Просмотр содержимого документа
«Открытый урок чтения на тему "Русская народная сказка "Лиса и тетерев"»
Урок чтения в 3 классе
Тема: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: знакомство с русской народной сказкой «Лиса и Тетерев».
Задачи урока:
образовательные: познакомить с русской народной сказкой, совершенствовать навыки сознательного и выразительного чтения.
Коррекционно-развивающие: развивать речь, пополнять словарный запас, умение работать с текстом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы, объяснять своёотношение к прочитанному при составлении ответов на вопросы;
Воспитывающие: прививать интерес к русскому народному творчеству, положительное отношение к героям и их поступкам; способствовать формированию коммуникативных компетенций, навыков учебного сотрудничества.
Средства (оборудование): учебник «Чтение 3 класс» С. Ю. Ильина, А.К. Аксенова; карточки с заданиями, рисунок дерева, тетеревов и лисы, проектор, компьютер, интерактивная доска.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
читать текст произведения осознанно, выразительно и без ошибок;
работать с содержанием текста произведения;
читать по ролям.
Формируемые БУД:
Личностные:
оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
чувство ответственности за выполнение своей работы;
Познавательные БУД:
формировать умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков; формировать несложные выводы, основываясь на тексте произведения.
Регулятивные УД: определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно, выполнять учебное задание в соответствии с целью;
осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные УД:
формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Ход урока
1.Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- А сейчас еще раз поприветствуем друг друга, но не как обычно, а пальчиками. Начиная с больших пальчиков касаемся соседа по парте и говорим: Желаю (большой палец) слайд
Успеха (указательный)
Большого (средний)
Во всем (безымянный)
И везде (мизинец)
Привет! (вся ладонь)
- Ребята, я тоже вам желаю успеха на нашем уроке! Прежде чем начнём работать, потренируем наши язычки.
Чтение скороговорки с доски.
Тетерев сидел в клетке, а тетёрка в лесу на ветке.
Чтение чистоговорок с доски тихо, громко, радостно, грустно. слайд
Са-са-са – это хитрая лиса.
Су-су-су – она живёт в лесу.
Сы-сы-сы – много дел у лисы.
Со-со-со – она крутит колесо.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
- Кто помнит, какой раздел вы начали изучать на уроках чтения? (Чудесный мир сказок).
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать данный раздел.
- Кто был внимательным и вспомнит, о ком говорилось в скороговорке, а о ком в чистоговорке? (О тетереве и лисе)
- Попробуйте отгадать название сказки, с которой мы сегодня познакомимся. (Лиса и Тетерев). слайд
- Есть автор этой сказки? (нет, это русская народная сказка)
- А что значит народная сказка?
- Народные сказки составляет народ, и они передаются из поколения в поколение, т.е. от бабушек детям. А если это русская народная сказка, значит эту сказку составил русский народ.
- Можем предположить по названию сказки, кто её главные герои? (Лиса и Тетерев)
- Как мы можем узнать наверняка? (Прочитать сказку).
- Перед чтением сказки давайте определимся, какие задачи ставим перед собой? Начните говорить с помощью слов на экране: слайд
- узнать……
- познакомиться с …….
- учиться …….
(узнать о тетереве, познакомиться с новой сказкой, учиться выразительно читать её, учиться слушать друг друга).
- Кто из этих животных чаще встречается в сказках? (Лиса)
- А какие сказки вы знаете о лисе? (Колобок, Заюшкина избушка, Лиса и журавль, лисичка со скалочкой…)
- Вот некоторые из сказок, где героем является лиса. Слайд
- Какая лиса в сказках? (хитрая, обманщица, плутовка…)
- Вот мы сказали, что лиса в сказках всегда хитрая, всех обманывает, ворует кур, а всегда ли она самая хитрая и умная? Слайд
- Давайте попробуем доказать, что лиса самое хитрое и умное животное в сказках, прочитав еще одну сказку о лисе.
3. Первичное усвоение новых знаний
- А кто такой тетерев? (Это птица. Живёт в лесу)
- Поработаем в группах. Я вам дам небольшие сообщения. 1 группа о лисе, 2 группа о тетереве. В группе вы должны выбрать одного человека, кто читает лучше всех, послушать его и все вместе подготовить ответы на вопросы. Вопросы на доске. Слайд Где живёт? Чем питается? Чем интересен?
- Какая группа начнёт свой рассказ? (дети рассказывают сообщения)
- Мы с вами предположили, что главными героями сказки будут лиса и тетерев. Из ваших сообщений мы узнали, что это лесные жители, что лиса питается мышами, птицами, зайцами, а тетерев ягодами, семенами, почками деревьев. Из всего что узнали, мы может предположить, где будет проходить действие в сказке? (В лесу)
- Сейчас послушаем сказку. Вы внимательно послушаете, правильно ли мы предположили, что главными героями сказки будут лиса и тетерев, и что действие будет проходить в лесу.
(чтение сказки учителем)
- Понравилась вам сказка?
- Правильно ли мы предположили, о ком эта сказка и где будет проходить действие? (да)
Словарная работа
- В сказке встретилось слово указ, как выпонимаете это слово? (Распоряжение, постановление высшей власти) слайд
- Раньше все распоряжения властей шли из города и все жители должны были им подчиняться.
- Прежде чем начнёте читать сказку самостоятельно, давайте вместе потренируемся читать слова, которые вам встретятся в сказке. слайд
П ри-тво-ри-лась притвориˊлась
Т еˊтерев те-те-ре-во-чек тетеревоˊчек
- А сейчас прочитайте сказку про себя. Обратите внимание на лису в данной сказке – самая ли хитрая и умная она окажется.
(чтение детьми про себя)
- Оправдались ли ваши ожидания и лиса оказалась Самой хитрой и умной? (Нет. Тетерев оказался умнее и хитрее лисы)
- Итак, оказывается лиса не всегда бывает самой хитрой и умной. В сказке «Лиса и Тетерев» Тетерев оказался умнее лисы и смог её перехитрить. На этот раз лисе не удалось обмануть.
4. Первичная проверка понимания
Анализ прочитанной сказки:
Как лиса называла тетерева? Почему она к нему обращалась так ласково?
О чём лиса попросила тетерева? Зачем ей это было нужно?
Почему тетерев не захотел выполнить просьбу лисы? Как вы думаете, поверил тетерев лисе, что вышел такой указ? Прочитайте.
Как тетерев перехитрил лису? Прочитайте эти строчки.
Чем сказка закончилась? (Лиса сбежала)
Как вы думаете, ребята, о чем думала лиса, когда убегала? (быстрее убежать).
Физминутка + гимнастика для глаз слайд
На охоту лиска шла.
И следы хвостом мела.
На лугу тетеревок,
От лисицы скок-поскок.
Осторожно, не зевай,
Вверх на дерево взлетай.
5. Первичное закрепление
- А сейчас прочитаем сказку по ролям. Как вы думаете, какой голос у лисы? (хитрый, ласковый). А какой у тетерева? (спокойный, уверенный) при чтении старайтесь голосом показать характер своего героя.
(чтение детьми по ролям)
- А сейчас поработаем в парах. Каждая пара получит карточку с предложениями из сказки. В каждом предложении допущена ошибка. Вы должны её найти и сказать правильное предложение.
(Работа в парах)
- Молодцы! Все отлично справились с заданием!
- Ребята, почему план Лисы не удался? Чему учит сказка? (Нельзя обманывать, не всегда можно доверять ласковым, льстивым словам. Сказка учит различать, где добро, а где зло, учит мудрости).
- Действительно, через сказку мы учимся строить свои отношения по законам правды, а не лжи.
-Кто из героев представляет добро, а кто зло? (Лиса – зло, тетерев – добро).
- Из предложенных пословиц, выберите ту, которая подходит к сказке.
Работа с пословицами
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
На всякого хитреца найдётся свой хитрец.
Делу время, потехе час.
8. Подведение итогов урока
- Понравилась ли вам сказка «Лиса и тетерев»?
- Действительно ли лиса самая умная и хитрая в сказках?
- Чему учит нас сказка?
7. Рефлексия
- Оцените свою работу.
На доске рисунок дерева.
Если настроение отличное и вы довольны своей работой, урок понравился – посадите на дерево тетеревочка, не понравилось и настроение плохое – под дерево посадите лису.
- Какое красивое дерево получилось! С каким хорошим настроением вы заканчиваете урок! Спасибо всем!
Оценивание учителем
Лиса
Лиса – это хищное животное. У неё серовато-рыжая шерсть, длинный и пушистый хвост, узкая и длинная мордочка, а также хитрые и умные глазки. По своим размерам лисица напоминает небольшую собаку.
Лисы весьма ловкие и быстрые звери. Они способны запутывать следы и прибегать к различным уловкам, добывая себе еду.
Лисица ест кроликов, мышей, зайцев, раков и рыбу. Но любимым лакомством лисицы остается птица. Так же она ест овощи, яблоки и ягоды.
В глубокой норе лисица выводит своё потомство и потом заботится о нём.
Лисица известна на весь мир своим ярким, привлекающим взгляд мехом; особую любовь это существо завоевало своим пышным хвостом.
В лесах нашей страны живет тетерев – красивая черная птица с красными бровками и необычным хвостом. Летом и осенью тетеревов чаще всего можно увидеть на земле — тут они кормятся. А ночуют на деревьях.
Вся забота о потомстве лежит на матери. Она высиживает яйца, она водит появившихся птенцов, она же защищает их.
Зимой наоборот: из-под снега доставать корм невозможно, поэтому птицы отыскивают его на деревьях (березовые сережки и почки, хвоя). А ночевать спокойнее, теплее и безопаснее на земле, точнее, в снегу. Тетерев отлично умеет нырять. Но только не в воду, а в снег. Слух у тетерева отличный. Если, сидя в снегу, он услышит, как скрипит снег под лапами лисицы или под лыжами охотника, тетерев моментально выбирается из сугроба и улетает от опасности.