Открытый урок по русскому языку "Повторение изученного материала. Устная и письменная речь. Алфавит" 2 класс
Открытый урок по русскому языку "Повторение изученного материала. Устная и письменная речь. Алфавит" 2 класс
Тема: Закрепление изученного материала. Устная и письменная речь. Алфавит.
Цель урока: обобщение полученных знаний учащихся о значении русского языка.
Задачи урока:
1.Образовательные: формирование умения употреблять фразеологические обороты в речи, активизировать словарный запас;
2. Развивающие: развитие внимания, логического мышления; развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся с помощью заданий исследовательского характера;
3. Воспитательные: воспитание познавательного интереса к учебному предмету; воспитание у учащихся культуры мышления.
Ход урока:
1. О значении русского языка.
Учитель: Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук».
Языковеды насчитывают на земле 2500 разных языков, но большая часть людей планеты, около двух миллиардов человек объясняется всего на 13 языках. Самым распространенным языком является китайский, на нем говорят свыше 700 миллионов человек, на английском – свыше 250 миллионов, на русском также свыше 250 миллионов человек.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку "Повторение изученного материала. Устная и письменная речь. Алфавит" 2 класс »
№ УРОКА________ ДАТА:_________
Тема: Сказочное царство слов.
Цель урока: обобщение полученных знаний учащихся о значении русского языка.
Задачи урока:
1.Образовательные: формирование умения употреблять фразеологические обороты в речи, активизировать словарный запас;
2. Развивающие: развитие внимания, логического мышления; развитие творческой и мыслительной деятельности учащихся с помощью заданий исследовательского характера;
3. Воспитательные: воспитание познавательного интереса к учебному предмету; воспитание у учащихся культуры мышления.
Ход урока:
1. О значении русского языка.
Учитель: Велико значение языка в жизни человека. В народе издавна бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «Без языка, как без рук».
Языковеды насчитывают на земле 2500 разных языков, но большая часть людей планеты, около двух миллиардов человек объясняется всего на 13 языках. Самым распространенным языком является китайский, на нем говорят свыше 700 миллионов человек, на английском – свыше 250 миллионов, на русском также свыше 250 миллионов человек.
О величии русского языка, его многообразии сказано много замечательных слов.
1 ученик: Лев Николаевич Толстой говорил: «… удивительный по верности, красоте, разнообразию и силе, он нежный, трогательный, где нужно строгий, где нужно бойкий и живой».
2 ученик: Якутский поэт Данилов так говорил о значении русского языка:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком.
Это потому что я владею
Русским всеохватным языком.
А вот так ребята написали в своих сочинениях.
3 ученик: Очень богат и разнообразен русский язык. На этом языке говорили и писали стихи Пушкин и Лермонтов. Писали свои великие произведения Толстой и Чехов.
Многообразие стилей в русском языке связано с многообразием средств выражений, с ярким разнообразием красок. Никакой другой язык не богат таким превосходством. высокая культура разговоров и письменной речи, хорошее знание русского языка и творческой деятельности – самая лучшая опора. Русский язык богат и глубок для выражений простых понятий. в этом мире нет языка лучше нашего.
4 ученик: Язык – наш учитель. Каждое слово – урок. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.
5 ученик: Иван Сергеевич Тургенев призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние переданное нам нашими предками».
Учитель: А что значит беречь язык? Беречь язык – это значит уметь правильно употреблять слова, правильно их говорить, грамотно выражать свои мысли, не засорять свою речь ненужными словами.
2. Работа в группах.
«Грамота – к мудрости ступенька» - гласит русская пословица. На уроках русского языка мы часто используем пословицы и поговорки. Выполните следующее задание: в каждой пословице выберите по слову и составьте новую.
1-2 группа: От иной похвалы хоть в землю уйти.
Лежебоке и солнце не в пору всходит.
Не солома красит гумно, а зерно.
Человека встречают по одежке, а провожают по уму.
Где охота и труд, там и поля цветут.
3-4 группа: Все за одного, а один за всех.
Не все то золото, что блестит.
Не боялся браться, так и не страшись делать.
Виноватый винится, а правый ничего не боится.
Из дуги оглобли не сделать.
(За все браться – ничего не сделать)
- Объясните смысл пословицы.
Учитель: Одним из лучших украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения, которые называются фразеологизмами.
Послушайте загадки – шутки и отгадайте их:
1. Его вешают, приходя в уныние,
Его задирают зазнайки,
Его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело? (нос)
Не цветы, а вянут,
не ладошки, а ими хлопают,
если что-то не понимают,
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные? (уши)
Учитель: Прочитайте рассказ и найдите 10 фразеологизмов.
Попались на удочку.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться – растерялись мы.
- Вот пустомеля, возмутился дед, - все время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки. – успокоил дед, - со мной пойдете.
И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дед не дал. Малы еще.
Учитель: - А теперь следующее задание: к каждой паре слов подберите такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:
хвост перстень
холод характер
нервы жизнь
трубы конфеты
Учитель: О значении знания грамматики написала стихотворение Ольга Высотская, которое называется «Серьезный разговор»
Грамматика, грамматика-
Наука очень строгая!
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Сколько правил!
Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным и только!
Будь старательным и только!
Все запомнишь, все поймешь!
Учитель: Об уроке русского языка написала интересное ученица.
Путешествие по стране Русского языка.
Русский язык один из моих любимых предметов. На этом уроке я погружаюсь в страну знаний. В этой стране я узнаю различные правила, написания многих слов. Кажется, что мы едем в поезде. Каждый день мы проезжаем разные города, сейчас мы находимся в городе Наречий. О наречиях я узнала очень много. Оказывается, это очень интересные слова, которые добавляют красок в нашу речь.
И вот мы проезжаем по лесу словарных слов. В таком лесу можно наломать много дров! Человек с плохой памятью может легко здесь заблудиться!
Мы выезжаем из леса и попадаем в чистое поле. Наш поезд остановился и все вышли из вагонов. А вокруг словно полевые цветы выглядывают приставки, суффиксы, корни, окончания. Что же это за поле? Поле, где вырастают части слова. Мы ходим по полю и складываем корни и приставки, добавляем окончания и суффиксы. Интересно! Но остановка была недолгой и мы поехали дальше.
На пути этого поезда много любопытных остановок, но нет конечной. Русский язык необъятный, как и наши родные просторы.
Учитель:
Урок русского языка.
Прозвенел звонок у нас,
Все спешат скорее в класс.
Русский начался урок!
И какой с него нам прок?
Изучаем мы приставки,
В голове белиберда.
Он уехал, ты приехал,
Все разъехались – куда?
Раз пристала – пишем слитно,
Надо помнить нам всегда.
Ну, а если между нею
Слово вставить кто-то смог,
Получается другое – получается предлог.
И тогда его раздельно
Должен ты писать, дружок!
На зелененькой лужайке
В чистом воздухе звенит.
Что звенит? Звенит звонок! Вот и кончился урок.
Итог урока.
В русском языке много разных правил, мне хочется пожелать вам настойчивости, терпения, продвижения только вперед.