Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности»
Тема: «Ориентирование на местности»
Тип урока: урок получения новых знаний
Форма организации урока – игра-путешествие
Форма организации работы учащихся –индивидуальная, групповая, работа в парах
Программа «Окружающий мир», А.А. Плешаков ( Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Всего 68 ч, в неделю 2ч.)
Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2014 г.
Раздел: Путешествия, 18 ч
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, карточки,индивидуальные компасы, карточки с заданиями, словами Китай, ориентиры, учебники А.Плешакова, листочки для диктанта, словарь С.И.Ожегова, «роза ветров».
Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деятельностного мышления; технологии развития критического мышления (игра «Верно-неверно»); технологии проблемного обучения.
Цели урока:
1.Научиться определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.
2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.
3. Совершенствовать умения применять знания на практике.
4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.
УУД:
Личностные:принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.
Регулятивные:способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.
Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.
Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.
Основные этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Мобилизующее начало урока (организационный момент)
Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода
Учащиеся мысленно проговаривают цель урока, которую они ставят перед собой и настраиваются на хорошую работу на уроке.
Ориентировочно-мотивационный этап (проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы)
Через создание проблемной ситуации, через раннее полученные знания, подвожу учащихся к самостоятельной постановке цели урока, формулированию проблемных вопросов
Учащиеся отправляются в воображаемое путешествие в лес, вспоминают, как можно ориентироваться с помощью компаса, сталкиваются с проблемой ориентирования при отсутствии компаса; формулируют цель урока и его задачи.
Операционно-исполнительный этап (этап изучения нового материала)
Организуется работа по учебнику. Перед учащимися возникают вопросы, на которые они смогут ответить, прочитав статью в учебнике, нацеливаю учащихся сделать выводы по раннее обсуждавшимся вопросам, мотивируя через создание проблемной ситуации искать ответ на вопрос. Объединяю учащихся в группы и прошу выполнить работу в тетради , после чего организуется демонстрация нарисованных картинок
Учащиеся работают с учебником, ищут необходимую информацию по вопросам учителя, делают выводы. Работая в группах, ищут информацию об ориентировании по местным признакам, выполняют рисунки в тетрадях.
Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов, рефлексия)
Создание ситуации успеха, через подведение итога урока (использование взаимооценивания и самооценивания учащимися; обсуждение практического применения полученных знаний на практике).
Учащиеся соотносят цель, которую они ставили в начале урока с результатом деятельности, решают достигнута цель или нет. Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек, высказывают своё мнение об учащихся которых они хотели бы похвалить за работу на уроке, оценивают своё отношение к уроку, понравился им урок или нет.
План урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания.
3.Актуализация новых знаний. Подготовка к новому материалу.
4.Новая тема.
А) постановка проблемы;
Б) открытие новых знаний;
В) практическая работа;
5. Работа в группах.
6. Закрепление новой темы.
7.Домашнее задание.
8.Итог урока.
9.Рефлексия.
\
Ход урока:
1. Оргмомент.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке много гостей. Давайте поприветствуем их.
Давайте перед уроком зарядимся положительной, доброй энергией друг от друга.
1-2-3-4-5! Светит солнышко опять!
1-2-3-4! Все прекрасно в этом мире!
1-2-3-4-5! Мы умеем рассуждать!
Окружающий нас мир интересно познавать
Его тайны и загадки мы готовы разгадать!
-Присаживайтесь!
Начнём мы урок с упражнения звёздное небо. Закройте глазки. Бесчисленное количество звезд... Вот мы видим ,как одна из них падает… Значит можно загадать желание. Я хочу чтобы урок был….(уч-ся продолжают)
-А при каких условиях урок будет удачным?
-Урок будет удачным тогда, когда, если …(ответы учащихся)
А теперь послушайте стихотворение:
В мире много интересного
Нам порою неизвестного
Миру знаний нет предела
Так, скорее, друзья за дело.
Так на какой урок я вас приглашаю?
- урок повторения
-урок контроля
Урок добывания нового знания?
Сформулируйте цель урока:
Добывать новые знания.
Цель поставили, осталось определить тему урока.
- Ребята, кто-нибудь может напомнить мне название большого раздела, который вы сейчас изучаете?
- А кто мне может сказать, какие темы вы уже изучили?
- Молодцы, вы очень порадовали меня тем, что серьёзно относитесь к изучению данного раздела, ведь здоровье и безопасность превыше всего! Смотрят отрывок из мультфильма «Кошкин дом»
Каждый должен знать элементарные правила дорожного движения, правила поведения на улице, соблюдать правила поведения даже дома, а также какие опасности могут поджидать каждого из нас.
Согласны со мной?
3.Актуализация знаний. Подготовка к новой теме.
Слайд № 1.
- Ребята, внимание на доску. Вы видите картину знаменитого художника Васнецова «Богатырь на распутье». Она поможет нам определить тему нашего урока. Послушайте стихотворение, которое я прочту.
«Бывало в сказках старый столб –
Вещал богатырям:
Пойдёшь направо – конь падёт,
Налево – сгинешь сам,
А прямо – ждёт тебя удача
На всём твоём пути…
Так помоги решить задачу,
Куда ему идти?»
- Как вы думаете, почему богатырь в раздумье, о чём он задумался? (Куда идти?)
Какую сторону он выберет? Почему? (остаться в живых).
-Да, в разные времена у человека от его выбора зависело, останется ли он в живых или погибнет. В море или пустыне? И сейчас в наше время путешественники часто подвергаются опасности заблудиться, поэтому они должны хорошо уметь ориентироваться в знакомом и незнакомом месте.
На доске появляется карточка ориентиры.
-Как понимаете? (знакомые предметы).
-Ребята, скажите, где находится наша школа? Какие ориентиры вы можете назвать?
Улица Тургенева, магазин «Атолл», магазин «Магнит».
-Как вам не заблудиться и вернуться домой? Какие ориентиры есть на вашем пути от школы до дома? (Ответы детей).
-Давайте попробуем проделать путь мысленно от школы до стадиона «Ленина».
(ребята называют слова «направо, налево, прямо и т.д.)
В жизни не всегда можно определить стороны горизонта или в незнакомом месте знания: левый и правый – недостаточны. Вправо и влево от чего? Неизвестно. Нельзя даже идти прямо. Дело в том, что ширина шага правой ноги немного больше, чем левой. Поэтому человеку кажется, что он идёт прямо, и на самом деле с каждым шагом незаметно для самого себя заворачивает налево и в конце концов делает круг и возвращается к исходной точке. Недаром в старину говорили, что «леший кружит в лесах». А как быть на море или в пустыне, где все волны и пески похожи друг на друга?
4.Новая тема.
А)постановка проблемы;
-Кто догадался, какая тема нашего урока? (Ориентирование на местности).
Слайд № 2.
-Как понимаете ориентирование?
Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве и определять стороны горизонта.
Прочитаем текст в учебнике на с.74.
-Чему мы будем учиться на уроке? (Ориентироваться на местности)
-Посмотрим, как вы умеете ориентироваться в классе? (Словарь С.И.Ожегова)
Вызываю 3 учеников.
-Я предлагаю одному из вас пойти на запад,
второму – на юг,
третьему – на восток.
ДЕТИ УДИВЛЕНЫ. ОБСУЖДАЮТ, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НАПРАВЛЕНИЕ. ПРИХОДЯТ К ВЫВОДУ, ЧТО ЭТО НЕВОЗМОЖНО.
-Почему вы испытываете затруднения? Как нам поступить в данной ситуации?
Б) открытие новых знаний;
– Существует такой прибор.
Загадка: Качается стрелка туда и сюда.
Укажет нам север и юг без труда.
(компас)
-Что такое компас, для чего он нужен, кто уже видел компас?
Нам растолкует словарь Ожегова.
Слайд № 3.
Компас– прибор, указывающий направление сторон света.
-Прочитаем текст в учебнике на с.75.
По данным историков компас был изобретён в Древнем Китае.
В) практическая работа;
1.-Откройте коробочки. Внимательно рассмотрите компас. Что можно рассказать о его устройстве? Почему стрелка окрашена красным и синим цветом?
Основная и главная часть компаса – намагниченная стрелка. Она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета, чтобы легче определить стороны света. На юге жарко – жар – красный цвет, на севере – холодно – синий. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, красный конец её повёрнут к югу, а синий показывает на север. Стрелка компаса помещается в специальной коробочке. На дне коробочки находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, В, З.
2.Работа в тетради. Уточним знания.
-Как вы думаете, достаточно ли вам знаний, чтобы ориентироваться по компасу? (Нет).
-Почему? ( Нужно знать правила пользования компасом.)
- Прочитаем в учебнике с.75.
3.Работа по группам.
-Положите компас на парту. Сориентируйте компас медленным поворачиванием корпуса и направлением стрелки на север С. Положите компас на ладонь.
-Встаньте в один ряд. Сориентируйте себя относительно севера С.
-Определите, какое направление показывает противоположный конец стрелки.
Не допускать ошибки:
-не поворачиваться самому, а крутить компас
-не пытаться повернуть стрелку, т.к. магнитная стрелка всегда располагается вдоль магнитных линий Земли.
Физминутка.
Физкультминутка.
Встаньте, сделайте 2 шага на север. Покажем, как на нас холодом повеяло.
Повернитесь на восток, вытяните руки вверх и потянитесь к восходящему солнцу.
Сделайте 3 шага на запад, выполните приседание, покажите, как солнце садится на западе.
Повернитесь лицом на юг, поприветствуйте наших гостей.
Повернитесь лицом на север, возвращаемся на свои места.
Бабочка присела на цветок (кончик носа).
Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.
4.Ориентирование по компасу.
-Определите в классе предметы, которые находятся:
1 стол – в северном направлении
2 стол – в восточном направлении
3 стол – в южном направлении
ВЫВОД: -Для чего служит компас? (определение сторон горизонта)
5. -Давайте подумаем, кому нужен компас?
Используется в авиации (самолётовождении), на кораблях, горном деле, военным, путешественникам.
Слайд № 4.
Игра «Ориентирование на местности» или «Охота на лис». Спортивное соревнование с применением компаса. Смысл игры найти контрольную точку на местности и получить приз.
6.Ориентирование без компаса.
Слайд № 5.
Учёными доказано, что у птиц природный компас находится в клюве.
Животные тоже хорошо ориентируются в пространстве.
А как же человек? Предположим, что вы очутились в незнакомом безлюдном месте, например, в лесу, и не знаете дороги. Но вам известно, в какой стороне света расположено нужное место (дом или дорога). Да вот беда – компаса у вас нет. Как тут быть?
Дети приготовили сообщения.
1 стол – по Солнцу.
2 стол – по Звёздам, Полярной звезде.
3 стол – по Луне.
Слайд № 6.
Самый простой способ определить стороны света – по Солнцу. На рассвете (7ч) солнце находится на востоке (восходит), в полдень (12ч) – на юге, на закате (19ч) – на западе.
«Дневная путеводная звезда».
Результат приближённый. В полдень встать к солнцу спиной, и тень укажет направление на север. Раскинуть руки: слева будет запад, справа – восток.
-А если солнце скрыто тучками? Или пасмурно?
Слайд № 7.
Полярная звезда находится в направлении на север. Её легко найти на созвездии Большой Медведицы.
Для этого мысленно продолжают прямую, проходящую через две крайние звёзды «ковша» А и Б, и откладывают на ней расстояние, равное пятикратному видимому расстоянию между этими звёздами. В конце этого расстояния и находится Полярная звезда. Эту звезду называют «ночной путеводной звездой», т.к. она указывает направление на север.
-Но не будете, же вы ждать ночи?
Слайд № 8.
По Луне. В полнолуние, когда виден весь диск Луны, Луна находится против Солнца. Это значит, что в полдень ( в час ночи) она бывает на юге, в 7ч. – на западе, в 19ч. – на востоке.
Слайд № 9.
По местным признакам.
-Назовите известные признаки рисунку.
-Читать с.76.
Мхи и лишайники у основания деревьев растут в основном с северной стороны, но они могут расти и с южной;
Кора отдельно стоящих деревьев с северной стороны толще и грубее, чем с южной (берёзы светлее)
Хвойные склоняются в солнечную сторону;
Муравьи муравейники строят с южной стороны деревьев, пней, камней;
После дождя кора деревьев дольше сохнет с северной стороны.
По одному местному признаку трудно точно определить стороны света. Надо воспользоваться несколькими.
5.Работа в группах.
Задания по карточкам:
На отдельно растущем дереве ветки со стороны юга более длинные и густые, чем с северной. Можно ли ориентироваться по этому признаку в чаще леса? (нет, много деревьев, надо поискать отдельно стоящее дерево).
Почему по мхам и лишайникам на стволах деревьев не всегда правильно удаётся определить направление на север июг?(посмотреть много деревьев)
Как найти южное направление по стволам группы хвойных деревьев? (смола, иглы длинные, склоняются наюг).
-Имейте в виду, что умение определять стороны горизонта без компаса бесполезно, если вы не знаете, какая из этих сторон вам нужна.
Поэтому, входя в лес или гуляя по незнакомой местности, старайтесь запомнить, в каком направлении вы идёте. Если вы шли в северном направлении, значит, возвращаться будете в южном; если шли на запад, возвращаться нужно на восток и т.д..
6.Закрепление пройденного. Решение проблемы, заявленной в начале урока.
-Вспомните, я предлагала одному пойти на запад, второму – на юг, третьему – на восток.
-Можете ли вы теперь определить, в каком направлении нужно двигаться?
-Я предлагаю каждой группе пойти в этом направлении и найти спрятанный конверт.
Открыв конверт, прочитайте слово.
ВСЕ РЕБЯТА МОЛОДЦЫ !
7.Домашнее задание.
Читать тексты в учебнике, работа в тетради.
8.Итог урока
-Что каждый из вас узнал на уроке нового, чему научился?