kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Паломничества и святыни

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Освоение учащимися знаний об этическом смысле паломничества и святынь в религиозных традициях; формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Паломничества и святыни»

4 класс. Основы мировых религиозных культур.

Тема урока: «Паломничество и святыни»

Канева Оксана Михайловна

МОУ «СОШ №3»


Цель:


Освоение учащимися знаний об этическом смысле паломничества и святынь в религиозных традициях; формирование толерантного отношения к обычаям различных религиозных культур


Задачи:


  • Познакомить учащихся с традициями паломничества и главными святынями в религиозных традициях мира

  • Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока

  • Создать условия для формирования ценностного отношения к религиозным традициям, толерантного отношения к обычаям и обрядам различных религиозных культур


Ожидаемые результаты:

  • Узнать, что такое паломничество, реликвии и мощи; какие святыни являются главными для верующих людей

  • Научиться: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи

  • Усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах


Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания, фотографии различных обрядов


Нравственная идея урока: Слова Создателя о духовном преображении:

«Страна изменится прежде всего в вас,

в вашем Со-Знании, ибо только вы

сможете изменить её, изменить Мир,

вступая на путь творчества с Богом!»

(Диктовка от 10.12.07, стих 36)


Оборудование: учебное пособие, мультимедиа-проектор, презентация, магнитная доска, карточки, иллюстрации, видеоролик, конверты и разрезные карточки, текст о пальме (20 шт), интернет – школьный сайт, православный словарь, таблицы, текстовыделители.




Ход урока.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


1.Организационный момент. Повторение изученного материала.

- Ребята, здравствуйте! Сегодня к нам пришли гости, поприветствуйте, чтобы на уроке не отвлекаться. Начинаем урок Основы мировых религиозных культур. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.





Психологический настрой



2. Актуализация знаний. Подготовка к работе на основном этапе.

- Что вы можете об этом сказать?







- Что такое молитва?

- Благодаря какой теме мы смогли сделать такой вывод?

-Какие критерии разбирали?


- В каждой существующей сегодня религии есть обряды, они могут быть – коллективными или индивидуальными, ежедневными, еженедельными, один раз в жизни или единожды в жизни. У каждого обряда есть свои цели.

Главным ежедневным обрядом во всех религиях является молитва.

- Молитва - это обращение к Богу

- Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

- молитва, традиция, святыня, ритуал


3.Усвоение новых знаний  и способов действия

- С чем дальше автор предлагает познакомиться?

- Как вы понимаете тему урока?

- Какой возникает вопрос?

- Какие у вас будут гипотезы, догадки


- Какова цель урока, исходя из нашей гипотезы?


- Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы какие способы познания мира мы можем использовать?


- А на какие вопросы мы должны ответить, чтобы проверить нашу гипотезу?

- Паломничества и святыни


Высказывания детей

- Почему именно данная тема?

- Возможно паломничество – это религиозный ритуал

- Цель – доказать или опровергнуть, что паломничество и святыни взаимосвязаны с ритуалом

- Анализ, сравнение, сопоставление, выводы и т.д.


Высказывания детей


4. Реализация построенного проекта и закрепление изученных способ действий.

- С чего предлагаете начать?

- Что вы заметили?


Следовательно – нашли первую ниточку связывающую с прошлой темой

-Что дальше предлагаете?


- Какой источник знаний может нам помочь?

-Здесь предложено несколько словарей, какому из них мы обратимся?


- Итак, что такое паломничество?

-Какую информацию мы можем дополнительно еще подчерпнуть?

-Нашли определения новых терминов, что дальше?

-Какие ключевые слова можно выделить?

- Какое слово помогает найти взаимосвязь с пройденной темой?

Следовательно – нашли вторую ниточку связывающую с прошлой темой



ПАЛОМНИК ПАЛОМНИЧЕСТВО

-Чтобы понять суть, что в первую очередь предлагаете выполнить?

-Обычно где мы находим ответ?

-Сегодня я вам предлагаю другой способ. Какой?


-Для достижения цели, что нам необходимо?


-Какая цель стоит перед нами?

- Рассматривая иллюстрации, попробуйте назвать те слова, которые первыми пришли на ум?

-Как одним словом можно назвать все предложенные иллюстрации?

-Какая иллюстрация, по вашему мнению, говорит напрямую об истории происхождения данных слов?



- На иллюстрации икона «Вход Господень в Иерусалим». Что можете сказать по названию.

На данной иллюстрации изображен последний приход Иисуса Христа в Иерусалим. Ведь мы знаем, что Иисус Христос никогда не жил в одном городе, он постоянно ходил по городам и сёлам – учил людей Божиему закону. На память об этом последнем приходе есть праздник в христианской религии, который называется Входом Господним в Иерусалим, за неделю до Пасхи. В этом году данный праздник христиане будут отмечать 5 апреля.

-Достаточно ли вам, изображение на доске? О чем бы вы желали попросить меня?

-На партах у вас небольшой сюрприз имеется, что это? Как вы думаете, что там внутри?

- Как вы можете организовать свою работу?

РАБОТА В ПАРЕ

-Напомните мне цель работы, на данном этапе урока?

- Даю полминутки, вглядитесь, посоветуйтесь в парах и договоритесь, какой ответ вы даете.

- Что вас озадачило?

- Разобрать новые термины

- Знакомый термин – святыни – это предмет или место поклонения



- Найти определение слова паломничество

- Интернет, школьный сайт

- Православный энциклопедический словарь





- Зафиксировать в тетради



- Богомолец – сложное слово — имеющее в своём составе два корня





- Как образованы данные слова


- Этимологический словарь

иллюстрации

- Внимательно рассмотреть предложенные иллюстрации

- Узнать образование данных слов






(№5)














- высказывания детей

Конверт на парте


- В паре


- Как возникло слово паломничество и паломник




- Пальмовая ветвь


5. Контроль и самооценка знаний и способов действия

-Какой вопрос возник?


-Что предлагаете?


-Ответ на ваше Почему? Имеется вот в данном источнике, но вот незадача – вас много, а он в единственном экземпляре. Что делать?

-Для поиска решения возникшей проблемы, попрошу вас подойти к информационному столу.

-Помог ли вам информационный стол? Что вы там нашли?

-Как желаете поработать?

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

-Какая цель перед нами?

-Какие задачи мы поставим?

-Какие средства для достижения цели предлагаете использовать?

-Сколько времени потребуется? (2 мин)

РАБОТА ПО КАРТОЧКЕ

-Какую информацию вы смогли подчерпнуть из данного материала?

1.Пальма - лат.слово «ладонь»

2.родственное слово паломник - СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

3.по традиции – СВЯЗЬ С ПРОЙДЕННОЙ ТЕМОЙ

4.эмблема праведника – В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ…

Тропическая пальма цветет постоянно, поэтому в каждый данный момент времени она имеет и цветы, и завязи, и совсем созревшие орехи-плоды. Также и праведник в каждый данный момент времени приносит плоды, в виде мира, радости, добра. Пальма –это царица пустыни, ей не страшен ураган, буря, она прилегает к земли и снова выпрямляется. Ветер ее ломает, а она стоит. Не заметили вы, что она служит нам прекрасным примером стойкости против житейских невзгод? Праведник стоит как пальма, ни искушения, ни испытании его не собьют с правильного пути.

5.символ Палестины – в прош.времени, не согласна:

  • вручают медаль - символ мужества и отваги,

  • Каннский кинофестиваль - символ победы


- Кто сможет собрать всю информацию вместе и рассказать.

- Как пальма связанна с паломничеством?

- Найти историю возникновения слова – пальма


Высказывания детей





- Текст «Пальма»

- Индивидуально


1.Образование слова пальма,

2.связь с новыми критериями

- Текст, текстовыделитель




Ответы детей



























(Паломничество, паломник – однокоренные слова, образованы от слова «пальма» (стар. - ПАЛОМА), в значении «ладонь». По традиции, паломник возвращался с пальмовыми ветвями, символ победы)


6. Коррекция знаний и способов действий

-Ребята, что же обозначают пальмовые ветви в руках людей, которые пришли встретиться с Иисусом Христом, т.к. они знают о его чудесах и о его учении?


- Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа первые паломники. Для чего?

-Вернемся к нашей гипотезе. Смогли ли мы его подтвердить?

-Какой критерий остался?

-Есть ли связь с паломничеством?



- Какой вопрос возникает?

-Предлагаю послушать размышления о паломничестве представителя православной церкви, на телеканале «Союз»

-Что скажете?

-О чем нас предупреждают? Вернемся к иллюстрациям – сравните, т.е. найдите сходство и различие.

-После совершения паломничества, паломник должен о чем задуматься?

- Стал ли он лучше, как в вашем понимании, что значит – стать лучше?

- Какая же цель современного паломника?

-Что предлагаете?

- Можно ли назвать паломничество – ритуалом?

(КАВЫЧКИ ПОСТАВИТЬ)

-Доказали ли вы связь с ритуалом?




- С помощью чего? На какие учебные задачи мы смогли найти ответы?

-Отталкиваясь от нашего предмета. Какой возникает вопрос?

-Какую гипотезу можем выдвинуть?

-Какая цель исходя из гипотезы? (Возможно, паломничество существует во всех религиях мира)

-На какие вопросы мы должны ответить, чтобы проверить гипотезу?

-Где мы можем найти информацию?

-Не читая, на что можно сразу обратить внимание, какой ответ вы можете дать?

-Чтобы сэкономить время, как предлагаете поработать? Сколько групп?

РАБОТА В ГРУППАХ

-Как и где предлагаете фиксировать новую информацию? Предлагаю несколько таблиц, какая из них наиболее рациональная, удобная для фиксации всех интересующих нас вопросов?

-Что будем озвучивать в 1 строчке? Во 2? В 3?

-В 1 столбике изученные вопросы, Во 2. 3, 4, 5?

- Ребята, урок подходит к концу, что вы можете предложить?

-Какую информацию мы уже можем занести в таблицу?



- Первые паломники в христианстве




- Встретиться, поклониться


Высказывания детей

(ритуал – действие, которое связывает человека с потусторонним миром)

( путешествие, хождение – это действие)

(Существует ли паломничество в современном мире)



(паломничество существует и в наши дни)










(дополнить цель)

Выдвинутая гипотеза нашла на уроке подтверждение. Данная тема является составляющей частью темы «Религиозные ритуалы», т.к. имеет связь с понятиями молитва, традиция, ритуал, поклонение, святыни. Паломничество существует в наши дни.


-Что такое? Для чего?

(Во всех ли мировых религиях Существует ли паломничество)









(материал разделен на 4 части)










Продолжить на следующем уроке


7. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании. Рефлексия.

-О каких критериях говорили?

-Какую гипотезу удалось подтвердить?


-Какие не смогли подтвердить?

Почему? (не хватило времени)

- Какие способы познания мира вы использовали при решении возникающих вопросов?

-Для чего необходимо паломничество в жизни верующего человека?

-С чем необходимо разграничивать понятие паломничество?

(от путешествия)

Кто вспомнит, какой праздник будут отмечать христиане 5 апреля?

- Существует другое название – пальмовое воскресение, люди на богослужении стоят с пальмовыми ветвями. А как же в наших краях, где нет пальм?

-Какую работу мы сегодня выполняли?

- Кто или что вам помогло справиться?

- В начале урока я пожелала, чтобы наш урок поставил перед нами серьезные вопросы, позволил задуматься и просто принес радость от общения? Сбылись ли мои пожелания?

- И мне, ребята, было очень приятно с вами общаться.

-Ребята, если вас заинтересовала тема о паломничестве, предлагаю несколько сайтов, где вы сможете найти дополнительную информацию и поделиться с нам на следующем уроке

-Спасибо за урок! - До свидания!


- Паломничество это один из религиозных ритуалов, которое существует в наши дни.

- Возможно, паломничество существует во всех религиях мира

- Сравнение, обобщение, классификация, анализ, наблюдение и т.д.







Вход Господень в Иерусалим



(Вербное воскресение, пальму заменили вербой)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Паломничества и святыни

Автор: Канева Оксана Михайловна

Дата: 16.05.2015

Номер свидетельства: 212049

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Презентация "Паломничества и святыни""
    ["seo_title"] => string(42) "priezientatsiia-palomnichiestva-i-sviatyni"
    ["file_id"] => string(6) "212050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431725199"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Урок-беседа по ОРКСЭ.Тема:"Паломничество и святыни""
    ["seo_title"] => string(48) "urokbiesiedapoorksetiemapalomnichiestvoisviatyni"
    ["file_id"] => string(6) "334530"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1465917600"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Паломничества и святыни"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_po_moduliu_osnovy_pravoslavnoi_kultury_tema_palomnichestva_i_svia"
    ["file_id"] => string(6) "518715"
    ["category_seo"] => string(6) "orkise"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1567098257"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Проект "Архитектурные творения Арабского Востока""
    ["seo_title"] => string(54) "proiekt_arkhitiekturnyie_tvorieniia_arabskogho_vostoka"
    ["file_id"] => string(6) "434332"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1508863317"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Религиозные праздники и обряды. Презентация к разделу. "
    ["seo_title"] => string(61) "rielighioznyie-prazdniki-i-obriady-priezientatsiia-k-razdielu"
    ["file_id"] => string(6) "121454"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413979176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства