Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Паломничества и святыни".
Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Паломничества и святыни".
На занятии дети узнают о том, что такое паломничество, о центрах паломничества христиан. А также занятие имеет краеведческий компонент - ребята знакомятся с удивительной историей родника "Богомольный", святом источнике Параскевы Пятницы, который находится в селе Тушна Сенгилеевского района.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Паломничества и святыни".»
Конспект урока по предмету «Основы православной культуры» учителя высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 65 Буйлиной Л.В.
Тема урока. Паломничества и святыни.
Цели.
Воспитывать духовно-нравственные качества личности.
Воспитывать любовь к своему родному краю, уважение к истории родной земли.
Развивать творческие способности учащихся.
Оборудование.
Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов.
Презентация «Родник «Богомольный», святой источник Параскевы Пятницы у села Тушна».
Икона Параскевы Пятницы.
Ход урока.
Тема урока «Паломничества и святыни» рассматривается в течении 2 часов. На первом уроке учащиеся знакомятся с вопросами:
Что такое паломничество.
Главный объект паломничества – место захоронения Иисуса Христа.
Центры паломничества для христиан.
Реликвии и мощи.
На втором уроке я знакомлю ребят с удивительной историей родника «Богомольный», который находится в селе ТушнаСенгилеевского района.
I. Вступительное слово учителя.
Недалеко от села Тушна в Сенгилеевском районе находится святой источник, к которому стекается много паломников и богомольцев. Престольный праздник здесь проходит в десятую пятницу после Пасхи. Память Параскеве Пятнице отмечают так же 10 ноября.
Я расскажу вам о святом источнике Параскевы Пятницы.
Почитаемый Тушнинский родник, является памятником природы (ООПТ), расположен в 5 км юго-западнее села Тушна Сенгилеевского района, в неглубокой балке, посреди сельско-хозяйственных полей. По дну балки течет ручей Богомольный. Родник освящен во имя Параскевы Пятницы, имеет еще одно название Часовенный. У этого родника, примерно после 1750 года, была явлена чудотворная икона Великомученицы Параскевы именуемой Пятницей.
Согласно предания, после покорения Казанского царства, царем Иоанном Грозным в 1552 году, многие, не пожелавшие принять русское подданство расселились по Поволжью в глухих местах, в лесах основали станы и совершали оттуда нападения на окрестные селения. Южнее села Тушна, в Сенгилеевских горах, в десяти верстах, в местности, названной местными жителями «Тюбяк», в лесу основались четыре становища разбойничающих татар. Один из станов назывался «Кудеяров городок» по имени основателя Кудеяра, о его похождениях было известно уже далеко за пределами Симбирской губернии. Басурмане совершали набеги на Тушну, грабили местных и те для защиты от разбойников и и предупреждения своих, за селом, на горе «Маяк» устроили караул. Был поставлен длинный шест, который сторожа опускали при приближении разбойников. Однажды караульные приметили, что разбойники, и так уже было неоднократно, не доезжая села, в одном и том же месте, нежданно останавливались, и развернувшись в спешке и замешательстве возвращались назад. Селяне узнав об этом решили осмотреться в том месте и в балке у большой березы была обретена икона Параскевы Пятницы. После выяснилось, что разбойники, в этом месте, все, внезапно были поражены слепотою и потому не могли продолжать свое движение дальше и кони их возвращали домой сами. Березу эту, помнили многие старожилы, около неё позже построили часовню, которая была разрушена именно той березой во время бури. Часовню разобрали на щепки богомольцы, а корни березы долгое время ещё видны были на дне родника. Вместо старой построили новую вместительную часовню, в ней то и хранилась икона, а также стояла деревянная статуя святой Параскевы. Из колодца был сделан водопровод, вода по деревянным трубам текла в часовню и фонтаном выбивала из креста рядом с чудотворной иконой. Икона сама была небольшая, в высоту 8 вершков, в ширину 6 вершков. Параскева Пятница изображена в полный рост, в правой руке крест, а в левой держала хартию, на которой был написан Символ веры. Икона хранилась в Тушинской церкви Архангела Михаила, стояла в киоте на котором были изображены чудеса Святой Параскевы Великомученицы, вставлена в серебряную вызолоченную ризу чеканной работы. Икона была почитаема как чудотворная. В книгах приходского храма были описаны множество чудес произошедших у иконы, но пожар 1812 года не пощадил ничего, сгорел и храм, и церковные книги. В настоящее время местонахождение и судьба иконы неизвестны. К роднику и часовне паломники из многих окрестных сел приходили на протяжении нескольких веков, но 1930-е годы часовню разрушили, а родниковой водой стали поить скот. Во времена богоборчества, в 50-60-е годы, источник неоднократно пытались залить мазутом, перекапывали и засыпали, но вода всегда выходила на свет Божий. На церковные праздники выставлялся кордон милиции, чтобы верующие не могли пройти к святому источнику. Престольный праздник здесь проходит в десятую пятницу после Пасхи. Поныне на престольный праздник, к святому источнику стекается много паломников и богомольцев. Память Великомученице Параскеве, нареченной Пятнице отмечают также 10 ноября по новому стилю. Матушке Параскеве молятся о разрешении безчадия и об исцелении детей, о хороших женихах и о покровительстве семейного очага, о даровании дождя и о покровительстве в сельхозработах, о добрых отношениях в семье и во всех житейских и семейных нуждах, о помощи при громе и молниях.
II. Икона святой великомученицы Параскевы.
Учитель. На иконе, которая была обретена жителями села Тушна Параскева изображена в полный рост. В одной руке она держит крест и в другой Символ Веры.
Житие великомученицы Параскевы Пятницы
Великомученица Параскева родилась в городе Иконии в Малой Азии. Родители ее особо чтили пятницу, когда на Кресте пострадал Господь Иисус Христос. В честь этого дня они и дочь свою назвали Пятницей (по-гречески Параскева).
Она рано осиротела. Достигнув совершеннолетнего возраста, Параскева приняла обет девства и заботилась о распространении веры Христовой среди язычников.
В 300 году пришел в город военачальник императора Диоклетиана, которому было поручено истребить христиан. Параскева отказалась принести жертву идолам и за это была подвергнута истязаниям. Ее повесили на дереве и терзали тело железными гвоздями и потом изъязвленную до костей и едва живую бросили в темницу. Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее. Злобный мучитель не вразумился этим чудом и продолжал истязать святую Параскеву, приказав повесить на дереве и жечь факелами. Наконец ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим.
У православных христиан святая Параскева (Пятница, или Петка) издревле пользовалась особой любовью. Ей посвящали храмы и придорожные часовни (Пятницы); считали ее за покровительницу полей и скота. В день ее памяти русские люди приносили в храм плоды для освящения. Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья. Изображают ее на иконах суровой подвижницей, высокой, с лучезарным венцом на голове.
III. Далее учащиеся читают стихи.
Андрей Борисов. Параскева Пятница (10 ноября)
В сердце чёрный холодок
Прячется и прячется.
Помолись о мне разок,
Параскева Пятница!
Что там будет вечером
Ветреного дня?
Хоть одно словечечко
Молви за меня!
В добродетелях моих
Всё любовь не значится.
Не осталось почти их,
Параскева Пятница!
Заплету корзинкою
Глупости свои,
В сердце чтоб не льдинка, а -
Хоть листок любви!
Что ещё могу просить,
Блудник, вор и пьяница?
Есть беду и слёзы пить,
Параскева Пятница!
Ты от шага к пропасти
Снова удержи!
Чёрный холод гордости
Прогони с души!
И рассвет вновь синевою
Тихо обозначится.
Сядем на берег с тобою,
Параскева Пятница!
Вспомню не убранства я
С позолотой книг -
В полутьме Казанского
Твой неброский лик...
Осуждение после прочтения стихотворения.
К кому обращается автор стихотворения?
С какой просьбой он обращается к Параскеве Пятнице?
Какие чувства живут в душе автора?
Стихотворение Ларисы Бодриковой
В третьем веке жили в Малой Азии
Муж с женой, благочестивые весьма.
Вместе строго почитали пятницу:
Пост, молитвы, также милости дела.
За их веру и терпение наградой
Дочку дал Господь. Да не в какой иной
День, но в пятницу. Была для них отрадой,
Параскевой названная. Молодой,
Без родителей оставшись, жизнь свою
Захотела посвятить она Христу.
За служение Ему на суд была
Параскева юная приведена.
Видя красоту, правитель так сказал:
«Жертву принесёшь богам - возьму женой.
Будешь жить ты в роскоши большой всегда».
«Мой жених - Христос, не нужен мне другой!»
«Неужель, одумайся, для палача
Были молодость и красота твоя?!»
Но в ответ: «Не сожалей о временном,
Памятуй про вечные мучения!»
В ярости большой приказ был дан суровый.
Били беспощадно девушку до крови.
А на следующий день в испуг пришли
От того, что девушку они нашли
В здравии, как прежде, и ещё прекрасней.
Никаких следов от ран её вчерашних.
«Это наши боги дали исцеленье!» -
«Что ж, ведите к ним!» - спокойна Параскева.
В храм войдя, она всех идолов низвергла
Силою молитвы, крестного знаменья.
Идолы язычников обратились в прах.
Злее пуще прежнего, правитель дал указ:
Привязавши к дереву, палить огнём.
И взмолилась Параскева: «Боже мой!
Ты, прохладу давший отрокам в печи,
Ныне это чудо надо мной яви!»
И переметнулось пламя, оставляя
Девушку при этом целой, но сжигая
Тех, её кто мучил. А толпа вопила:
«В христианском Боге – истинная сила!»
В страхе, что народ в Христа уверует,
Был приказ подписан: "Усечение!"
Обратившись на Восток, святая дева
Бога славила, что силы дал быть верной.
На её молитвы голос с неба был:
"До конца дерзай! Рай для тебя открыт».
С радостью невеста юная Христа
Сразу после казни к Богу отошла.
Не бывает просто Бог наш поругаем!
В следующий день правитель тот погиб:
Палача конь сбросил на охоте в яму,
И теперь в аду душа его горит.
Тело Параскевы ночью христиане
В храме, что был в доме, с честью хоронили.
Многие затем крещенье принимали.
Исцелялись те, кто с верой приходили.
Явлены иконы Параскевы сами
Людям на деревьях и в ручьях, прославив
Родники такие животворной силой.
Их везде немало по земле России.
Параскеву Пятницу чтили и любили
На Руси повсюду с самыми святыми.
Множество чудес явил Бог через деву.
Молись о нас, о грешных, святая Параскево!
Обсуждение после прочтения стихотворения.
С какой просьбой обращается автор стихотворения к святой?
IV. Вывод. В стихотворении Ларисы Бодриковой говорится о том, что на Руси бьется много родников Параскевы Пятницы, которая входит в число наиболее почитаемых святых.