предметные: научиться осознанно воспринимать и различать произведения фольклора
метапредметные:
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свои действия;
познавательные: знакомиться с малыми жанрами фольклора, выделять особенности жанра, формировать ответы на поставленные вопросы, применять способы решения творческих задач;
коммуникативные: использовать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
личностные: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы, применять правила делового сотрудничества: проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику.
Ход урока. 1.Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.
2. Мотивация к учебной деятельности. Интеллектуальная разминка.
В нём живёт моя родня, Мне без неё не жить ни дня. В него стремлюсь всегда и всюду, К нему дорогу не забуду. Я без него дышу с трудом, Мой кров, родимый, тёплый.(дом)
С каким надежным, оборонительным сооружением сравнивают дом?
Ответ: с крепостью, «Мой дом – моя – крепость»
3. Как называется походный дом у кочевых народов Азии?
Ответ: юрта
4. В каком доме живет сказочная дама, предпочитающая летать с помощью необычных предметов?
Ответ: в доме на курьих ножках (Баба-Яга)
5. Как называется высотный дом, тянущийся к небу?
Ответ: небоскреб
6. В каком случае употребляют выражение «дом, построенный на песке»?
Ответ: когда речь идет о ненадежном предприятии, сомнительном деле
7. Какое название имеет традиционный арктический дом, зимнее жилище эскимосов?
Ответ: иглу
8.Где нашла свой приют елочка из известной песни?
Ответ: дома
9.Кто у славянских народов является покровителем дома, обеспечивающим добропорядочную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных?
Ответ: домовой
3. Актуализация знаний
Прием “Деформированный текст”. Составление эпиграфа к уроку:
« дом держится хозяином всякий» (Всякий дом хозяином держится.)
О чем вам говорит эпиграф?
Прием «Составление кластера» Подумайте, какие слова у вас ассоциируются со
словом дом.
очаг защита опора
Дом
забота помощь счастье
4.Открытие новых знаний.
А) Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание).
Стихотворение "Дом, который построил Джек" - это прекрасный образец английского фольклора. Перевёл на русский язык это замечательное стихотворение С.М.Маршак. И именно в его переводе оно широко известно.
-Как вы думаете, о чем в этой песенке будет говориться?
-Ребята, определите цели нашего урока. (Познакомимся с лирическим текстом, научимся его анализировать и читать выразительно)
Давайте прочитаем песенку, правы ли мы были. (чтение песенки учителем)
Чтение песенки учителем.
ДОМ, КОТОРЫЙ ПОСТРОИЛ ДЖЕК
Вот дом,
Который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это весёлая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот пёс без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.
Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек!
- Вывод: правильно ли мы догадались, о чем будет говориться в песенке?
- Как построена песенка? - Что в ней особенного?
Работа со словарем.
В песенке встретились незнакомые слова. Предположите, что они могут означать.
Чулан – темное помещение в доме для хранения припасов.
Шиворот – воротник.
Безрогая – без рогов.
Треплет – трясет из стороны в сторону.
Физминутка
Я хочу построить дом, (Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Чтение произведения учащимися по одной строчке, по одной части, в которой говорится о новом хозяине.
Б) Работа с текстом после чтения. Анализ произведения
-О чем это произведение?
-Кто является создателем дома?
-Назовите обитателей дома, имена которых вы услышали?
-Зачитайте, что делает пшеница?
-А что делает синица? -А что делает кот?
-Найдите в песне слова, которые характеризуют отношения между старушкой и пастухом.
-Каким вы себе представляете Джека? Как он относится к людям и животным?
-Что объединяет всех этих героев?
Работа в паре.
В каком порядке появляются в стихотворении эти персонажи?
Пес_________
Кот_________
Старушка ___
Петухи _____
Пастух______
Корова _____
Синица _____
Пшеница____
Ответ: 4,3,6,8,7,5,2,1
Работа с мнемотаблицей. По иллюстрациям восстановить содержания произведения.
5. Просмотр мультфильма
6. Рефлексия. Итог урока.
Прием “Незаконченное предложение”.
- Сегодня я узнал ...
- Я удивился ...
- Теперь я умею ...
- Я хотел бы ...
- Такое название произведение получило потому, что…… ( все события происходят вокруг дома)
6. Домашнее задание: Творческое задание. Составление диафильма по произведению «Дом, который построил Джек» (подготовить рисунки ко всем персонажам песенки, индивидуально- сочинить продолжение песенки).