kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир "Осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Осень

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse_umk_planeta_znaniy»

Сценарий урока

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: Осень

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Педагогические цели урока: способствовать расширению представлений учащихся о характерных признаках осени в неживой и живой природе; содействовать раскрытию некоторых доступных взаимосвязей между изменениями в неживой и живой природе; создать условия для формирования навыка работы с текстом; создать условия, обеспечивающие воспитание любви к природе ХМАО - Югры

Предметные знания и умения, которыми овладеют учащиеся в результате проведенного урока:

учащиеся: узнают характерные признаки осени, происходящие в неживой и живой природе;

научатся : - устанавливать взаимозависимость между ними;

- понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;

получат возможность научиться приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых

взаимосвязей в живой природе.

Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться в ходе урока:

Личностные: - учебно-познавательный интерес; смыслообразование; внутренняя позиция школьника

Метапредметные: коммуникативные: умение работать в группе, находить общее решение; умение аргументировать своё мнение; доброжелательное отношение друг к другу; умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.

регулятивные: волевая саморегуляция; умение на основе принятых правил вносить необходимые коррективы в действия; умение определять цель деятельности на уроке; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

познавательные: умение выявлять проблему; умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; умение использовать общие приемы решения задач; умение на основе анализа объектов делать выводы.

Межпредметные связи: литературное чтение (раздел «Осень пришла»), изобразительное искусство (раздел «Живопись), музыка

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-коллективная, дифференцированная, в парах

Методы обучения: по источнику знаний: словесные, практические; по уровню познавательной активности: частично - поисковый; по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный

Приёмы обучения: приёмы технологии развития критического мышления: «Ассоциации», «Кластер», «Инсерт», «Бортовой журнал»

Образовательное пространство урока: наглядно - иллюстративные средства: фотографии репродукций картин И.Левитана «Золотая осень», «Осень», «Осень. Дорога в деревне»;

- аудиозаписи пьес П.И.Чайковского «Времена года»

- дидактические средства: учебник «Окружающий мир» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. 2 класс;

- раздаточный материал: карточки для самостоятельной работы с таблицами ;

- презентационные средства: физминутка для глаз; фотографии осенней природы ХМАО - Югры (презентация);

- компьютер, мультимедийный проектор, экран.



Этапы урока

1 этап «Вызов»

1. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.)

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (7 мин.)

2 этап «Осмысление»

3. Выявление места и причины затруднения (3 мин.)

4. Построение проекта выхода из затруднения (3 мин.)

5. Реализация построенного проекта (8 мин.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (8 мин.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин.)

3 этап «Рефлексия»

8. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов. Самооценка (3 мин.)


Ход урока

Этапы урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I этап «Вызов».

1.Мотивация

к деятельности.

Цель этапа: мотивировать учащихся на открытие нового знания

Учащиеся сидят за партами по группам: 1- ряд – медленно читающие учащиеся (1 гр.), 2-й и 3-й ряды – учащиеся с высоким темпом чтения (2 гр., 3 гр.).

Звучит приглушенно музыка П.И.Чайковского

- Здравствуйте, ребята!

- Помогите мне продолжить стихотворение

«Уж небо осенью дышало,

уж реже солнышко блистало…»




-А вы помните, кто автор этих замечательных строк?

Учащиеся здороваются

-..Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом

обнажалась.

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…

-А.С.Пушкин

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

Личностные:

- смыслообразование Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

- умение слушать и понимать других

2.Актуализация

и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель этапа: актуализировать ЗУН и мыслительные операции достаточные для построения новых знаний

-Можно ли сказать, что поэт перечислил признаки осени? Докажите свой ответ словами или фразами текста.








- Солнце реже появляется на небе, день становится короче – это признаки какой природы?

- Листья опадают, птицы улетают в теплые края. А это какая природа?

- Да, например:

…реже солнышко блистало;

…короче становился день;

…лесов таинственная сень

с печальным шумом обна-жалась;

… гусей крикливых караван тянулся к югу

- Это неживая природа.


- Это природа живая.

Личностные смыслообразование

Регулятивные: волевая саморегуляция

Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; структурирование знаний

Коммуникативные:

- умение аргументировать своё мнение

II этап «Осознание».

3. Выявление места

и причины затруднения

Цель: осознать место и причину возникших затруднений




- Ребята, кто-то может сказать, все ли это признаки наступления осени?

- Сейчас я предлагаю на листе, который лежит перед вами, записать слова или фразы, которые вам приходят на ум при словах «Осень пришла» (прием «Ассоциации)

- Повернитесь к соседу по парте, поделитесь своими мыслями.

- Скажите, верна ли пословица «Одна голова хорошо, а две лучше»?


- Давайте послушаем, какие изменения природе вы вспомнили.

Учащиеся предлагают свои ответы.


Дети выполняют записи.


- Да, верна. Признаков осени стало больше после совместного обсуждения

Дети читают свои записи.

Личностные: учебно-познавательный интерес

Познавательные: постановка проблемы




4. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: на основе поставленной цели выбрать способы и средства ее реализации






-А сейчас мы можем с уверенностью сказать, что перечислили все изменения в природе осенью?

- Можете ли вы предположить, как звучит тема урока?

- Что вы еще не знаете, но должны знать и уметь в конце урока?







-Как же нам проверить? Что нам может помочь в этом?


Дети дают ответы

- Наш урок посвящен осени.

- Мы узнаем обо всех осенних изменениях в живой и неживой природе; на основе наблюдений за природой научимся замечать эти изменения и определять время года.

-Учебник, в котором можно найти необходимую информацию

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи, - планирование,

- прогнозирование. Познавательные:

- умение структурировать знания;

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества;

- доброжелательное отношение друг к другу.

5. Реализация построенного проекта

Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.






















Физминутка (для глаз)

- Согласна с вами. Для того, чтобы найти ответы на вопросы, предлагаю вам сейчас поработать по группам. 1-я группа (медленно читающие учащиеся) узнаёт об изменениях в неживой природе, стр.28. Ребята, во время чтения текста, помечайте на полях значки:

V – «я знаю», + - «это новое для меня», – - «я думал иначе», ? – «я не понял» (прием «инсерт»).

2-я и 3-я группы уточнят знания об изменениях в живой природе. Ребята 2-й группы узнают из текста учебника, как изменилась жизнь растений (с.28-29), ребята 3-й группы – жизнь животных(с.29-31). Перед каждым из вас на листе изображена таблица, которую нужно заполнить короткими фразами или словами – ответами. В первую колонку запишите то, что вы знаете об изменениях в мире растений (2 гр.), в жизни животных (3 гр.), а вторую колонку будете заполнять, читая текст. Если прочитали о том, что ранее было для вас неизвестным, сделайте паузу и запишите в таблицу (прием «Бортовой журнал»). Учитель включает фоном аудио записи П.И.Чайковского «Времена года»; наблюдает за выполнением задания, оказывает помощь, если она необходима.

- Давайте обсудим. Что вам было известно? Что узнали впервые?

- Чему удивились? Что осталось непонятным?

- Помогла ли вам музыка представить описанные в тексте картины окружающего мира? Кто-то может назвать композитора? Петр Ильич Чайковский, прекрасный русский композитор, который любил родную природу и посвятил свою музыку каждому месяцу года, передавая в ней настроение. Посмотрите на фотографии, снятые нашими земляками. Полюбуйтесь природой Югры! Она особенно прекрасна осенью! А в это время ваши глаз немного отдохнут.

Учитель показывает короткую презентацию с фотографиями осенней природы Югры и читает стихотворение поэта манси А.Тарханова «Осенний мотив» (приложение)

Учащиеся работают с текстами, делают пометки, заполняют таблицы.














Учащиеся отвечают по

«цепочке».

Заслушиваются все желающие высказаться дети.


Возможно, ответят дети, посещающие школу искусств.


Учащие воспринимают зрительную и слуховую информацию

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

Коммуникативные:

умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;




















6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: Закрепление способов действий, вызвавших затруднение





















Физминутка (двигательная)

- Для того, чтобы увидеть все изменения, которые произошли в природе с приходом осени, я предлагаю составить схему (прием «Кластер»).

Учитель на доске составляет схему, записывая ответы детей.




- Молодцы. Мы составили очень подробный ответ на вопрос: «Как изменяется природа с приходом осени»

-А сейчас предлагаю вам подвигаться в осеннем танце - представьте на несколько секунд себя осенними листьями. Вслушайтесь в звуки музыки. Передайте движения падающих, крутящихся листьев, танцующих листьев.

Учащиеся помогают учителю составить кластер (приложение).





Дети произвольно двигаются под музыку П.И.Чайковского

Регулятивные: саморегуляция

Познавательные: использование общих приемов решения задач;

-умение в виде представлять информацию схемы

Коммуникативные:

построение речевых высказываний.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: использовать способы действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения


- Для того, чтобы проверить, насколько вы внимательно читали тексты учебника, слушали друг друга, я предлагаю вам рассмотреть три фотографии картин знаменитого художника Исаака Левитана (приложение). Рассмотрите их, вспомните признаки осени в неживой природе, обсудите в парах и назовите осенние месяцы, которые изобразил художник, докажите свой ответ.

Выслушав ответы детей, учитель открывает названия картин, рядом с которыми расположены описания и названия месяцев.

Учащиеся рассматривают картины, обсуждают. После обсуждения заслушиваются ответы.

Познавательные:

определяют свою степень овладения материалом

Регулятивные: осуществление самоконтроля

III этап «Рефлексия».

8. Рефлексия учебной деятельности.

Подведение итогов. Самооценка.

Цель: учить анализировать собственную деятельность на уроке, оценивать своё эмоциональное состояние.

- Незаметно подошёл к концу наш урок. Узнали мы с вами то, что хотели? Проверим, продолжив фразы (фразы появляются на экране):

- С наступлением осени в неживой природе происходят такие изменения…

- У большинства лиственных деревьев осенью…

- Осенью многие птицы …

- С приходом осени звери начинают…

- С какими трудностями вы столкнулись?

- Подумайте и оцените свою работу на уроке.

- А как вы оцените работу класса в целом?

- Кому было трудно, дома прочитайте тексты учебника еще раз и составьте два вопроса к ним. Те ребята, которые затруднения не встретили, приготовят короткую презентацию на тему «Осенние изменения в жизни человека».

- Мне хочется узнать, насколько понравился вам урок, насколько хорошо вы сегодня работали на уроке. В этом мне помогут осенние листья, которые лежат у вас на партах. Оцените себя и свою работу, выберите лист, прикрепите на «дерево» (ствол дерева с ветками прикреплён к доске): зеленый цвет – работал в полную силу, с интересом; красный цвет – работал хорошо; оранжевый цвет – мог бы работать лучше; желтый цвет – было скучно, ленился.

- Мне приятно видеть, как вы нарядили дерево. Я рада, что вы честно оценили свою работу. Спасибо за урок.

Учащиеся продолжают фразы, высказывают свои мнения. Затем прикрепляют «осенний листок» определенного цвета на ветки «дерева».









Личностные: внутренняя позиция школьника

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Просмотр содержимого презентации
«0000d687-427697ac (2)»

В гости к осени .

В гости к осени .

Дни стали короче,  Длинней стали ночи,  Кто скажет, кто знает,  Когда это бывает?   Осенью

Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

Осенью

Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду. Какое это время года?

Солнце скрыто за тучами. Идёт мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зелёному наряду.

Какое это время года?

Сравни погоду летом и осенью. Назови объекты неживой природы. осенью летом небо облака осадки ветер солнце вода в водоёмах

Сравни погоду летом и осенью.

Назови объекты неживой природы.

осенью

летом

небо

облака

осадки

ветер

солнце

вода в водоёмах

Работа по учебнику Разделитесь на группы и начните читать текст 1 гр.-Ознакомление с особенностями в неживой природе с 28. 2 гр. –Ознакомление с особенностями жизнью растений осенью с.28-29. 3 гр.-Ознакомление с особенностями животных осенью с. 29-31

Работа по учебнику

Разделитесь на группы

и начните читать текст

1 гр.-Ознакомление с особенностями в неживой природе с 28.

2 гр. –Ознакомление с особенностями жизнью растений осенью с.28-29.

3 гр.-Ознакомление с особенностями животных осенью с. 29-31

Признаки осеннего сезона Солнце ниже Дни короче  Охлаждаются и  Охлаждается  замерзают  и замерзает почва водоёмы  Охлаждаются воздух Дождь сменяется снегом Похолодание Изменяется жизнь растений, животных, изменяется труд людей

Признаки осеннего сезона

Солнце ниже

Дни короче

Охлаждаются и

Охлаждается

замерзают

и замерзает почва

водоёмы

Охлаждаются воздух

Дождь сменяется снегом

Похолодание

Изменяется жизнь растений, животных, изменяется труд людей

Какие осенние явления не относятся к неживой природе? ледостав листопад листопад листопад листопад похолодание увядание трав увядание трав увядание трав заморозки иней туман отлёт птиц отлёт птиц исчезновение насекомых

Какие осенние явления не относятся к неживой природе?

ледостав

листопад

листопад

листопад

листопад

похолодание

увядание трав

увядание трав

увядание трав

заморозки

иней

туман

отлёт птиц

отлёт птиц

исчезновение насекомых

Назовите главный признак осени. последняя гроза затяжные дожди первые заморозки появление инея  густые туманы первый снег ледостав похолодание

Назовите главный признак осени.

последняя гроза затяжные дожди

первые заморозки появление инея

густые туманы

первый снег ледостав

похолодание

Вспомните и назовите объекты живой природы Осенние изменения в живой природе растения грибы рыбы птицы насекомые звери бактерии человек

Вспомните и назовите

объекты живой природы

Осенние изменения в живой природе

растения грибы

рыбы птицы

насекомые звери

бактерии человек

Какие изменения происходят осенью  в жизни деревьев и кустарников?

Какие изменения происходят осенью в жизни деревьев и кустарников?

Почему в природе  происходит листопад?  С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую воду корни растений не всасывают.  Кроме того оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега.

Почему в природе происходит листопад?

С наступлением холодов почва охлаждается, а

вместе с ней и почвенная влага. Охлаждённую

воду корни растений не всасывают.

Кроме того оставшиеся на зиму листья послужили

бы для растений источником бедствия: ветви

ломались бы от снега.

Какие изменения  происходят осенью  в жизни насекомых? У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением её в окружающей среде. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, а другие зимуют в стадии личинки или куколки.

Какие изменения происходят осенью в жизни насекомых?

У насекомых температура тела непостоянная. Она

изменяется в соответствии с изменением её в

окружающей среде. С наступлением холодов часть

насекомых забирается в укромные места, а другие

зимуют в стадии личинки или куколки.

Какие птицы называются перелётными? Все ли птицы улетают осенью?

Какие птицы называются перелётными?

Все ли птицы улетают осенью?

Жизнь птиц сильно меняется по сезонам. Птицы, совершающие осенние перелёты из наших мест в тёплые страны и весенние возвращения называются перелётными (ласточки, стрижи, кукушки, соловьи, журавли).   Птицы, постоянно живущие в нашей местности, называются осёдлыми (голуби, воробьи, сороки, галки, рябчики, тетерева, лесные совы, ястребы).

Жизнь птиц сильно меняется по сезонам. Птицы,

совершающие осенние перелёты из наших мест в

тёплые страны и весенние возвращения

называются перелётными (ласточки, стрижи,

кукушки, соловьи, журавли).

Птицы, постоянно живущие в нашей местности,

называются осёдлыми (голуби, воробьи, сороки,

галки, рябчики, тетерева, лесные совы, ястребы).

О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили? Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени ? Самостоятельная работа
  • О каких осенних изменениях в неживой природе мы сегодня говорили?
  • Какие происходят изменения в живой природе с приходом осени ?
  • Самостоятельная работа
Закончите предложения: Проверьте правильность выполнения задания по образцу. Осень- это время года, которое следует за ______ и характеризуется _________ высоты солнца, ___________ продолжительности дня, __________ температуры почвы, воды, воздуха. Осадки выпадают сначала в виде ______, затем в виде _____. Почва и водоемы _________. Жизнь растений и животных ________. снижением летом сокращением понижением дождя снега остывают замирает

Закончите предложения:

Проверьте правильность выполнения задания по образцу.

Осень- это время года, которое следует за ______ и характеризуется _________ высоты солнца, ___________ продолжительности дня, __________ температуры почвы, воды, воздуха. Осадки выпадают сначала в виде ______, затем в виде _____. Почва и водоемы _________. Жизнь растений и животных ________.

снижением

летом

сокращением

понижением

дождя

снега

остывают

замирает

Домашнее задание Учебник с.28-31читать отвечать на вопросы.

Домашнее задание

Учебник с.28-31читать отвечать на вопросы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир "Осень"

Автор: Кицаева Марина Викторовна

Дата: 10.12.2018

Номер свидетельства: 490067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация к уроку окружающего мира "Осень золотая" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-osien-zolotaia"
    ["file_id"] => string(6) "151575"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420723625"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "КВН  по окружающему миру "Осенний праздник" "
    ["seo_title"] => string(47) "kvn-po-okruzhaiushchiemu-miru-osiennii-prazdnik"
    ["file_id"] => string(6) "120731"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413800972"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Внеклассное мероприятие по окружающему миру «осенний калейдоскоп»"
    ["seo_title"] => string(76) "vnieklassnoie_mieropriiatiie_po_okruzhaiushchiemu_miru_osiennii_kalieidoskop"
    ["file_id"] => string(6) "433443"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1508477624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Ознакомление с окружающим миром "Осенние превращения""
    ["seo_title"] => string(60) "oznakomlenie_s_okruzhaiushchim_mirom_osennie_prevrashcheniia"
    ["file_id"] => string(6) "636359"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1694107934"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок по окружающему миру "Осень""
    ["seo_title"] => string(34) "urok_po_okruzhaiushchemu_miru_osen"
    ["file_id"] => string(6) "640651"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1700926023"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства