Орг. момент Повторение пройденного материала Изучение нового материала Закрепление Рефлексия | У: Здравствуйте, ребята! Для урока вам понадобится учебник, рабочая тетрадь, тетрадь, пенал. Всё остальное уберите, чтобы вам ничего не мешало. У: Итак, давайте для начала повторим материал, пройденный на прошлом уроке! Интересные вопросы ожидают смельчаков. Пожелаем им удачи. Выходите! Кто готов? Карточка 1 Задание: - Что такое горизонт? - Что такое линия горизонта? Покажи на рисунке линию горизонта. - Допиши на рисунке-схеме названия сторон горизонта. Объясни, как стороны горизонта располагаются относительно друг друга. Карточка 2 К карточке прилагается компас. - Как называется прибор для определения сторон горизонта? - Назови и покажи, из каких частей он состоит. - Объясни и покажи, как им пользоваться. Карточка 3 При помощи таблицы «Ориентирование по местным признакам» расскажи, как можно определить стороны горизонта без компаса. (Остальные дети выполняют задания учителя в тетрадях): - Запишите, как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (Горизонт.) - Запишите, как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (Линия горизонта.) - Запишите названия основных сторон горизонта. (Север, юг, запад, восток.) - Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас.) - Начертите маршрут путешественника, если 1 клетка - это путь, который путешественник проходит за 1 час: «Путешественник вышел из точки А и два часа шел на север, затем 2 часа — на запад, 2 часа на север и 2 часа на восток. Затем он сделал привал (точка В на схеме) и отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час — на восток, 2 часа на юг и 3 часа на восток. Здесь он переночевал (точка С). Утром отправился дальше: 1 час шел на север, 1 час — на восток, 4 часа на юг и 2 часа на запад. Путешественник устал и сделал привал (точка О). Затем он отправился дальше: 2 часа шел на север, 1 час — на запад, 2 часа на юг, 2 часа на запад... И вернулся домой. У: Путешествуя по планете, люди видят вокруг себя много интересного. Например, отгадайте, что: Носит бабка снежную шапку. Каменные бока закутаны в облака. (Гора) Горы — это очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью. Одиночную гору встретишь редко, чаще всего горы расположены рядами — горными хребтами. У: Но на Земле есть и ровные или почти ровные участки. Это? ( равнины). У: Ребята, а какие равнины бывают? Равнины бывают плоские и холмистые. -У: Объясните, почему равнины получили такие названия. (Плоская равнина имеет ровную поверхность, на холмистой равнине есть возвышения). У: А как называется возвышение на равнине? ( Возвышения на равнине — это холмы). У: Верно, ребята! Но, кроме того, на равнинах имеются углубления с крутыми склонами — это овраги. У: Если холм и гора возвышаются над земной поверхностью, можно ли сделать вывод, что это одно и то же? (Ответы детей). У: Давайте рассмотрим схемы горы и холма в учебнике на с. 79 и сравним их между собой. В чем их сходство? (Сходство: возвышаются над окружающей местностью, имеют одинаковые части: подошву (подножие), склоны, вершину.) Учитель объясняет и показывает на схеме «Части холма и горы» подошву, склоны и вершину. У: Подошва (подножие) - это место, где начинается холм (гора). Вершина — самая высокая часть холма или горы. Склоны - это та часть горы или холма, которая располагается между подошвой и вершиной. Склоны бывают крутые и пологие. У: Чем отличаются холм и гора? (Горы выше — холмы имеют высоту до 200 м, горы - более 200 м. В горах есть выходы скальных пород, на которых ничего не растет, а холмы всегда имеют почву и покрыты растительностью.) У: Высота гор бывает разной. Одни из них возвышаются на несколько сотен метров, другие - на несколько километров! А как красивы горы! Прочитайте, как описывает красоту гор Николай Сладков (учебник, с. 79). У: Что вас поразило, удивило в рассказе Н. Сладкова? По ходу объяснения на доске открывается схема: Формы земной поверхности Горы Равнины плоские холмистые У: Ребята, как вы думаете, в г. Сыктывкаре какая форма земной поверхности? (холмистая) Это улица Коммунистическая, Орбита-Тентюки. Физкультминутка Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте) За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам) Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, «тянутся к солнышку») И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали (Машут руками) Дружно хлопаем, (Хлопают в ладоши) Ногами топаем! (Топают ногами) Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делают вдох-выдох) И немножечко устали! (Дети садятся на свои места) У: Отгадайте загадки: Не проедешь, не пройдешь - обойдешь сторонкой. И водицы не попьешь с синеватой пленкой. (Болото) Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется. Из него воды не пьется, Потому что не вкусна — И горька, и солона. (Море) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий — в море. (Река) Молодые березки свои перед ним поправляют прически. И месяц, и звезды - в нем все отражается. Как это зеркало называется? (Пруд) К маме-речке бегу и молчать не могу. Я ее сын родной, А родился — весной (Ручей) У: Река, море, пруд, ручей, болото - что это такое? Назовите, одним словом. (Водоемы.) - Какие еще бывают водоемы? (Дети называют, учитель записывает на доске. Н-р: лужа, океан, водохранилище). - На какие две группы можно разделить перечисленные водоемы? (Те, которые созданы природой, безучастия человека, и те, которые создал человек.) То есть естественные и искусственные водоемы. Дети называют, какие водоемы относят к естественные, какие к искусственным. У: Молодцы! А теперь посмотрите на доску. Как и горы и холмы, река имеет свои части и сейчас мы с вами о них поговорим. У: Кто может сказать, что означает каждое слово, записанное на доске? - ИСТОК - начало реки. -как вы думаете река берет свое начало? ( с гор, при таянии ледников, из родника или болота ) - УСТЬЕ - место, где река впадает в другую реку, в озеро, в море. Река должна нести свои воды куда- то раз есть начало должен быть и конец реки и он может быть при впадении реки в другую реку, море, озеро. -РУСЛО - это углубление, по которому течет. Река несет свои воды по уже известному ей маршруту, как бы по дороге, это своеобразное углубление. -ПРИТОКИ - это речки и ручейки, которые впадают в реку и отдаю свою воду ей. У: У главкой реки есть свои притоки. Главная река взяла у нас начало с горных вершин и по ходу ее течения к ней стали присоединяться другие мелкие реки. ( т. е. притоки ) У: А какие притоки бывают? (Притоки бывают: правые и левые). У: Как вы думаете, как можно определить где правый, а где левый приток? (Нужно встать по направлению течения реки и все что находится по правую руку будет правым притоком, а что по левую руку - левый приток). У: А чем отличается река от озера? В каждом из них водится рыба, есть вода. (Река- это постоянный водоток, а озеро- это природный водоем со стоячей водой). У: А какие водоему есть в нашей Республике? (озера, пруды, реки, болота). -Назовите, какие реки есть в нашей Республике? ( Сысола, Вычегда, Печора, Уса, Мезень.) (позвать одного ребёнка к доске, чтобы показал части реки) У: Что мы с вами сегодня узнали нового? Чему учились? У кого возникли трудности и в чем? Что нужно чтобы не было трудностей? Правильно, вам нужно дома повторить изученное сегодня на уроке. Записываем домашнее задание в дневник! У: Спасибо всем за работу, вы меня очень порадовали своей активностью на уроке! Урок окончен! До свидание! | Учитель выдает трем ученикам карточки для индивидуальной работы. Ученики готовят ответы у По окончании работы дети, сидящие за одной партой, обмениваются тетрадями. Осуществляется коллективный разбор заданий и взаимопроверка. Затем заслушиваются и оцениваются ответы детей, работавших с индивидуальными карточками у доски. Учитель вывешивает таблицу «Горы», просит детей объяснить, что это такое. Дети рассматривают фотографию в учебнике на с. 78, произносят хором слова «горные хребты». Учитель вывешивает на доске таблицу «Равнины». Дети рассматривают фотографию в учебнике на с. 78. Учитель объясняет и показывает на схеме «Части холма и горы» подошву, склоны и вершину. Дети читают текст вслух по частям. Вывешивается Физическая карта Учитель вывешивает на доску карточки с отгадками. На доске карточки, один ученик делит эти карточки на две группы (Естественные водоёмы: река, озеро, болото, море, океан, ручей. Искусственные водоёмы: водохранилище, канал, пруд). На доске появляется схема: Части реки: исток русло берега устье Читать учебник-стр.78-85 В рабочей тетради-стр.32-задание 1,2; Стр. 34-задание 1,3. |