- Что вы можете об этом сказать? - Что такое молитва? - Благодаря какой теме мы смогли сделать такой вывод? -Какие критерии разбирали? | - В каждой существующей сегодня религии есть обряды, они могут быть – коллективными или индивидуальными, ежедневными, еженедельными, один раз в жизни или единожды в жизни. У каждого обряда есть свои цели. Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва. - Молитва - это обращение к Богу - Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. - молитва, традиция, святыня, ритуал |
- С чем дальше автор предлагает познакомиться? - Как вы понимаете тему урока? - Какой возникает вопрос? - Какие у вас будут гипотезы, догадки - Какова цель урока, исходя из нашей гипотезы? - Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы какие способы познания мира мы можем использовать? - А на какие вопросы мы должны ответить, чтобы проверить нашу гипотезу? | - Паломничества и святыни Высказывания детей - Почему именно данная тема? - Возможно паломничество – это религиозный ритуал - Цель – доказать или опровергнуть, что паломничество и святыни взаимосвязаны с ритуалом - Анализ, сравнение, сопоставление, выводы и т.д. Высказывания детей |
- С чего предлагаете начать? - Что вы заметили? Следовательно – нашли первую ниточку связывающую с прошлой темой -Что дальше предлагаете? - Какой источник знаний может нам помочь? -Здесь предложено несколько словарей, какому из них мы обратимся? - Итак, что такое паломничество? -Какую информацию мы можем дополнительно еще подчерпнуть? -Нашли определения новых терминов, что дальше? -Какие ключевые слова можно выделить? - Какое слово помогает найти взаимосвязь с пройденной темой? Следовательно – нашли вторую ниточку связывающую с прошлой темой ПАЛОМНИК ПАЛОМНИЧЕСТВО -Чтобы понять суть, что в первую очередь предлагаете выполнить? -Обычно где мы находим ответ? -Сегодня я вам предлагаю другой способ. Какой? -Для достижения цели, что нам необходимо? -Какая цель стоит перед нами? - Рассматривая иллюстрации, попробуйте назвать те слова, которые первыми пришли на ум? -Как одним словом можно назвать все предложенные иллюстрации? -Какая иллюстрация, по вашему мнению, говорит напрямую об истории происхождения данных слов? - На иллюстрации икона «Вход Господень в Иерусалим». Что можете сказать по названию. На данной иллюстрации изображен последний приход Иисуса Христа в Иерусалим. Ведь мы знаем, что Иисус Христос никогда не жил в одном городе, он постоянно ходил по городам и сёлам – учил людей Божиему закону. На память об этом последнем приходе есть праздник в христианской религии, который называется Входом Господним в Иерусалим, за неделю до Пасхи. В этом году данный праздник христиане будут отмечать 5 апреля. -Достаточно ли вам, изображение на доске? О чем бы вы желали попросить меня? -На партах у вас небольшой сюрприз имеется, что это? Как вы думаете, что там внутри? - Как вы можете организовать свою работу? РАБОТА В ПАРЕ -Напомните мне цель работы, на данном этапе урока? - Даю полминутки, вглядитесь, посоветуйтесь в парах и договоритесь, какой ответ вы даете. - Что вас озадачило? | - Разобрать новые термины - Знакомый термин – святыни – это предмет или место поклонения - Найти определение слова паломничество - Интернет, школьный сайт - Православный энциклопедический словарь - Зафиксировать в тетради - Богомолец – сложное слово — имеющее в своём составе два корня - Как образованы данные слова - Этимологический словарь иллюстрации - Внимательно рассмотреть предложенные иллюстрации - Узнать образование данных слов (№5) - высказывания детей Конверт на парте - В паре - Как возникло слово паломничество и паломник - Пальмовая ветвь |
-Какой вопрос возник? -Что предлагаете? -Ответ на ваше Почему? Имеется вот в данном источнике, но вот незадача – вас много, а он в единственном экземпляре. Что делать? -Для поиска решения возникшей проблемы, попрошу вас подойти к информационному столу. -Помог ли вам информационный стол? Что вы там нашли? -Как желаете поработать? ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА -Какая цель перед нами? -Какие задачи мы поставим? -Какие средства для достижения цели предлагаете использовать? -Сколько времени потребуется? (2 мин) РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ -Какую информацию вы смогли подчерпнуть из данного материала? 1.Пальма - лат.слово «ладонь» 2.родственное слово паломник - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ 3.по традиции – СВЯЗЬ С ПРОЙДЕННОЙ ТЕМОЙ 4.эмблема праведника – В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ… Тропическая пальма цветет постоянно, поэтому в каждый данный момент времени она имеет и цветы, и завязи, и совсем созревшие орехи-плоды. Также и праведник в каждый данный момент времени приносит плоды, в виде мира, радости, добра. Пальма –это царица пустыни, ей не страшен ураган, буря, она прилегает к земли и снова выпрямляется. Ветер ее ломает, а она стоит. Не заметили вы, что она служит нам прекрасным примером стойкости против житейских невзгод? Праведник стоит как пальма, ни искушения, ни испытании его не собьют с правильного пути. 5.символ Палестины – в прош.времени, не согласна: - Кто сможет собрать всю информацию вместе и рассказать. | - Как пальма связанна с паломничеством? - Найти историю возникновения слова – пальма Высказывания детей - Текст «Пальма» - Индивидуально 1.Образование слова пальма, 2.связь с новыми критериями - Текст, текстовыделитель Ответы детей (Паломничество, паломник – однокоренные слова, образованы от слова «пальма» (стар. - ПАЛОМА), в значении «ладонь». По традиции, паломник возвращался с пальмовыми ветвями, символ победы) |
-Ребята, что же обозначают пальмовые ветви в руках людей, которые пришли встретиться с Иисусом Христом, т.к. они знают о его чудесах и о его учении? - Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа первые паломники. Для чего? -Вернемся к нашей гипотезе. Смогли ли мы его подтвердить? -Какой критерий остался? -Есть ли связь с паломничеством? - Какой вопрос возникает? -Предлагаю послушать размышления о паломничестве представителя православной церкви, на телеканале «Союз» -Что скажете? -О чем нас предупреждают? Вернемся к иллюстрациям – сравните, т.е. найдите сходство и различие. -После совершения паломничества, паломник должен о чем задуматься? - Стал ли он лучше, как в вашем понимании, что значит – стать лучше? - Какая же цель современного паломника? -Что предлагаете? - Можно ли назвать паломничество – ритуалом? (КАВЫЧКИ ПОСТАВИТЬ) -Доказали ли вы связь с ритуалом? - С помощью чего? На какие учебные задачи мы смогли найти ответы? -Отталкиваясь от нашего предмета. Какой возникает вопрос? -Какую гипотезу можем выдвинуть? -Какая цель исходя из гипотезы? (Возможно, паломничество существует во всех религиях мира) -На какие вопросы мы должны ответить, чтобы проверить гипотезу? -Где мы можем найти информацию? -Не читая, на что можно сразу обратить внимание, какой ответ вы можете дать? -Чтобы сэкономить время, как предлагаете поработать? Сколько групп? РАБОТА В ГРУППАХ -Как и где предлагаете фиксировать новую информацию? Предлагаю несколько таблиц, какая из них наиболее рациональная, удобная для фиксации всех интересующих нас вопросов? -Что будем озвучивать в 1 строчке? Во 2? В 3? -В 1 столбике изученные вопросы, Во 2. 3, 4, 5? - Ребята, урок подходит к концу, что вы можете предложить? -Какую информацию мы уже можем занести в таблицу? | - Первые паломники в христианстве - Встретиться, поклониться Высказывания детей (ритуал – действие, которое связывает человека с потусторонним миром) ( путешествие, хождение – это действие) (Существует ли паломничество в современном мире) (паломничество существует и в наши дни) (дополнить цель) Выдвинутая гипотеза нашла на уроке подтверждение. Данная тема является составляющей частью темы «Религиозные ритуалы», т.к. имеет связь с понятиями молитва, традиция, ритуал, поклонение, святыни. Паломничество существует в наши дни. -Что такое? Для чего? (Во всех ли мировых религиях Существует ли паломничество) (материал разделен на 4 части) Продолжить на следующем уроке |
-О каких критериях говорили? -Какую гипотезу удалось подтвердить? -Какие не смогли подтвердить? Почему? (не хватило времени) - Какие способы познания мира вы использовали при решении возникающих вопросов? -Для чего необходимо паломничество в жизни верующего человека? -С чем необходимо разграничивать понятие паломничество? (от путешествия) Кто вспомнит, какой праздник будут отмечать христиане 5 апреля? - Существует другое название – пальмовое воскресение, люди на богослужении стоят с пальмовыми ветвями. А как же в наших краях, где нет пальм? -Какую работу мы сегодня выполняли? - Кто или что вам помогло справиться? - В начале урока я пожелала, чтобы наш урок поставил перед нами серьезные вопросы, позволил задуматься и просто принес радость от общения? Сбылись ли мои пожелания? - И мне, ребята, было очень приятно с вами общаться. -Ребята, если вас заинтересовала тема о паломничестве, предлагаю несколько сайтов, где вы сможете найти дополнительную информацию и поделиться с нам на следующем уроке -Спасибо за урок! - До свидания! | - Паломничество это один из религиозных ритуалов, которое существует в наши дни. - Возможно, паломничество существует во всех религиях мира - Сравнение, обобщение, классификация, анализ, наблюдение и т.д. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение, пальму заменили вербой) |