Просмотр содержимого документа
«"Откуда берется и куда девается мусор"»
Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Практическая работа 17, 18.
Цели урока: дать представление об источниках бытового мусора и способах его утилизации; познакомить учащихся с источниками возникновения бытового мусора; привлечь внимание учащихся к большому значению в нашей жизни необходимости соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении; развивать умение анализировать экологическую проблему; воспитывать аккуратность, бережное отношение к природе, окружающему миру.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Цель: повторить ранее изученный материал.
- Мы с вами сделали доброе дело, участвовали в акции “Накорми птиц зимой”. И сегодня птицы вас благодарят. А вот чтобы вспомнить каких вы знаете зимующих птиц, мы с вами ответим на вопросы теста.
3. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы продолжаем отвечать на вопросы: “Как? Откуда? Куда?”
На доске картинка Злючка - Грязючка, любит беспорядок, любит ребят, которые бросают мусор, где попало. Вот что она говорит: “Какой прекрасный мусор!” Люблю ребят, которые бросают мусор”.
- Ребята, где появляется Злючка-Грязючка?
- Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Прочитайте тему урока на с.78 учебника.
4. Работа по теме урока.
- Да, к сожалению, в каждом доме каждый день появляется много мусора. Откуда же он берется?
- Посмотрите, какой мусор образуется после использования этих продуктов? (ответы детей)
- Что вы обычно делаете с мусором? Куда выбрасывается мусор? (Ведро, машина, вывозящая мусор, контейнер.) А куда же девается мусор из нашего дома?
- Давайте проследим его путь и рассмотрим картинку, как попадает мусор в мусоровоз.
- Мусор из ведра попадает в мусорный контейнер, затем мусор попадает в мусоровоз. Куда вывозится мусор? Выберите правильный ответ и объясните почему? На свалку. На речку. На завод по переработке мусора, где из него делают новые упаковки.
- Самый хороший вариант - это завод по переработке мусора. Но, к сожалению, они есть не везде, поэтому чаще всего мусор вывозят на свалки.
- Где организуются свалки? Свалка должна располагаться на значительном расстоянии от городов и поселков, в таком месте, чтобы ветер не приносил к жилью человека неприятный запах. Это место не должно располагаться вблизи водоемов.
Но мусор содержит вредные вещества для здоровья человека и окружающей среды. Наиболее опасным для человека является стекло, особенно битое. Оно ничем не растворяется и может пролежать в земле сотни лет.
Опасным являются некоторые виды пластмасс. Пластмассовые бутылки вообще не разлагаются.
Металлические банки могут разлагаться от 80 до 100 лет.
Деревянные, картонные и бумажные предметы разлагаются быстро, но их лучше закапывать, чтобы они не портили вид природы.
Пищевые отходы (шкурки, очистки, огрызки) даже полезны для природной среды, так как передают почве питательные вещества. Но их тоже не надо разбрасывать, а лучше закапывать.
Физкультминутка.
Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул весёлый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперёд - Так деревья ветер гнёт. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет?
5. Продолжение работы по теме урока.
- Необходимо знать, как убирать мусор и куда, иначе по всей земле будет свалка.
- Во многих странах, жители, прежде чем выбросить мусор, сортируют его. Ребята, а кто знает, для чего сортируют мусор? Чтобы легче его было перерабатывать или уничтожать.
- Посмотрите, что же для нас приготовила Злючка-Грязючка. Давайте и мы поучимся сортировать мусор, в наши "контейнеры". Работа в тетради
- Ребята, а что произойдет, если мы выгоним Злючку-Грязючку, и мусора не будет? (ответы детей) И чтобы было чисто в нашем классе, школе, городе нужно выполнять совсем несложные правила:
Быть настоящим хозяином дома, улицы, города!
Не разбрасывать мусор!
Выбрасывать мусор в ведра, контейнеры!
Знать правила чистоты самому и напоминать о них другим!
Ребята, отгадайте загадку.
Он летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он на солнышке - румяный, под луной он - голубой.
Он за ворот и в карманы залетает нам с тобой -
Он и белый, и лохматый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, назови его, ответь! (дети отвечают: снег)
Молодцы! Правильно! Мы уже немножко говорили о снеге.
Откройте учебник на стр. 80 и прочитайте тему. ( Отчего в снежках грязь?) Работа по учебнику
Закрепление изученного материала. Игра “Откуда берется и куда девается мусор”
Подведение итогов урока.
- Докажите, что за обычным мусором, скрывается большая проблема.
- Что мы можем делать каждый день для решения этой проблемы?