«Новое время: встреча Европы и Америки». Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе
«Новое время: встреча Европы и Америки». Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе
Знакомство с временным промежутком XV - XIX в, географическими открытиями и развитием техники. На уроке используется групповая работа, кейс - технология.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Новое время: встреча Европы и Америки». Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе»
Татьяна Викторовна Будникова, учитель начальных классов МБОУ Троицкая средняя общеобразовательная школа», Ковылкинского муниципального района
«Новое время: встреча Европы и Америки». Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе
Цели: создать образ эпохи нового времени через знакомство с временным промежутком XV –XIX в., географическими открытиями и развитием техники, устройством общества, формировать понятия «машинная цивилизация» (западная) «смена морали»; содействовать развитию аналитических умений и навыков, умению работать с картой, учебником, побуждать учащихся обсуждать проблемные вопросы и совместно искать пути их решения; воспитывать интерес к предмету, уважение к истории.
Оборудование: таблица «лента времени», карта нового времени, аудиозапись Бетховена «К Эльзе», словарь, тест – опрос.
Ход урока
1.Организационный момент.
У. Пусть этот урок, проведенный совместными усилиями, позволит вам открыть много нового.
2.Актуализация полученных знаний.
У. История – процесс развития, ее можно сравнить с неудержимым движением вперед. Понаблюдаем, как это происходит.
Учащиеся рассматривают «ленту времени»
а)воспроизводящая беседа
У. С какими историческими эпохами познакомились на предыдущих уроках?
Д. Древний мир, средние века, первобытный мир.
б) посмотрите на данные промежутки времени. К каким историческим эпохам относятся? (карточки с названием исторических эпох и временными промежутками)
Первобытный мир – 1 – 5 тыс. лет
Древний мир – 3 тыс. до н.э.
Средние века – V – XV в.
У. Расставьте по порядку.
в) обобщение
3. Выделение особенностей исторических эпох. Просмотр инсценировок
У. Повторим особенности каждой эпохи. Расскажем об особенностях этой эпохи.
Д. В первобытном обществе каждая семья – часть рода, в который входили родственные семьи, те – в племена. Жили охотой и собирательством, создавали простейшие орудия труда. Около 10 тыс. лет назад начали делить наделы земли семьям. Мораль: настоящим человеком, которому нельзя делать зла считается только человек своего рода и племени.
У.Что считается достижениями в эту эпоху?
Д.Приручение диких животных; начало выращивания растений; изготовление простейших орудий труда.
У. К какой исторической эпохе относится сценка? (сценка «В тени кипарисов»)
У.Что о ней знаем?
Д. Древний мир – первые цивилизации, возникшие на севере Америки, юге Азии, Средиземноморья. Занимались земледелием, скотоводством. Возникали города, правители собирали налоги, писали законы. В городах – ремесла и торговля. Правители – монархи. Мораль: настоящим человеком считается человек своей цивилизации, культуры. Основные технические изобретения: колесо, письменность, оружие.
У. К какой эпохе относится сценка «Беседа о гербах»
Вывешиваются опорные слова.
православные
католики
земледелие
торговля
ремесла
сословия
Д. В средние века появились новые цивилизации. Европа разделилась на Западную и Восточную.
Основное занятие людей – земледелие, скотоводство, развивалась торговля и ремесла. Большинство населения жили в городах, селах. Общество состоит из сословий, и обязанности человека зависят от принадлежности к сословию. Государство регулирует работу военных, ремесленников, священников. Большая часть населения религиозна.
Мораль: настоящим человеком, к которому нужно относиться по законам божьим, считался только человек своей веры. В IX – X вв. географические открытия тормозили религия и войны. Но викинги изобрели судно с килем; X – XI вв – компас; норманны и новгородцы открыли Исландию; вXI в. достигли Северной Африки.
У. Обобщение: Так, постепенно расширяя ремесла, открывая новые земли, получая прибыль от своих хозяйств, Средние века перешли в следующую эпоху. Что произошло дальше?
Д.Появилась новая историческая эпоха.
У. Хотите узнать какая?
Д. Да.
У. Послушайте звукозапись и определите в какую историческую эпоху могло звучать это произведение? (Бетховен «К Эльзе»)
3.Планирование предстоящей работы.
У. С чего начнем изучение?
Д. Определим границы во времени.
У. Обратимся к ленте времени.
Д. Эпоха Нового времени относится к XV – XIX вв.
У.Почему ее так назвали?
Д. Не знаем.
У.Перед нами таблица: что знаем? Что не знаем?
г)подводящий диалог
У.Как называлась предыдущая цивилизация в эпоху Древнего мира?
Д.Земледельческая (работа с учебником)
У.Какой вид труда преобладал?
Д.Земледелие, торговля.
У.Как было устроено общество?
Д.Делилось на сословия.
У.Что бы вы хотели узнать о Новом времени? Сравните карту полушарий двух эпох.
д) постановка проблемных вопросов
У.Что заметили? Что повлияло на расселение европейцев? Как было устроено общество в Новое время? Как развивалась техника? Какие географические открытия были совершены? Как развивалась техника?
4.Совместное открытие знаний.
а) анализ ситуации и выяснение учащимися сути исторической эпохи.
У. Какие версии возникают в отношении расселения европейцев?
Д. Нужно было завоевывать новые земли.
б) работа в группах (задания на карточках)
1 гр. Рассмотреть карту и ответить на вопросы: Какие земли были заселены выходцами из Европы? Какие страны оказались в зависимости от Европейских государств? Кто исследовал новые земли? Какие открытия совершали?
https://lektsii.org/3-119368.html
Учащиеся работают с учебником, дополнительной литературой и оформляют результат в виде перечисленных дат и открытий на листе
2гр. Будет исследовать технические достижения. Прочитать статью. Какие достижения появились в Новое время? Какие профессии теперь должны стать для европейцев более важными? Где теперь должно проживать больше граждан? Как можно назвать этот вид цивилизации?
3гр. Устройство общества. Рассмотреть таблицу. Прочитать статью. Чем отличаются порядки в государстве, сложившиеся в Новое время от тех, которые были в средневековье? Чем отличаются пути от старых порядков к новым?
5. Проверка работ в группах. Другие группы слушают, дают оценку, задают вопросы.
У. Какой цивилизацией можно назвать эпоху Нового времени?
Д. Машинная цивилизация.
6.Первичное закрепление. Тест – опрос. Индивидуальная работа.
Большинство населения проживало: в городах, селах, пещерах