Данная разработка подразумевает закрепление по теме "Вода", которая заканчивается соответственно темой "Охрана воды". В уроке использованы методы и приемы критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по познанию мира "Охрана воды"»
Учитель : Люльчак Наталья Ивановна
Дата: 7 декабря 2016г.
Предмет: познание мира
Класс: 4
Тема: Охрана воды.
Цель урока: обобщить знания: о воде; ее роли в природе и в жизни человека; о необходимости бережного отношения к воде; о причинах загрязнения водоемов.
Задачи урока:
Формировать знания детей о значении воды для всего живого на земле, объяснить необходимость ее охраны.
Развивать умение выделять главное, существенное в учебном материале, сравнивать, делать выводы, способствовать развитию творческой активности.
Воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду.
Вид урока: урок обобщения и систематизации знаний
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Организационные формы: работа в группах, самостоятельная и практическая работа, творческая работа.
Ожидаемый результат: знание учащимися источников загрязнения воды, которые они выявят при работе в группах из различных источников информации (учебник, раздаточный материал); смогут объяснить причины загрязнения воды; на основе понимания материала разработают и составят постер.
-Возьмите за руку соседа. Закройте глаза и почувствуйте тепло рук, откройте глаза и улыбнитесь друг другу и пожелайте: «Удачи!» (деление на группы «Капельки»)
2. Актуализация знаний.
1). Отгадайте загадку и определите, о чем пойдет речь на уроке.
В морях и океанах обитаю,Часто по небу летаю.
Когда наскучит мне летать,На землю падаю опять. (О воде)
(поможет нам в путешествии капелька)
Проверка домашнего задания. Фронтальная работа
-Каждый путешественник берет с собой багаж. Наш с вами багаж – это знания, которые нам понадобятся в путешествии. Давайте проверим наш багаж!
1 ученик - соединяет названия частей рек с их определением.
2 ученик - показывает крупные реки и озера Казахстана на карте
3 ученик - заполняет постер «Состояния воды»
4 ученик - заполняет постер «Свойства воды»
5-7 ученики отвечают на вопросы по карточкам
Вопросы для последней группы:
Какую часть поверхности Земли занимает вода? (3/4)
Каким цветом обозначается вода на карте и глобусе? (синим)
Какой знаменитый курорт построен на минеральном источнике в Казахстане? (Сарыагаш)
В каких трех состояниях может находиться вода? (жидкое, твердое, газообразное)
Место, где подземные воды выходят наружу (родник)
6) Процесс, благодаря которому на земле сохраняется одно и то же количество воды (круговорот)
-Ваш багаж знаний в порядке. Все готово к путешествию.
4. Сообщение темы и цели урока.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...(Воды)
Почему нельзя прожить без воды?
— Прочитайте тему урока.( На доске открываю надпись «Охрана воды»)
-А целью нашего урока является обобщение знаний о воде, ее роли в природе и в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде, о причинах загрязнения водоемов.
Работа над темой урока
1) Операционный этап
— Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета — это вода — океаны, моря, озёра, реки.
Вода занимает больше половины поверхности земного шара. Есть и участки белого цвета. Это тоже вода — льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Антарктиде.
-Как называется такое состояние воды? (твёрдое)
Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, в виде пара.
-Как называется такое состояние воды? (газообразное)
2) Работа у доски
Напишите в клеточках, какие пресноводные водоёмы встречаются в природе
Р….к, б….о, о…о, р..а
(родник, болото, озеро, река)
Напишите в клеточках, какие водоёмы с солёной водой встречаются в природе
М..е, о…н, п….в, з…в.
(море, океан, пролив, залив)
В реках и озёрах вода пресная, а в морях и океанах солёная.
— Какую воду мы пьём? (Пресную.) Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем.
Инсценировка
Ребята, внимательно послушайте сказку, она поможет вам для работы в группах.
(Я сказку начинаю дети продолжают. В это время на фоне журчит речка). - Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка - чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети - чтобы искупаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку! Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной… Плачет малая речонка, Одолел речонку страх. Стала речка тонкой - тонкой, Обмелела на глазах. - Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. Улитка - Соседка, почему ты такая красная? Красная рыбка - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной.
Улитка - А ты почему жёлтая, как лимон? Жёлтая рыбка - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей принёс мутный поток. Чего там только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты и отходы. Пожелтела наша заводь.
Улитка - А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Фиолетовая рыбка - Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле - еле выбралась из под мусора.
Улитка - Ой, а это ещё кто? Чёрная рыбка - Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть покрыла воду тонкой плёнкой, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти. Улитка - Да, уж досталось вам.
Работа в группах
1 группа составляет кластер «Причины загрязнения водоемов»
2 группа - кластер «Меры борьбы с загрязнением водоемов»
(защита проектов)
Физминутка
Просмотр видеоролика «Берегите воду!»
6. Закрепление и обобщение знаний.
Самостоятельная работа: « Анализ проблемных ситуаций».
Задания: (по карточкам).
ГРУППА 1: Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку;
б) оставите на берегу;
в) поступите как-то иначе.
ГРУППА 1: После весеннего разлива рек в понижениях остается много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать - пусть природа сама разбирается;
б) наловлю, чтобы сварить уху;
в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
ГРУППА 2: Если вам представится возможность построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?