kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Паломничества и святыни".

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии дети узнают о том, что такое паломничество, о центрах паломничества христиан. А также занятие имеет краеведческий компонент - ребята знакомятся с удивительной историей родника "Богомольный", святом источнике Параскевы Пятницы, который находится в селе Тушна Сенгилеевского района.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Паломничества и святыни".»

Конспект урока по предмету «Основы православной культуры»
учителя высшей квалификационной категории МБОУ гимназии № 65 Буйлиной Л.В.

Тема урока. Паломничества и святыни.

Цели.

  1. Воспитывать духовно-нравственные качества личности.

  2. Воспитывать любовь к своему родному краю, уважение к истории родной земли.

  3. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование.

  1. Учебник «Основы мировых религиозных культур» для 4-5 классов.

  2. Презентация «Родник «Богомольный», святой источник Параскевы Пятницы у села Тушна».

  3. Икона Параскевы Пятницы.

Ход урока.

Тема урока «Паломничества и святыни» рассматривается в течении 2 часов. На первом уроке учащиеся знакомятся с вопросами:

  1. Что такое паломничество.

  2. Главный объект паломничества – место захоронения Иисуса Христа.

  3. Центры паломничества для христиан.

  4. Реликвии и мощи.

На втором уроке я знакомлю ребят с удивительной историей родника «Богомольный», который находится в селе ТушнаСенгилеевского района.



I. Вступительное слово учителя.

Недалеко от села Тушна в Сенгилеевском районе находится святой источник, к которому стекается много паломников и богомольцев. Престольный праздник здесь проходит в десятую пятницу после Пасхи. Память Параскеве Пятнице отмечают так же 10 ноября.

Я расскажу вам о святом источнике Параскевы Пятницы.

Почитаемый Тушнинский родник, является памятником природы (ООПТ), расположен в 5 км юго-западнее села Тушна Сенгилеевского района, в неглубокой балке, посреди сельско-хозяйственных полей. По дну балки течет ручей Богомольный. Родник освящен во имя Параскевы Пятницы, имеет еще одно название Часовенный. У этого родника, примерно после 1750 года, была явлена чудотворная икона Великомученицы Параскевы именуемой Пятницей.


Согласно предания, после покорения Казанского царства, царем Иоанном Грозным в 1552 году, многие, не пожелавшие принять русское подданство расселились по Поволжью в глухих местах, в лесах основали станы и совершали оттуда нападения на окрестные селения. Южнее села Тушна, в Сенгилеевских горах, в десяти верстах, в местности, названной местными жителями «Тюбяк», в лесу основались четыре становища разбойничающих татар. Один из станов назывался «Кудеяров городок» по имени основателя Кудеяра, о его похождениях было известно уже далеко за пределами Симбирской губернии. Басурмане совершали набеги на Тушну, грабили местных и те для защиты от разбойников и и предупреждения своих, за селом, на горе «Маяк» устроили караул. Был поставлен длинный шест, который сторожа опускали при приближении разбойников.
Однажды караульные приметили, что разбойники, и так уже было неоднократно, не доезжая села, в одном и том же месте, нежданно останавливались, и развернувшись в спешке и замешательстве возвращались назад. Селяне узнав об этом решили осмотреться в том месте и в балке у большой березы была обретена икона Параскевы Пятницы. После выяснилось, что разбойники, в этом месте, все, внезапно были поражены слепотою и потому не могли продолжать свое движение дальше и кони их возвращали домой сами.
Березу эту, помнили многие старожилы, около неё позже построили часовню, которая была разрушена именно той березой во время бури. Часовню разобрали на щепки богомольцы, а корни березы долгое время ещё видны были на дне родника. Вместо старой построили новую вместительную часовню, в ней то и хранилась икона, а также стояла деревянная статуя святой Параскевы. Из колодца был сделан водопровод, вода по деревянным трубам текла в часовню и фонтаном выбивала из креста рядом с чудотворной иконой.
Икона сама была небольшая, в высоту 8 вершков, в ширину 6 вершков. Параскева Пятница изображена в полный рост, в правой руке крест, а в левой держала хартию, на которой был написан Символ веры. Икона хранилась в Тушинской церкви Архангела Михаила, стояла в киоте на котором были изображены чудеса Святой Параскевы Великомученицы, вставлена в серебряную вызолоченную ризу чеканной работы. Икона была почитаема как чудотворная. В книгах приходского храма были описаны множество чудес произошедших у иконы, но пожар 1812 года не пощадил ничего, сгорел и храм, и церковные книги.
В настоящее время местонахождение и судьба иконы неизвестны. К роднику и часовне паломники из многих окрестных сел приходили на протяжении нескольких веков, но 1930-е годы часовню разрушили, а родниковой водой стали поить скот. Во времена богоборчества, в 50-60-е годы, источник неоднократно пытались залить мазутом, перекапывали и засыпали, но вода всегда выходила на свет Божий. На церковные праздники выставлялся кордон милиции, чтобы верующие не могли пройти к святому источнику.
Престольный праздник здесь проходит в десятую пятницу после Пасхи. Поныне на престольный праздник, к святому источнику стекается много паломников и богомольцев. Память Великомученице Параскеве, нареченной Пятнице отмечают также 10 ноября по новому стилю.
Матушке Параскеве молятся о разрешении безчадия и об исцелении детей, о хороших женихах и о покровительстве семейного очага, о даровании дождя и о покровительстве в сельхозработах, о добрых отношениях в семье и во всех житейских и семейных нуждах, о помощи при громе и молниях.





II. Икона святой великомученицы Параскевы.



Учитель. На иконе, которая была обретена жителями села Тушна Параскева изображена в полный рост. В одной руке она держит крест и в другой Символ Веры.

Житие великомученицы Параскевы Пятницы

Ве­ли­ко­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва ро­ди­лась в го­ро­де Ико­нии в Ма­лой Азии. Ро­ди­те­ли ее осо­бо чти­ли пят­ни­цу, ко­гда на Кре­сте по­стра­дал Гос­подь Иисус Хри­стос. В честь это­го дня они и дочь свою на­зва­ли Пят­ни­цей (по-гре­че­ски Па­рас­ке­ва).

Она ра­но оси­ро­те­ла. До­стиг­нув со­вер­шен­но­лет­не­го воз­рас­та, Па­рас­ке­ва при­ня­ла обет дев­ства и за­бо­ти­лась о рас­про­стра­не­нии ве­ры Хри­сто­вой сре­ди языч­ни­ков.

В 300 го­ду при­шел в го­род во­е­на­чаль­ник им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на, ко­то­ро­му бы­ло по­ру­че­но ис­тре­бить хри­сти­ан. Па­рас­ке­ва от­ка­за­лась при­не­сти жерт­ву идо­лам и за это бы­ла под­верг­ну­та ис­тя­за­ни­ям. Ее по­ве­си­ли на де­ре­ве и тер­за­ли те­ло же­лез­ны­ми гвоз­дя­ми и по­том изъ­язв­лен­ную до ко­стей и ед­ва жи­вую бро­си­ли в тем­ни­цу. Бог не оста­вил свя­тую стра­да­ли­цу и чу­дес­но ис­це­лил ее. Злоб­ный му­чи­тель не вра­зу­мил­ся этим чу­дом и про­дол­жал ис­тя­зать свя­тую Па­рас­ке­ву, при­ка­зав по­ве­сить на де­ре­ве и жечь фа­ке­ла­ми. На­ко­нец ей от­сек­ли ме­чом го­ло­ву. Хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли те­ло свя­той Па­рас­ке­вы. От мо­щей ве­ли­ко­му­че­ни­цы по­да­ва­лись ис­це­ле­ния бо­ля­щим.

У пра­во­слав­ных хри­сти­ан свя­тая Па­рас­ке­ва (Пят­ни­ца, или Пет­ка) из­древ­ле поль­зо­ва­лась осо­бой лю­бо­вью. Ей по­свя­ща­ли хра­мы и при­до­рож­ные ча­сов­ни (Пят­ни­цы); счи­та­ли ее за по­кро­ви­тель­ни­цу по­лей и ско­та. В день ее па­мя­ти рус­ские лю­ди при­но­си­ли в храм пло­ды для освя­ще­ния. Свя­тая Па­рас­ке­ва счи­та­ет­ся це­ли­тель­ни­цей ду­шев­ных и те­лес­ных неду­гов, хра­ни­тель­ни­цей се­мей­но­го бла­го­по­лу­чия и сча­стья. Изо­бра­жа­ют ее на ико­нах су­ро­вой по­движ­ни­цей, вы­со­кой, с лу­че­зар­ным вен­цом на го­ло­ве.

III. Далее учащиеся читают стихи.

Андрей Борисов. Параскева Пятница (10 ноября)



В сердце чёрный холодок

Прячется и прячется.

Помолись о мне разок,

Параскева Пятница!



Что там будет вечером

Ветреного дня?

Хоть одно словечечко

Молви за меня!


В добродетелях моих

Всё любовь не значится.

Не осталось почти их,

Параскева Пятница!


Заплету корзинкою

Глупости свои,

В сердце чтоб не льдинка, а -

Хоть листок любви!


Что ещё могу просить,

Блудник, вор и пьяница?

Есть беду и слёзы пить,

Параскева Пятница!


Ты от шага к пропасти

Снова удержи!

Чёрный холод гордости

Прогони с души!


И рассвет вновь синевою

Тихо обозначится.

Сядем на берег с тобою,

Параскева Пятница!


Вспомню не убранства я

С позолотой книг -

В полутьме Казанского

Твой неброский лик...


Осуждение после прочтения стихотворения.

  1. К кому обращается автор стихотворения?

  2. С какой просьбой он обращается к Параскеве Пятнице?

  3. Какие чувства живут в душе автора?

Стихотворение Ларисы Бодриковой

В третьем веке жили в Малой Азии

Муж с женой, благочестивые весьма.

Вместе строго почитали пятницу:

Пост, молитвы, также милости дела.


За их веру и терпение наградой

Дочку дал Господь. Да не в какой иной

День, но в пятницу. Была для них отрадой,

Параскевой названная. Молодой,


Без родителей оставшись, жизнь свою

Захотела посвятить она Христу.

За служение Ему на суд была

Параскева юная приведена.


Видя красоту, правитель так сказал:

«Жертву принесёшь богам - возьму женой.

Будешь жить ты в роскоши большой всегда».

«Мой жених - Христос, не нужен мне другой!»


«Неужель, одумайся, для палача

Были молодость и красота твоя?!»

Но в ответ: «Не сожалей о временном,

Памятуй про вечные мучения!»


В ярости большой приказ был дан суровый.

Били беспощадно девушку до крови.

А на следующий день в испуг пришли

От того, что девушку они нашли


В здравии, как прежде, и ещё прекрасней.

Никаких следов от ран её вчерашних.

«Это наши боги дали исцеленье!» -

«Что ж, ведите к ним!» - спокойна Параскева.


В храм войдя, она всех идолов низвергла

Силою молитвы, крестного знаменья.

Идолы язычников обратились в прах.

Злее пуще прежнего, правитель дал указ:


Привязавши к дереву, палить огнём.

И взмолилась Параскева: «Боже мой!

Ты, прохладу давший отрокам в печи,

Ныне это чудо надо мной яви!»


И переметнулось пламя, оставляя

Девушку при этом целой, но сжигая

Тех, её кто мучил. А толпа вопила:

«В христианском Боге – истинная сила!»


В страхе, что народ в Христа уверует,

Был приказ подписан: "Усечение!"

Обратившись на Восток, святая дева

Бога славила, что силы дал быть верной.


На её молитвы голос с неба был:

"До конца дерзай! Рай для тебя открыт».

С радостью невеста юная Христа

Сразу после казни к Богу отошла.


Не бывает просто Бог наш поругаем!

В следующий день правитель тот погиб:

Палача конь сбросил на охоте в яму,

И теперь в аду душа его горит.


Тело Параскевы ночью христиане

В храме, что был в доме, с честью хоронили.

Многие затем крещенье принимали.

Исцелялись те, кто с верой приходили.


Явлены иконы Параскевы сами

Людям на деревьях и в ручьях, прославив

Родники такие животворной силой.

Их везде немало по земле России.


Параскеву Пятницу чтили и любили

На Руси повсюду с самыми святыми.

Множество чудес явил Бог через деву.

Молись о нас, о грешных, святая Параскево!


Обсуждение после прочтения стихотворения.

  1. С какой просьбой обращается автор стихотворения к святой?


IV. Вывод. В стихотворении Ларисы Бодриковой говорится о том, что на Руси бьется много родников Параскевы Пятницы, которая входит в число наиболее почитаемых святых.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРКиСЭ

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по модулю "Основы православной культуры". Тема "Паломничества и святыни".

Автор: Буйлина Людмила Викторовна

Дата: 29.08.2019

Номер свидетельства: 518715

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства