3 этап. Содержательный. Цель: реализация воспитательных задач. У.: Сегодня мы с вами поговорим о школьных принадлежностях. Вы все школьники. А что есть у каждого школьника? Что это? (показывает) И у вас тоже есть портфели, иногда их называют рюкзаки. Я их принесла в класс и поставила вот сюда. Сережа, принеси свой портфель. Посмотрите, какой у Сережи портфель. Давайте о нем расскажем. Какой он? Какого цвета твой портфель? Посчитай сколько у него карманов? Что еще есть у твоего портфеля? (при необходимости учитель задаёт наводящие вопросы или показывает часть портфеля, о которой спрашивает). А сейчас возьмите свой портфель и повесьте на спинку стула. Молодцы, садитесь. | Портфель. Каждый ребенок по просьбе учителя приносит свой портфель и рассказывает о нём. О портфелях детей с тяжелыми нарушениями развития (отсутствие вокальной речи, отсутствие понимания обращенной речи, тяжелая форма аутизма и т.п.) те одноклассники, которые могут, помогают принести портфель и описывают его с помощью учителя. Дети выбирают свой портфель и вешают на спинку стула и садятся на места. |
Раздается стук и входит Гость. У него есть портфель, но он очень тяжелый и Гость тянет его по полу. Здоровается и сообщает, что он узнал о нашем уроке и тоже принес портфель, сложив в него разные вещи. У.: Здравствуй, мы рады, что ты к нам пришел. Давай сначала познакомимся. Меня зовут Татьяна Ивановна. А ты кто? Ф.: Уф, здравствуйте, меня зовут Дружок. А вас ребята как зовут? У.: Вот и познакомились. У.: А, что это ты портфель не несешь, а тянешь? Д: А он у меня очень тяжелый, столько надо в нем принести! Учитель берет портфель. У.: Ой, и правда, ребята, он очень тяжелый. Дружок, посмотри, ты тянул портфель по полу, он у тебя испачкался. Ребята, можно тянуть портфель по полу? Почему? Да! Портфель надо носить в руке или на плечах. А, если он испачкался, надо вместе с мамой его аккуратно почистить или даже постирать. Вот видишь, Дружок. Теперь тебе придется стирать твой портфель. Ребята давайте поможем Дружку. У.: А, что же ты принес? (Дружок достает вещи и говорит, зачем ему это надо или не надо, но тоже положил. Учитель смотрит то на Дружка, то на детей выражая удивленным взглядом, иногда улыбаясь и пожимая плечами в знак того, что не понимает, зачем Дружку утюг или чайник и т.д.) У.: Да, что, ты Дружок, ты же совсем не то в школу взял. Мы сегодня с ребятами будем вспоминать, что же должно быть в портфеле. А ты слушай внимательно и запоминай. Ну, и поиграй с нами. Дружок: Вот, спасибо! Очень интересно! | Дети здороваются с Гостем (слова, жесты). Дети по очереди называют свои имена (или показывают карточку с именем) и знакомятся с Д. - Нет! Дети по возможности дают ответ («Портфель будет грязный» или свои ответы.) Учитель берет влажную салфетку и вместе с одним ребенком протирает портфель. Дети наблюдают. |
Цель: реализация коррекционных задач. У. –Мы сейчас с вами поиграем. У меня есть волшебный мешок. В нем лежат школьные принадлежности. Надо достать, назвать и сказать для чего он нужен. Игра «Что пропало» (картинки школьных принадлежностей) У. - Вот видишь, Дружок, а ты что принес? Дети помогите нашему гостю сложить его вещи в пакет. Дружок, не забудь забрать их домой. | Дети достают предметы из мешка и называют. Для детей, которые не пользуются вокально – вербальной речью, приготовлены карточки – картинки с изображением школьных принадлежностей. Вещи из мешка дети складывают в корзину. Дети складывают вещи Гостя. |
У.: Молодцы! А теперь давайте все сядем за парты. Дети, у Дружка нет настоящих школьных принадлежностей. Давайте ему подарим всё, что нужно. Вот Дружок тебе тетради, дневник, пенал, ручка, карандаш, стиралка- ластик, точилка, линейка. Все это школьные принадлежности. Теперь давайте научим Дружка их складывать. Сначала аккуратно положим тетради и дневник в папку и закроем её. Если они будут не в папке, то помнутся, а это плохо. (приглашает ребенка) А теперь аккуратно соберем пенал. Молодцы! Ну, а теперь, сложим все аккуратно в портфель. (У. на протяжении времени укладки вещей наблюдает и комментирует действия детей и действия Дружка, подсказывает, как и что делать). | Дети садятся за парты. Ученик самостоятельно или с помощью учителя складывает вещи. |