши «птички» тоже готовятся к полёту. Постройтесь, «птички», друг за другом, как назову:
- трясогузка, иволга, жаворонок;
- кукушка, лебедь, грач, журавль;
- аист, цапля, скворец, ласточка.
Упражнение «Назови птенцов»
Скворец - … (скворчонок)
Аист - … (аистёнок)
Кукушка - … (кукушонок)
Грач - … (грачонок)
Журавль - … (журавлёнок)
5. Динамическая пауза
Подвижная игра «Аист»
Аист, аист длинноногий, Шагают на месте, хлопая руками по
бокам,
Покажи домой дорогу! Руками показывают «крышу» дома
Топай правой ногой, Топают поочерёдно ногами
Топай левой ногой,
Хлопай правым крылом, Хлопают руками по ногам
Хлопай левым крылом,
Вот тогда найдешь свой дом! Изображают руками «крышу» дома
6. Рефлекторно – коррегирующий этап
-Ребята, посмотрите, пока мы с вами играли, к нам в гости прилетели птички. Рассмотрите их внимательно. Назовите этих птичек (воробей, сорока, ворона, голубь, галка).
-Назовите перелётныхптиц, которые прилетели к нам в гости (…..?). Как вы думаете, почему вы не смогли ответить на этот вопрос? (Здесь нет перелётных птиц). Молодцы! Действительно, к нам прилетели в гости только те птицы, которые живут у нас постоянно.
Заключительный момент
-Ребята, какие приключения случились сегодня с нами? На какие вопросы вам было трудно отвечать? Мне понравилось, как отвечал Егор. А тебе Егор?...
Педагог показывает сказку Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка». С птичкой из этой сказки тоже случилась удивительная история. Позже мы её узнаем.
Используемая литература:
1. Кошелева Г. А. Развитие речи в детском саду. Пособие для детей 5-7 лет / Г. А. Кошелева. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009. – 128с.: ил. – (Детский сад: день за днём. В помощь воспитателям и родителям).
2. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 160 с.
3. В. М Ворончихина, Г. А. Колесникова, Л. М. Кузьминых. Учимся говорить. Логопедические занятия для детей с общим недоразвитием речи 2-3 уровня (1 год обучения). Журнал «Дошкольное воспитание» № 13, 14, 15 / 2006 год.