Просмотр содержимого документа
«Основной закон страны»
Тема: Основной закон страны.
Цель урока:
создать условия для формирования начального представления о Конституции РФ.
Задачи урока:
способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности;
расширить представления о государственной символике;
формировать умение обучающихся работать с источниками знаний;
содействовать формированию культуры чтения.
Форма проведения: час познания.
Методы: информирование, диалог, использование наглядных пособий.
Читательское назначение: обучающиеся 4 класса.
Оборудование: электронная презентация, мультимедийный проектор, ноутбуки, книжная выставка, издание Конституции РФ, наглядные пособия «Государственная символика»,
УУД:
предметные
личностные
регулятивные
коммуникативные
Умение находить нужную информацию в документе.
Формирование внутренней позиции обучающихся на уровне положительного отношения к истории своей страны, государственным символам РФ.
Умение принимать и сохранять учебную задачу в течение занятия, развитие умения целеполагания, анализа информации.
Умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем.
Ход урока:
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный библиотечный урок, мы начинаем его под звуки гимна РФ. Прошу всех встать! (звучит гимн) Прошу садиться. Не случайно я начала урок с государственного гимна РФ. Ведь 12 декабря в нашей стране будет отмечаться праздник – День Конституции РФ.
У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень.
Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей.
Для меня Россия - белые берёзы, Для меня Россия - утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа.
Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь. Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша - это я с друзьями.
Содержание материала урока.
Наша страна большая и очень красивая. Для того, чтобы люди в стране могли работать, отдыхать, учиться нужны законы. Главный закон, определяющий жизнь государства, права и обязанности их граждан – это Конституция Российской Федерации. Поэтому день принятия Конституции - 12 декабря 1993 года стал государственным праздником. На протяжении ряда лет этот день был выходным, но с 24 декабря 2004 года, в связи с внесением поправок в Трудовой Кодекс, был пересмотрен календарь праздничных и выходных дней, и День Конституции РФ стал рабочим. Сейчас он просто является памятной датой в честь главного закона страны. Но несмотря на это, праздник отмечается достаточно широко. Обязательно проходят торжественные заседания на высшем государственном уровне. Также устраиваются собрания в трудовых коллективах и учебных заведениях. В школах проводятся уроки правовых знаний, такие как у нас сегодня.
А теперь немного истории. В нашей стране конституций было несколько. Самая первая - Конституция РСФСР – появилась в 1918 году. Через 6 лет от неё отказались, приняв Конституцию СССР в 1924 году, которая утверждала победу социализма на советской территории. На смену ей пришла Конституция 1936 года, а за ней «застойная» Конституция 1977 года. Современная же Конституция принята в1933 году после проведения народного референдума, а вступила в силу 25 декабря 1993 года. По официальным данным, в процессе принятия Конституции РФ участвовали 58 миллионов 187 тысяч 755 человек. Из этого числа почти 33 миллиона граждан (58,4 %) проголосовали за принятие данной Конституции. Об этом сообщают российские СМИ. Новопринятая Конституция РФ существенно изменила структуру высших органов государственной власти. Но со времени принятия был внесён ряд поправок. В частности, о сроках, на которые прямым всенародным голосованием избираются Президент и Государственная Дума РФ. Президента теперь выбирают сроком на 6 лет, а Госдуму, соответственно, - на 5 лет.
Конституция для гражданина любой страны – Закон, который он должен знать в первую очередь, ведь знание и грамотное применение законов – норма цивилизованной жизни, мощный рычаг для повышения её качества.
В преддверии праздника – в этом году исполняется 20 лет с момента принятия Конституции РФ – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провёл опрос с целью выяснить мнение россиян, стоит менять основной закон страны или нет. Согласно итогам опроса, 45 % россиян полагают, что главный законодательный документ нуждается в совершенствовании, внесении существенных изменений и дополнений. При этом 43 % опрошенных заявили, что основной закон страны не должен меняться постоянно, а изменения и дополнения в него можно вносить лишь в редких, исключительных случаях.
Оказалось, что не все россияне имеют четкое представление о том, что такое Конституция. Таких около 12 %. В ходе опроса удалось выяснить, что:
18 % россиян хорошо знают содержание основного закона;
59 % россиян лично документ не читали, но имеют общее представление о его положениях;
22 % россиян не представляют себе содержание Конституции.
А мы с вами сейчас с ней познакомимся. Конституцию открывает преамбула, что в переводе с позднелатинского означает – идущий впереди кого или чего – либо, предшествующий. Преамбула – вводная часть какого – либо указа, закона, постановления. В преамбуле в сжатой форме излагаются цели и задачи документа, указываются условия и мотивы, послужившие поводом для его создания. Преамбула имеет значение для понимания как Конституции в целом, так и отдельных её частей, поскольку именно во вводной части указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к её существованию. Давайте послушаем преамбулу к Конституции РФ в записи.
Конституция РФ состоит из 2-х разделов:
1 раздел:
Глава 1: Основы конституционного строя.
Глава 2: Права и свободы человека и гражданина.
Глава 3: Федеративное устройство.
Глава 4: Президент РФ.
Глава 5: Федеральное собрание.
Глава 6: Правительство РФ.
Глава 7: Судебная власть.
Глава 8: Местное самоуправление.
Глава 9: Конституционные поправки и пересмотр Конституции РФ.
2 раздел:
Заключительные и переходные положения.
Практическая работа: составление пазлов с государственной символикой (работа в группах) Вопрос: Имеют ли отношение к нашему разговору те изображения, которые у вас получились? Почему?
Во всех изданиях Конституции РФ есть текст Федерального Конституционного Закона о государственном флаге РФ, гербе РФ, гимне РФ.
- Что вы знаете о государственных символах России? (ответы детей)
«Экземпляр № 1» основного закона страны выглядит так: переплёт из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб и тиснёная золотом надпись «Конституция Российской Федерации». Это так называемое инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке главы государства в Кремле.
Я не буду подробно рассказывать вам обо всех статьях Конституции РФ, остановлюсь только на некоторых из 2 главы, в которой закреплены права и свободы человека и гражданина:
Каждый имеет право на жизнь.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
Каждый имеет право на образование. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
(сказать о Конвенции о правах ребёнка)
Кроме прав у граждан страны есть и обязанности. Даже статья о праве на образование говорит и об обязанности при этом получить основное общее образование. Перечислим ещё некоторые обязанности граждан:
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
Каждый обязан заботиться о сохранности исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
- А сейчас я вам предлагаю самим поработать с печатным изданием Конституции РФ: найдите статью 2 и прочитайте, о чём она. (ст. 38 – об охране материнства и детства; ст. 43 – об образовании)
Игра «Права Обязанности»
В нашей школьной библиотеке есть книги, прочитав которые можно узнать о государственных символах, истории их возникновения. (обзор выставки)
Практическая работа: составление синквейна по теме урока.
Синквейн – ( от франц. «пять») стихотворение, состоящее из 5 строк:
1. Заголовок (тема синквейна).
2. 2 прилагательных.
3. 3 глагола.
4. Фраза, несущая определённый смысл.
5. Резюме, вывод, 1 слово, существительное.
Примеры синквейна:
Закаливание
Оздоровительное, систематическое
Заниматься, закаляться, улучшать
Повышение устойчивости организма к переохлаждению
Здоровье
Снегурочка
Ласковая, нежная
Поёт, танцует, рассказывает
Дарит детям новогодние подарки
Внучка
Давайте теперь составим синквейн со словом «конституция»:
Конституция
Справедливая, необходимая
Защищать, организовывать, регулировать
Определяет права и обязанности граждан.
Закон
(Задание для самостоятельной работы: составить синквейн со словами государство, гражданин, закон, свобода…)
III. Рефлексия
Чему мы учились сегодня на уроке? ( Что узнали?)
Для чего это было необходимо?
Как мы это делали?
Каков главный результат?
Что получили?
Получили ли то, что хотели?
Благодаря чему оно произошло?
Какие возникли вопросы по теме?
Работа с тренажером «Знай свои права». (в группах, за ноутбуком)
На праздник принято дарить подарки, поздравлять друг друга. Мы с ребятами тоже приготовили для вас приятный сюрприз. (стихи, подарок-шары «триколор»)