kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы по развивающей системе Л.В.Занкова. Развитие креативности через проблемно-диалогическое обучение, проектно-исследовательскую деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте»





Пусть живая, ищущая мысль ребёнка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками.

Л. В. Занков

В настоящее время обществу требуются люди, мыслящие не шаблонно, готовые действовать не по инструкции, способные создавать новые образы, один словом, креативные люди.

Проблема креативности активно разрабатывается как отечественными, так и зарубежными учеными. Выявлены некоторые возможности креативности, развитие которых в отдельности и в комплексе дает нестандартно мыслящего человека.

Учеными предлагаются некоторые методики для развития креативности, их особенности применения взрослым личностям и детям в младшем школьном возрасте. (Слайд 3).

Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Согласно авторитетному американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. Шире — нетривиальное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, нестандартному, что называется не штампованному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности находящейся в нематериальной плоскости.

Креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов.

Развитию креативности в наше время уделяют колоссальное внимание. Человек, умеющий мыслить не по шаблону, создавать новые идеи, образы, будет успешней, авторитетней.

Младший школьный возраст — очень важный период для формирования и развития креативности. Существуют факторы внешней среды, которые могут оказать позитивное или негативное влияние на развитие креативных способностей. До сих пор исследователи отводили решающую роль специальной микросреде, в которой формируется ребёнок, и, в первую очередь, влиянию семейных отношений. (Слайд 4).

В.Н. Дружининым и Е.Е. Туником были сформулированы основные социально-педагогические условия развития креативности:

1. Влияние семейных отношений на развитие креативности младших школьников:

  • гармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми;

  • творческая личность родителей как образец подражания и субъект идентификации;

  • общности интеллектуальных интересов членов семьи;

  • ожидания родителей по отношению к ребенку: ожидание достижений или независимости

2. Социально-педагогические условия развития креативности в школе:

  • применяемые программы, приемы и методы, направленные на развитие креативности;

  • доверительные отношения в классе;

  • разрешение и поощрение множества вопросов;

  • стимулирование ответственности и независимости;

  • акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях;

  • социальное подкрепление творческого поведения.

Одним из социально-педагогических условий развития креативности является использование программ, методов и приемов обучения, направленных на развитие креативности.

В качестве основных условий, способствующих развитию творческих способностей и креативности, выдвигаются два аспекта, связанных с позицией педагога по отношению к творческим детям и к содержанию программ обучения.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повыше­ния качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей деятельность учителя должна быть направлена не только на формирование положительной мотивации учащихся, на самостоятельное овладение знаниями, но и на творческий подход в обучении. (Слайд 5)

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

· перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,

· самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

· комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

В связи с этим сейчас широко используются педагогические технологии, с помощью которых можно развить креативное мышление. Одна из основных целей таких технологий, приёмов состоит в том, чтобы уйти от общепринятых и привычных способов мышления и генерировать свежие идеи, которые затем можно оценить и отобрать из них наиболее полезные.

Типичным примером является использование технологии проблемно-диалогического обучения, проектно-исследовательской деятельности.

Работая по развивающей системе Л.В.Занкова и используя системно-деятельностный подход, который лежит в основе ФГОС, мы широко используем проектирование.

Что же такое проект?

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Проект – это план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

(Слайд 6)

Что такое проект для ученика?

Проект – это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.

(Слайд 7)

Что такое проект для учителя?

Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать у учащихся умение проектирования. Работа над проектами позволяет учителю обучить детей поиску необходимой информации, приёмам самостоятельной работы, позволяет выйти за рамки привычной организации учебного процесса, разнообразить формы работы, проявить творческие способности.

(Слайд 8)

Работу над проектами на уроках мы начали ещё в первом классе. Это были простые, краткосрочные коллективные и групповые творческие проекты. Их мы выполняли на уроках технологии и изобразительного искусства (осеннее дерево, домашние животные и др.). Знакомились с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно переходили к более сложным, не только коллективным, но и индивидуальным, проектам.

Проектирование в урочной деятельности сейчас используем практически на любых уроках, в том числе, как на уроках изучения нового материала, так и на уроках закрепления и отработки навыков решения учебных задач.

(Слайд 9)

В нашем учебнике русского языка А.В.Поляковой, как и в других учебниках по системе Л.В.Занкова, значительная роль отведена проблемному методу изложения знаний, проблемным заданиям. Знания не даются в готовом виде. Для каждого урока есть вопросы, на которые пытаемся сначала ответить с учащимися, выдвинуть гипотезы, а потом по ходу выполнения заданий наблюдаем, подтверждаем или опровергаем предположения, и отвечаем на поставленный вопрос, обобщая и делая выводы. Следовательно, каждое выполненное так задание - это проект.

(Слайд 10, 11)

Таким образом, в процессе открытия нового знания проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Например, на уроке русского языка мы создали проект-«Пирог» под названием «Наречие». Мы следовали всем этапам проектирования:

  • сначала столкнулись с проблемой: при делении слов на группы по частям речи с героями мультфильма «Озорная семейка» нашли слова, которые не относятся к изученным частям речи;

  • затем составили рецепт «пирога», поставили вопросы - что нужно узнать про новую часть речи, т.е. проектировали;

  • потом занимались поиском информации: наблюдали, выполняя задания, обращались к уже имеющимся знаниям о других частях речи;

  • продуктом стал «пирог», который содержал ответы на поставленные вопросы при проектировании

  • представили результат проекта, сформулировав правило о новой части речи и сравнив его с правилом в учебнике, для лучшего запоминания зарифмовали вопросы, на которые отвечает наречие.

В данном случае получился краткосрочный коллективный исследовательский монопроект (в рамках одного предмета).

(Слайд 16, 17)

На уроках закрепления также используем проектирование. Например, опять же на уроке русского языка, когда познакомились с отрицательной частицей НЕ и её правописанием с глаголами, выполнили проект-инструкцию для Маши из мультфильма «Маша и Медведь» «Как вести себя в школе». Во время урока в группах оформили разные страницы инструкции: поведение на уроке, на перемене, в столовой, в раздевалке, в спортивном зале, в библиотеке. Получился коллективный практико-ориентированный краткосрочный проект. А во внеурочное время, как домашнее задание, выполнили информационный творческий проект «Отрицательная частица НЕ в русских народных пословицах». В этот проект вошли все индивидуальные работы учащихся.

(Слайд 18, 19)

На уроках математики с целью отработки навыков, например, после изучения тем «Площадь прямоугольника», а затем «Площадь прямоугольного треугольника» выполняем парные исследовательские проекты «Площадь фигуры», в ходе которых соблюдаются все этапы проектирования, от постановки до решения учебной задачи. Ребята получают одинаковые фигуры, а значит, результат у всех должен получиться одинаковый. Способы вычислений возможны разные на основе имеющихся умений: разбивание на прямоугольники и прямоугольные треугольники или достраивание до прямоугольников или прямоугольных треугольников. Презентация способов у нас происходит через документ-камеру, или через сравнение по учебнику, поэтому быстро. Подобных заданий в наших учебниках математики И.И.Аргинской достаточно много.

(Слайд 20)

Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм проектной деятельности на уроках окружающего мира.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования. Методы исследования: наблюдение, опыты, эксперименты, обсуждение результатов, выводы. Это практические и лабораторные работы, выступления, дневники наблюдения и т.д.

В нашем учебнике Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова предполагаются исследования, как частных вопросов, так и по проблематике, требующей длительного сбора материала и времени его оформления.

(Слайд 21, 22, 23)

Так, мы на уроках занимались исследованием состава и свойств полезных ископаемых гранита и известняка, руд металлов, горючих полезных ископаемых. После изучения темы «Минералы» сами вырастили кристаллы соли, рассмотрели под микроскопом.

В целом, в учебном курсе «Окружающий мир» активизируются связи между знаниями о Земле, её природе и жизнью человека, которая происходит в определённое историческое время, в определённых природных условиях. Мы узнаём на уроках, какой мир окружал человека в последние почти четыреста лет, как он приспосабливался к нему и как влиял на него. В связи с этим проектно-исследовательская деятельность ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

Познакомившись с природой и историей Руси с древнейших времён до XVI века н.э. мы изучали жизнь наших соседей на западе в этот же период. На уроке по теме «Где и как жили рыцари» после самостоятельного анализирования текста учебника выполнили проект, составили план рассказа о жизни рыцарей. В ходе коллективного обсуждения оформили единый план на доске, распределили по группам каждый пункт плана. Группы, перечитав ещё раз свою часть текста и используя информацию из дополнительной литературы, предложенной учителем, подготовили устные рассказы, которые были выслушаны в конце урока.

На уроке по теме «Расширение знаний о Земле», узнав об открытии Колумбом Америки, прозвучал вопрос: чем могла поразить европейцев природа Америки. Обсудив, решили разделиться на группы, чтобы подготовить к следующему уроку сообщения и иллюстративный материал, а точнее проекты по темам: животные, растения, климат Америки в сравнении с Европой. Следующий урок изучения новой темы «Природа Нового Света» прошёл в форме защиты выполненных групповых исследовательско-информационных проектов с презентациями в электронном виде.

(Слайд 24, 25)

В урочной деятельности мы используем и межпредметные проекты. Например, изучая опорно-двигательную систему человека, выполнили проекты про осанку: «Что такое правильная осанка?», «Разновидности нарушений осанки», «Как формируется осанка?», «У кого правильная осанка?» и т.д. А проект «Как тренировать осанку?» мальчики представили на уроке физкультуры, где всем классом выполняли предложенные упражнения.

Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС, которая даёт возможность повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить системно-деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

А также проектная деятельность позволяет создать условия для развития креативности в младшем школьном возрасте, мотивировать детей к нестандартным решениям, поддерживать детей в их начинаниях, учитывая возрастные особенности младшего школьника.

В целом, проектная деятельность позволяет развивать креативность у младших школьников.

Л.С. Выготский писал: "Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека".






Список литературы:
  1. http://www.kluver.ru/publ/29-1-0-148

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E5%E0%F2%E8%E2%ED%EE%F1%F2%FC

  3. http://kreativ-sait.blogspot.com/

  4. http://psylist.net/difpsi/u.htm

  5. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=604272

  6. Ильин Е.П. «Психология творчества, креативности, одаренности», Питер; СПб.; 2009


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности развития креативности в младшем школьном возрасте

Автор: Сизова Татьяна Владимировна

Дата: 29.10.2017

Номер свидетельства: 435177

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Особенности развития креативного мышления в младшем школьном возрасте."
    ["seo_title"] => string(73) "osobennosti_razvitiia_kreativnogo_myshleniia_v_mladshem_shkolnom_vozraste"
    ["file_id"] => string(6) "635622"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1692253862"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Адаптация к школе и формирование школьной мотивации обучающихся первого класса"
    ["seo_title"] => string(80) "adaptatsiia_k_shkole_i_formirovanie_shkolnoi_motivatsii_obuchaiushchikhsia_pervo"
    ["file_id"] => string(6) "555241"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1596206281"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) ""Особенности профилактики конфликтного поведения подростков «группы риска» ""
    ["seo_title"] => string(72) "osobennosti_profilaktiki_konfliktnogo_povedeniia_podrostkov_gruppy_riska"
    ["file_id"] => string(6) "573099"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1613296907"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Образовательная программа экологического направления "Лицом к природе""
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-ekologhichieskogho-napravlieniia-litsom-k-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "251368"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447236924"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(14) "Статья: "
    ["seo_title"] => string(9) "stat-ia-1"
    ["file_id"] => string(6) "151985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420795024"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства