kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Новое время: встреча Европы и Америки». Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с временным промежутком XV - XIX в, географическими открытиями и развитием техники. На уроке используется групповая работа, кейс - технология.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Новое время: встреча Европы и Америки». Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе»



Татьяна Викторовна Будникова, учитель начальных классов МБОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа», Ковылкинского муниципального района


«Новое время: встреча Европы и Америки». Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе


Цели: создать образ эпохи нового времени через знакомство с временным промежутком XV –XIX в., географическими открытиями и развитием техники, устройством общества, формировать понятия «машинная цивилизация» (западная) «смена морали»; содействовать развитию аналитических умений и навыков, умению работать с картой, учебником, побуждать учащихся обсуждать проблемные вопросы и совместно искать пути их решения; воспитывать интерес к предмету, уважение к истории.

Оборудование: таблица «лента времени», карта нового времени, аудиозапись Бетховена «К Эльзе», словарь, тест – опрос.

Ход урока

1.Организационный момент.

У. Пусть этот урок, проведенный совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.

2.Актуализация полученных знаний.

У. История – процесс развития, ее можно сравнить с неудержимым движением вперед. Понаблюдаем, как это происходит.

Учащиеся рассматривают «ленту времени»

а)воспроизводящая беседа

У. С какими историческими эпохами познакомились на предыдущих уроках?

Д. Древний мир, средние века, первобытный мир.

б) посмотрите на данные промежутки времени. К каким историческим эпохам относятся? (карточки с названием исторических эпох и временными промежутками)

Первобытный мир – 1 – 5 тыс. лет

Древний мир – 3 тыс. до н.э.

Средние века – V – XV в.

У. Расставьте по порядку.

в) обобщение

3. Выделение особенностей исторических эпох. Просмотр инсценировок

У. Повторим особенности каждой эпохи. Расскажем об особенностях этой эпохи.

Д. В первобытном обществе каждая семья – часть рода, в который входили родственные семьи, те – в племена. Жили охотой и собирательством, создавали простейшие орудия труда. Около 10 тыс. лет назад начали делить наделы земли семьям. Мораль: настоящим человеком, которому нельзя делать зла считается только человек своего рода и племени.

У.Что считается достижениями в эту эпоху?

Д.Приручение диких животных; начало выращивания растений; изготовление простейших орудий труда.

У. К какой исторической эпохе относится сценка? (сценка «В тени кипарисов»)

У.Что о ней знаем?

Д. Древний мир – первые цивилизации, возникшие на севере Америки, юге Азии, Средиземноморья. Занимались земледелием, скотоводством. Возникали города, правители собирали налоги, писали законы. В городах – ремесла и торговля. Правители – монархи. Мораль: настоящим человеком считается человек своей цивилизации, культуры. Основные технические изобретения: колесо, письменность, оружие.

У. К какой эпохе относится сценка «Беседа о гербах»

Вывешиваются опорные слова.

православные

католики

земледелие

торговля

ремесла

сословия

Д. В средние века появились новые цивилизации. Европа разделилась на Западную и Восточную.

Основное занятие людей – земледелие, скотоводство, развивалась торговля и ремесла. Большинство населения жили в городах, селах. Общество состоит из сословий, и обязанности человека зависят от принадлежности к сословию. Государство регулирует работу военных, ремесленников, священников. Большая часть населения религиозна.

Мораль: настоящим человеком, к которому нужно относиться по законам божьим, считался только человек своей веры. В IX – X вв. географические открытия тормозили религия и войны. Но викинги изобрели судно с килем; X – XI вв – компас; норманны и новгородцы открыли Исландию; вXI в. достигли Северной Африки.

У. Обобщение: Так, постепенно расширяя ремесла, открывая новые земли, получая прибыль от своих хозяйств, Средние века перешли в следующую эпоху. Что произошло дальше?

Д.Появилась новая историческая эпоха.

У. Хотите узнать какая?

Д. Да.

У. Послушайте звукозапись и определите в какую историческую эпоху могло звучать это произведение? (Бетховен «К Эльзе»)

3.Планирование предстоящей работы.

У. С чего начнем изучение?

Д. Определим границы во времени.

У. Обратимся к ленте времени.

Д. Эпоха Нового времени относится к XV – XIX вв.

У.Почему ее так назвали?

Д. Не знаем.

У.Перед нами таблица: что знаем? Что не знаем?

г)подводящий диалог

У.Как называлась предыдущая цивилизация в эпоху Древнего мира?

Д.Земледельческая (работа с учебником)

У.Какой вид труда преобладал?

Д.Земледелие, торговля.

У.Как было устроено общество?

Д.Делилось на сословия.

У.Что бы вы хотели узнать о Новом времени? Сравните карту полушарий двух эпох.

д) постановка проблемных вопросов

У.Что заметили? Что повлияло на расселение европейцев? Как было устроено общество в Новое время? Как развивалась техника? Какие географические открытия были совершены? Как развивалась техника?

4.Совместное открытие знаний.

а) анализ ситуации и выяснение учащимися сути исторической эпохи.

У. Какие версии возникают в отношении расселения европейцев?

Д. Нужно было завоевывать новые земли.

б) работа в группах (задания на карточках)

1 гр. Рассмотреть карту и ответить на вопросы: Какие земли были заселены выходцами из Европы? Какие страны оказались в зависимости от Европейских государств? Кто исследовал новые земли? Какие открытия совершали?

https://lektsii.org/3-119368.html

Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой и оформляют результат в виде перечисленных дат и открытий на листе

2гр. Будет исследовать технические достижения. Прочитать статью. Какие достижения появились в Новое время? Какие профессии теперь должны стать для европейцев более важными? Где теперь должно проживать больше граждан? Как можно назвать этот вид цивилизации?

http://tehnosayt.ru/izobreteniya/izobreteniya-novogo-vremeni/

3гр. Устройство общества. Рассмотреть таблицу. Прочитать статью. Чем отличаются порядки в государстве, сложившиеся в Новое время от тех, которые были в средневековье? Чем отличаются пути от старых порядков к новым?

5. Проверка работ в группах. Другие группы слушают, дают оценку, задают вопросы.

У. Какой цивилизацией можно назвать эпоху Нового времени?

Д. Машинная цивилизация.

6.Первичное закрепление. Тест – опрос. Индивидуальная работа.

  • Большинство населения проживало: в городах, селах, пещерах

  • Преобладали профессии: технические, ремесленные, торговля, земледелие

  • Большинство государств управлялось: волей народа, волей государя, старейшиной, главой рода.

  • Эпоху Нового времени можно назвать: земледельческой, ремесленной, машинной.

Самопроверка

Обобщение

У. Обратимся к вопросам в начале урока. На какие из них ответили? Как удалось объять такой большой материал? О чем еще хотелось бы почитать, узнать?

7. Домашнее задание.

У. Прочитать стр. 22-25 учебника. Выполнить задания 1, 3, 5 из рабочей тетради.  

8. Итог урока. Рефлексия.

У.Оцените свою работу по плану:

1) Что на уроке привлекло мое внимание?

2) Что запомнилось?

3) Что удалось открыть?

4)О чем хотелось бы еще узнать?

Литература:


  • Поурочные разработки по курсу окружающий мир универсальное издание 4 класс/О.И. Дмитриева – М. «ВАКО», 2015г.


  • «Мир вокруг нас» часть 2, 4 класс/А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова – М. «Просвещение», 2016г.


  • «Окружающий мир» 4 класс поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова «окружающий мир » (Зелёный дом) – Волгоград 2015г.


  • «Окружающий мир». Нестандартные уроки и творческие задания 1-4 классы/ И.Г. Юдина – Волгоград 2016 г. 


  • Интернет ресурсы viki.rdf.ru


  • Энциклопедия «Всё обо всём»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Будникова Татьяна Викторовна

Дата: 01.10.2017

Номер свидетельства: 430500


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства