Существуют различные взгляды представителей разных наук на статус педагогики. Одни считают ее наукой, другие искусством. Большинство ученых говорят о педагогике как науке и искусстве. В данной статье также утверждается, что педагогика является не только искусством, но и наукой. Искусство имеет отношение не к самой науке педагогике, а к субъекту педагогической деятельности педагогу, который, используя разнообразные средства, формирует личность воспитанника, профессионала. Приводятся характерные черты педагогики как самостоятельной науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогика как наука»
Педагогика как наука
Аннотация: Существуют различные взгляды представителей разных наук на статус педагогики. Одни считают ее наукой, другие искусством. Большинство ученых говорят о педагогике как науке и искусстве. В данной статье также утверждается, что педагогика является не только искусством, но и наукой. Искусство имеет отношение не к самой науке педагогике, а к субъекту педагогической деятельности педагогу, который, используя разнообразные средства, формирует личность воспитанника, профессионала. Приводятся характерные черты педагогики как самостоятельной науки.
В общей системе наук, в общей системе «вещей и знаний» педагогика выступает как единственная наука, имеющая своим предметом воспитание человека.
Возникнув как наука о воспитании детей и молодёжи, педагогика по мере
расширения границ воспитания и сферы действия субъективных факторов в жизни общества всё более становятся наукой об общих закономерностях воспитательного воздействия на людей всех возрастов.
Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым
содержанием и осуществляет дифференциацию своих исследований. Этот процесс коснулся и педагогики. В настоящее время понятием «педагогика» обозначается целая система педагогических наук.
Педагогика как наука подразделяется на ряд самостоятельных
педагогических дисциплин:
Общая педагогика, исследует основные закономерности воспитания человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процесс образования и обучения.
Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания людей на различных этапах возрастного развития;
Специальная педагогика – дефектология, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей, которая в свою очередь распадается на ряд отраслей: вопросами воспитания и обучения глухонемых и глухих детей занимается сурдопедагогика, слепых и слабовидящих – тифлопедагогика, умственно отсталых – олигофренопедагогика, детей с расстройствами речи при нормальном слухе – логопедия;
Этапы развития педагогики
Интенсивно развиваются, как самостоятельные, такие отрасли
педагогической науки, как педагогика профессионально-технического образования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика.
Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни
растущими потребностями общества в создании специальных учебно-
воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Вот почему на определённой ступени развития человеческого общества и,
в частности, в более поздний период рабовладельческого строя, когда
производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделятся в особую общественную функцию, т.е. возникают специальные воспитательные учреждения, появляются лица, профессией которых стало обучение и воспитание детей. Это имело место во многих древних странах, но более или менее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Египта, стран Ближнего Востока и античной Греции.
ДРЕВНИЙ МИР
Уже в древнем мире многие общественные деятели и мыслители хорошо
сознавали и указывали на огромную роль воспитания, как в развитии общества,так и в жизни каждого человека.Из античной Греции ведёт своё происхождение и термин «педагогика»,который закрепился в качестве названия науки о воспитании. В Древней Греции педагогами назывались рабы, которым аристократы поручали присматривать за своими детьми, сопровождать их в школу и из школы, нести учебные принадлежности, а также совершать с ними прогулки.
Демокрит считал, что воспитание ведёт к обладанию трёмя дарами:
«хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее, его руками действует природа, ибо человек – её часть «микрокосмос». Он отмечал важность необходимости родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей. Процесс воспитания и обучения – тяжкий, но благодарный труд, который преобразует природу человека, утверждал Демокрит. Он полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. Демокрит предлагал использовать метод принуждения в процессе воспитания. Идеи Демокрита оказали влияние на взгляды учёных-софистов. (V-IV до н. э.)
Сократ (469 – 399 до н.э.)
Платон (427 – 347 до н.э.)
Аристотель (384 – 322 до н.э.)
Софисты «мудрецы» расширили программу образования за счёт изучения
грамматики, диалектики, обучению искусства спора. Затем были добавлены ещё
четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что составляло в целом семичастную энциклопедию, которая оказалась предтечей
программы «семи свободных искусств», являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Первые софисты считали своим основным призванием преподавание красноречие – риторики. По их суждениям, овладевая искусством риторики, человек приобретает умение завоевать на свою сторону мнение большинства, т.е. угадывать смысл общего блага.
Крупнейшим представителем философии софистов являлся Сократ.
Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей должно быть нравственное
самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину. Он один из основоположников учения о доброй природе человека. Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование.
Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем
постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. Главной задачей наставника Сократ считал пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствуясь тезисом: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».
Согласно Платону, достижение знания и истины, - мучительный труд
избавления от привычных пут и предрассудков. Он открыл связи между воспитанием и общественным устройством.
Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни
человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй,весь его будущий путь». Воспитание надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное – это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. В трактате «Государство» Платон выделил два длительных цикла – 10 и 15 лет.
Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании. В программу включались: риторика, геометрия, астрономия, музыка.
Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (min трехлетнего)образования. Была сделана попытка объединить достоинства спартанского и афинского воспитания. Платон полагает, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности. Программа подобного обучения была предназначена лишь для свободных граждан общества.
Ближайший ученик Платона Аристотель в своих педагогических трудах
развил идеи учителя, но вместе с тем во много занял противоположную точку
зрения («Платон мне друг, но истина дороже»). Он создал в Афинах учебное заведение «Ликей», которым руководил 12 лет. Ликей – символ всей последующей деятельности Аристотеля. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Наиболее системно он изложил свои взгляды на воспитание в трактате «Политика».
Аристотель придавал первостепенное значение государственному
воспитанию. Он допускал домашнее воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Однако, настаивал о необходимости государственного контроля за домашним воспитанием. Воспитанием с 7-го возраста должно было заниматься государство. Идеи Аристотеля оказали огромное влияние на педагогику. Его трактаты служили в течение многих столетий.
Марк Квинтилиан (35 – 96 г.г.)
Чтобы достичь хороших результатов, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание.
Вслед за Плутархом Квинтилиан говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. Ребенок – «драгоценный сосуд», с которым надо обращаться бережно и уважительно.
Цель воспитания он видел в подготовке молодого человека к исполнению
его гражданских обязанностей. Идеалом он считал Перикла. Он отдавал
предпочтение организованному школьному обучению перед домашним. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора.
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
В средние века проблемы воспитания разрабатывались философами-
богословами, педагогические идеи которых носили религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дальнейшее развитие педагогическая мысль получила в трудах мыслителей эпохи Возрождения
Итальянские гуманисты полагали, что наилучший путь воспитания – освоение классической греко-римской культуры. В качестве
образца педагогических идей рассматривались идей Квинтилиана.
Основной труд Монтеня «Опыты» рассматривает человека как высшую
ценность. Ребёнок от рождения обладает первозданной чистотой, которую потом «разъедает» общество. Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям.
В своём главном труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспитании
детей» - заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через
напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.
Ф.Рабле едко и остроумно обличал пороки средневекового воспитания и
обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого – духовное и телесное развитие личности.
Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)
Коменский - отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая
в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг.
Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в
каждой личности совершенное творение природы, отстаивал право человека на развитие всех его возможностей. Он определил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Классно – урочная система. Выделение
из состава философии.
Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)
В трудах Джон Локка – «Мысли о воспитании» и «Об управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у человека нет врожденных представлений и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового духа в здоровом теле. Он был убежден в целесообразности социальной детерминации школьного образования.
СРЕДНИЕ ВЕКА
Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)
Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.
Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею
свободного воспитания. Главное и наиболее сложное искусство наставника –уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного воспитания является отрицательное воспитание.
Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)
Песталоцци разработал метод элементного образования. Суть метода
заключается в том, что чтобы пробудить задатки способностей, которые
заложены в каждом ребенке.
А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.)
Он предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека,
учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности).Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура.
РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА
В.Г. Белинский (1811 – 1848 г.г.)
А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.)
Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.)
Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)
Белинский определил гуманистические и демократические подходы к
воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.
Герцен с демократических позиций критиковал официозную школьную
политику. Он подчеркивал, что важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства. Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.
Добролюбов критиковал ущемления права на образование по сословному,
религиозному и национальному признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных стремлений» человека.