Открытый урок по окружающему миру "Значение воды на Земле".
Открытый урок по окружающему миру "Значение воды на Земле".
Изучая курс «Окружающий мир», младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.
На данном уроке по теме «Значение воды на Земле» решались задачи, формирующие следующие УУД:
Регулятивные: уметь контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные: уточнить представление детей о значении воды на Земле, о том, где она бывает, о необходимости её охранять от загрязнения. Развивать любознательность, наблюдательность, связную речь; воспитывать бережное отношение к родной природе.
Коммуникативные: строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другое мнение и позицию, выполнять различные роли в группе.
Тип урока: урок открытия нового знания.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация - привлекательна для детей. Младшие школьники имеют наглядно-образное мышление, поэтому важно применять качественный иллюстративный материал, вовлекая в процесс восприятия нового зрение, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, поэтому на разных этапах урока использовались проектор и экран. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Значение воды на Земле».
Учитель: Балуева Надежда Николаевна.
Октябрь 2014 года.
Тема урока: Значение воды на Земле.
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: уточнить представление детей о значении воды на Земле, о необходимости её охранять.
Задачи, формирующие следующие УУД:
Познавательные УУД:
формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные УУД:
формирование умения на основе наблюдений и сравнений делать выводы о значении воды на Земле
ЛичностныеУУД:
формирование принятия ценности природного мира, природоохраны
КоммуникативныеУУД:
формирование умения слушать и понимать других, сформировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды.
- 2 растения, 2стакана с водой, игрушки - транспорт,
- учебник «Окружающий мир, 1класс» Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.
1. Организационный этап. Мотивация
- Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха вам и удачи!
Сегодня у нас на уроке много гостей. Покажите, что вы приветливые хозяева и рады гостям: успокойтесь, повернитесь к ним, посмотрите и улыбнитесь. Постарайтесь сохранить хорошее солнечное настроение до конца урока. А у нас сегодня ещё одна гостья, она скоро будет здесь. Ребята, я уже слышу её приближение.
Учитель включает звукозапись, на которой разные звуки воды: журчание ручейка, шум дождя, плеск воды о берег, шум морского прибоя и другие.
А вот и она.
Учитель читает загадку:
Мы говорим, она течет;
Мы говорим, она играет;
Она бежит всегда вперед,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитает,
И часто по небу летает.
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
Вы узнали, кто это? (Вода)1 слайд
2. Этап целеполагания.
Это не просто Вода, это - королева Вода. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Да, ребята, не просто о воде, а о значении воды на Земле. Это тема нашего урока - «Значение воды на Земле». Весь урок мы будем постепенно заполнять таблицу: Значение воды. В конце урока нам предстоит ответить на вопрос: «Почему нужно беречь и охранять воду?». А что вы знаете о воде? Попробуйте представить, что вся вода на нашей планете исчезла. Что произошло бы вокруг?
Почему королева? Да потому, что на нашей планете она находится повсюду: в морях и океанах, в реках и озёрах, в почве, в растениях, в животных. Организм человека на 90% состоит из воды (на доске полоса синего цвета и часть белого). Вода находится даже в таких объектах, в которых, кажется, её быть не может, например в камне. Если бы не вода, то на нашей планете не возникло бы жизни.
Вот какая важная гостья сегодня у нас на уроке. Хотите с ней познакомиться поближе?
- Откройте учебник на странице 12, рассмотрите картинки и скажите, как человек использует воду?
Сравните 2 растения (2 комнатных растения - один засох, другой цветёт).
- Что заметили? Почему одно растение засохло? Сделайте вывод (для жизни растенийнужна вода).
- Кто ещё не может жить без воды? (картинки на слайде о животных – пьют, купаются, умываются). Для чего вода животным? 2 слайд.
- Животные без воды гибнут. Например, собака без пищи может прожить 100 дней, а без воды – 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды. (18 бутылок - показ 5-литровая бутылка с водой)
Ученик читает стихотворение
- Не умыться, не напиться без воды
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода.
- Подведём итог и сделаем вывод. Если ни один живой организм не может жить без воды, значит вода – это сама… жизнь (в таблицу – вода – жизнь).
Физминутка:
- Кап, кап,
Тук, тук!
Дождик по дорожке,
Ловят дети капли эти,
Выставив ладошки!
Кап – 3раза
Поёт нам дождик.
От дождя раскроем зонтик. (3 слайд)
- Хотите узнать, откуда пришла вода? Послушайте.
(Дети читают стихи)
- Спросил на днях малыш - сосед
У струйки. Что течёт из крана:
Откуда, ты?
Вода в ответ: Издалека, из океана.
- Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
Откуда, ты? – спросил росу.
Поверь, и я из океана.
- На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
Откуда, ты? Ты кто такой?
И я, дружок, из океана!
- Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
- Откуда же пришла вода? Оказывается, речь идёт о Мировом океане. (4слайд) В его состав входит вся вода нашей планеты. Сколько же воды в Мировом океане? Посмотрите на модель нашей Земли – глобус. Какого цвета вода? Действительно, воды на планете очень много, гораздо больше, чем суши. Если планету разделить на 4части, то 3части – это вода. (посмотрите на яблоко - разделить на 4 части).
Работа в группах.
- На столах у вас картинки растений и животных. Вместе с ребятами подумайте и выберите тех, кто связан с водой – растёт и живёт в воде или рядом (на столах картинки).
-Прикрепите эти картинки на рисунок. Для этих растений и животных вода – это что? (это дом) Какой можно сделать вывод? (вода-дом для многих растений и животных, в таблицу)
Физминутка «Море волнуется раз…» (звучит музыка моря)
- Корабль, автомобиль, автобус, самолёт, подводная лодка (игрушки). Назовите увиденное одним словом (транспорт). Распределите на группы (наземный, воздушный, водный). Остановимся на водном транспорте. Как вы думаете, зачем он нужен человеку?
- Какую ещё помощь человеку оказывает вода? Водопровод, водяное отопление, гидроэлектростанции – в учебнике, электричество за счёт силы воды.
Сделайте вывод, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это …помощник (в таблицу).
Давайте исследуем воду, а помогут нам в этом ваши помощники.
Проведение опыта – 2ученика, 2стакана с водой.
- Что вы можете сказать о воде, глядя на стаканы? (прозрачная, бесцветная, без запаха)
Попробуйте на вкус – одна простая, другая солёная. Как ещё мы называем воду, которую пьём, когда очень хочется пить? (пресная) Как вы думаете, какая вода нужна человеку, растениям и животным?
- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше. И не потому, что её запасы заканчиваются. Над водой нависла угроза. (6слайд) Внимание на экран – мусор в воде, заводы выливают отходы. Что нужно сделать, чтобы помочь сохранить чистую воду? Какую помощь можем оказать мы с вами? Ребята воду нужно беречь. Есть такая наука – ЭКОЛОГИЯ, которая изучает проблему сохранения чистой воды. (из словаря понятие – экология)
3. Итог урока:
- На планете год от года
Человек вредит природе,
И не понял он, чудак.
Что природа – не пустяк.
Он зверей и пташек
Жестоко истребляет,
Мусором. Отходами
Речки засоряет.
- Ребята, давайте любить, беречь и охранять нашу родную природу!
- На уроке технологии мы с вами делали кувшинки. Что вы знаете о них? Тех ребят, которые хотят видеть нашу планету с чистыми водами, прошу заселить вот этот прудик кувшинками. Наш пруд с кувшинками будет символом того, что мы с вами за чистую воду на всей планете. А какие ещё водоёмы вы знаете? А где ещё в природе можно встретить воду? (лужа, роса, туман, пар, лёд, снег, иней, облака). На какие 3группы можно разделить эти понятия? Вода бывает в трёх состояниях.
- Настало время ответить на главный вопрос нашего урока: почему надо беречь и охранять воду? А поможет нам таблица. (7 слайд)
4. Рефлексия:
- Чему вы удивились на уроке? А что вы хотели бы ещё узнать о воде?