Цели: познакомить со стихотворением С.Я.Маршака «Автобус номер 26», обучать правильному, выразительному чтению; учить анализировать произведение; развивать творческие способности, речь, память, мышление; воспитывать интерес к чтению, культуру поведения в общественном транспорте.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня у нас в классе гости. Повернитесь и поздоровайтесь.
Прозвенел звонок весёлый,
В классе все мы собрались.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, присмирели
И за парты тихо сели.
II. Речевая разминка
«Свеча». Представьте, что перед вами пирог с множеством маленьких свечей. Сделайте глубокий вдох и короткими выдохами задуйте как можно больше свечей.
«Звукоподражание». Вспомните и воспроизведите:
Над ухом звенит комар: з-з-з-з-з.
Проснулся жук: ж-ж-ж-ж.
Шипит змея: с-с-с-с.
Стрекочет сорока: ч-ч-ч-ч.
III. Актуализация знаний
- Сегодня на уроке мы будем открывать новые тайны раздела «Жили-были буквы» и продолжим работу над проектом - книгой «Город букв».
- Вспомните, о чём мы уже узнали из прочитанных рассказов и стихотворений?
( О том, что буквы могут путешествовать, петь, рычать, играть, спорить, веселиться, превращаться и прятаться)
- Что вам помогло вставить нужные слова в стихотворение «Живая азбука»? (Рифма). Объясните, что такое рифма? (Это когда строчки заканчиваются одинаково, например: корона-ворона, ход-крот и др.)
- Чему мы учимся на уроках чтения? (Правильно и красиво читать, понимать смысл, находить главную мысль, отвечать на вопросы).
- Сегодня мы продолжим эту работу. А для этого вам, как и всегда, надо быть внимательными, активными и дружными). Договорились? (Да).
IV. Работа по теме урока
На доске картинки. Кто здесь изображён? А здесь? Как назвать одним словом? (Животные).
Портрет поэта. Чей это портрет? Вам знаком автор? Какие стихи он написал? («Сказка о глупом мышонке»; «Кошкин дом»; «Дом, который построил Джек»; «Где обедал воробей?», «Угомон»)
Отгадайте загадку.
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
- У нас есть главные слова: животные, С.Маршак, автобус. Предположите, о чём или о ком пойдёт речь сегодня на уроке.
- Мы познакомимся со стихотворением С. Маршака «Автобус № 26», продолжим учиться читать плавно и выразительно, а ещё повторим правила поведения в общественном транспорте.
- Внимание на экран! (Видео-презентация стихотворения)
- Вы прослушали стихотворение С. Маршака «Автобус № 26». Понравилось вам оно? Совпали ваши предположения с тем, что вы сейчас услышали и увидели? (Да)
- Что необычное заметили? ( В автобусе едут не люди, а животные)
- Кто такой гиппопотам? Эму? Выпь, щегол и фазан?
V. Физминутка для глаз
Чтоб глаза твои зорче были, чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги, вправо-влево побыстрей.
Удивимся: что такое? И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро, словно стрелочки часов,
Проведём глазами дружно. Ну, а дальше – будь здоров!
VI. Продолжение работы по теме
- Чтобы лучше понять это стихотворение, надо его самим прочитать.
- Откройте учебники на с.19. Посмотрите на картинку. Что вы видите? Переверните на с. 20. Что делают эти животные? (Толпятся, сидят друг на друге, кричат, потому что рты у некоторых открыты).
- Начинайте читать цепочкой по одной строке.
- Как ведут себя животные? А как надо себя вести?
- Посмотрите на выделенные буквы в каждой строке. Какой секрет вы открыли? (Они расположены по алфавиту). Что такое алфавит? Сколько букв в алфавите?
- Здесь выделены все буквы алфавита? Каких не хватает? (Ё, Й, Ъ, Ы) Как думаете, почему? Знаете животное на букву Ё? Проверьте, может он уже едет в автобусе.
- Найдите четверостишие, которое начинается на букву И. Читаем его хором.
- Обратите внимание, что каждое животное произносит свои слова. Как называется такой разговор? (Диалог).
- Прочитаем его по ролям. Старайтесь читать выразительно. Обращайте внимание на знаки препинания в конце предложений. Слова автора - …, слова индюка - …, слова козла - …, слова лисы - …, слова медведя - …
Физминутка «Чударики»
Выборочное чтение
- Назовите животных из стихотворения на букву В (верблюд, волк, вол, выпь).
- Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о том, с кем поссорился тюлень (с моржом); куда уселся щегол? (на окно); что промычал як? (автобус дальше не пойдёт). Как вы думаете, что должны сделать животные, чтобы автобус поехал дальше? (успокоиться и вести себя воспитанно).
- Закройте ушки и прочитайте последние 4 строчки стихотворения на с. 21.
- Какая здесь главная мысль? (Когда едешь в автобусе, соблюдай правила поведения).
- Вспомните, какой секрет скрывается за цветными буквами в этом стихотворении? (Алфавит)
- Мы с вами работаем над проектом «Город букв». Каждый из вас создаёт страничку книги. Пригодится нам знание алфавита? (Да, страницы будут расположены по алфавиту).
- Некоторые страницы книги ребята нам уже представили, вы видите их на доске. Давайте послушаем следующих авторов.
- А теперь споём песню, которая помогла нам выучить алфавит.
Песня «Азбука от А до Я»
VII. Итоги урока
- А сейчас я начинаю предложение, а вы заканчиваете его.
- Сегодня на уроке мы познакомились со стихотворением …
- Его автор …
- В автобусе нужно разговаривать …(тихо), а вести себя …(воспитанно).
VIII. Рефлексия
- Если вам на уроке было интересно, и вы всё поняли – встаньте, поднимите руки.
Если было непонятно и трудно – сидите.
Урок наш окончен, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что вы вместе усердно трудились
И знания ваши нам всем пригодились.