Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру в 4 классе "Встреча Европы и Америки". »
Открытый урок по курсу: «Окружающий мир, 4 класс»
Тема: «Новое время: встреча Европы и Америки»
Цели:
Иметь представление о продолжительности истории Нового времени, определять учебную задачу урока.
Показать роль изобретений, науки, культуры и предпринимательства в истории Нового времени.
Участвовать в общей беседе, осознавать единство с окружающим миром.
Оборудование: электронное приложение к учебнику, лента времени, выставка книг о Великих географических открытиях, карточки, презентация к уроку.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Блицопрос
Сколько лет продолжалась эпоха Средневековья? (1000лет)
Какие современные города возникли в Средневековье? (Берлин, Копенгаген, Амстердам, Москва)
Какие религии получили распространение в Средние века? (ислам, буддизм, христианство, иудаизм)
Назовите здания для молитв у христиан (церкви и соборы)
У мусульман? (мечети)
У буддистов? (буддистские храмы)
У иудаистов? (Синагога)
Как называли воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом? (рыцарь)
Где жили рыцари? (в замках)
Какое место выбирали для строительства замков? (высокий холм, обрывистый утёс, остров посреди реки).
Чем был окружен замок? (рвом с водой)
Где можно было согреться в таком жилище? (у камина)
Для чего проводились рыцарские турниры? (для развлечения)
Когда было изобретено книгопечатание? (в 1445г)
Кто его изобрёл? (немец Иоганн Гутенберг)
Как назывались металлические буквы? (литеры)
Как работали на печатном станке? (вручную)
Разминка
(у каждой группы 3 карточки с буквами А,Б,В для выбора ответа)
1) Древний мир – это время появления:
А) первых людей
Б) первых цивилизаций
В) первых деревень
2) Египетское государство возникло на берегу реки:
А) Евфрат Б) Ганг В) Нил
3) Средние века – это эпоха:
А) между первобытностью и Древним миром
Б) между Древним миром и Новым временем
В) между первобытностью и Новым временем
4) В средневековых государствах большинство населения жило:
А) в городах Б) в пещерах В) в деревнях
5) Это слово первоначально означало «всадник»:
А) варвар Б) трубадур В) рыцарь
Игра «Верно-неверно»
- На своих партах вы видите листы с пятью утверждениями. Если вы соглашаетесь с утверждением – ставите знак «+», если нет – знак « - ».
- История первобытного мира – самая длинная в истории человечества (+)
- Первобытный мир называют «детством человечества» (+)
- Древний мир – эпоха возрождения первых цивилизаций (+)
- Средние века называют временем рыцарей и замков (+)
- В средние века большинство людей жили в городах (-)
- Обменяйтесь с группами листами и проверьте по проектору ответы.
Игра «Найди лишнее» и объясни свой выбор
Христианство, ислам, буддизм, сфинкс. (Сфинкс. Все остальное – религии)
Москва, Рим, Амстердам, Копенгаген. (Рим – один из древнейших городов мира. Остальные города основаны в Средневековье)
Проверка домашнего задания
- Давайте проверим друг у друга выполнение задания 1 на стр.7 в рабочей тетради.
- Понравились ли вам рисунки ребят в вашей группе?
Самоопределение к деятельности
- Наше путешествие по эпохам всемирной истории продолжается. Посмотрите на ленту времени. Какая историческая эпоха сменяет эпоху Средних веков?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «новое»?
(впервые созданное или сделанное, возникшее недавно, вновь открытое, малоизвестное, незнакомое).
- Как вы думаете, почему Новое время так назвали?
- Прочитайте тему урока, записанную на слайде (Новое время: встреча Европы и Америки)
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
- Что мы будем делать для достижения этой цели?
Открытие нового знания
Работа по учебнику
- Проверим наши предположения по учебнику. На стр.22 самостоятельно найдите ответ на вопрос: почему Новое время так назвали? (Новое время – эпоха возникновения нового общества, великих технических достижения, появление новых предметов, облегчающих жизнь людей, Великих географических открытий, которые сопровождались открытие новых земель.)
- Новое время называют эпохой Великих географических открытий. Одно из таких открытий совершил человек, о котором пойдёт речь в стихотворении.
Незадачливый моряк
Плыл на запад, но никак
Он земли не достигал,
Компас свой не раз ругал.
Плыл он в Индию упорно,
И приплыл он наконец
В земли, где народ-творец
Он индейцами назвал,
Только в точку не попал.
- Кто был этим незадачливым моряком, отправившимся на поиски нового пути в Индию?
- В чём заключалось его открытие?
- А что об этом рассказывает наш учебник? Прочитайте на стр. 23-24.
- Более подробно о Колумбе и его путешествии можно узнать из книг, которые есть в нашей школьной библиотеке.(Показ книг)
- Каких путешественников вы ещё знаете? Познакомимся с некоторыми из них на стр. 24 учебника. (Фернан Магеллан, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев).
(портреты великих мореплавателей на проекторе)
- Зачем люди отправлялись в путешествия? (открывали новые земли, пути, материки, осваивали новые просторы)
- Только ли великих путешественников подарило Новое время миру? (Новое время подарило миру художников, архитекторов, писателей)
- Каких художников Нового времени мы можем назвать? (итальянские художники Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти)
- Какие знаменитые картины этих художников вы видели? («Сикстинская Мадонна» Рафаэля Санти, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи)
- Какие произведения Жюля Верна вы знаете? («Дети капитана Гранта», «Таинственный остров»)
Физминутка
Работа по теме урока
- Что ещё оставило нам Новое время? Узнаем об этом на стр.25(технические изобретения: пароход, паровоз, фотография, телеграф, электрическое освещение, автомобиль, радио, телефон, метро)
- Давайте заслушаем выступления ребят.
Применение новых знаний
- Выполним задание №2 на стр.9 в рабочей тетради. (работают в группах, коллективная проверка)