Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "Обитатели водной стихии"»
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы, целей урока.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с обитателями водной стихии и узнаем о них самое интересное. (Слайд № 1)
Работа по теме урока.
-Стрекоза долго кружилась над водой. За ней наблюдал Муравьишка Вопросик, его заинтересовало, кого же увидела Стрекоза? Мудрая Черепаха предлагает нам ответить на вопрос, отгадав загадку. ( Слайд № 2)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю.
(Рыбы) ( Слайд № 3)
- О ком сегодня будем говорить на уроке ? (О рыбах)
-Давайте попробуем ответить на вопрос: кто такие рыбы? ( Слайд № 4) (Ответы детей)
-Скажите мне: Где могут жить рыбы ? ( В воде, в реке , в пруду, в море, в озере , в океане) ( Слайд № 5 )
- Как рыбы дышат ? ( Жабрами)
- Чем покрыто тело ? (Чешуёй)
- Кто знает, как рыбы передвигаются в воде ? ( С помощью плавников и хвоста)
- А теперь сравним то, что мы с вами говорили с выводом : кого называют рыбами ? ( Слайд № 6) Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
- Повторите, как вы запомнили.
- А знаете ли вы какое строение имеет рыба? ( Слайд № 7 )
- А сейчас Мудрая Черепаха предлагает вам познакомиться со строением рыб.
- Посмотрите, что это за рыбка? Кто знает как она называется ?
- Это краснопёрка. Кто догадался, почему её так назвали? ( У рыбки плавники красного цвета и они похожи на пёрышки)
- Назовём части тела рыбы. Стрелочки вам помогут в этом. ( Дети читают и называют)
4. Работа по учебнику.
-Откройте учебник на странице22-23. Ещё раз назовём части тела рыб.
- А чем покрыто тело у большинства рыб? ( Чешуёй)
- Возьмём в руки карандаш и дорисуем для рыбок чешуйки . ( Слайд № 8)
- Потрудились вы на славу. Рыбки довольны своей одеждой.
- А сейчас тихонечко все встали, будем рыбок изображать.
5. Физкультминутка. ( Слайд № 9)
( Показывают движения)
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
6. Знакомство с речными и морскими рыбами.
- Вы все умные ребятки отгадайте-ка загадки . ( Слайд № 10 )
- А знаете ли вы. ( Слайд №11 )( Отгадывают кроссворд о речных рыбах )
Загадки о рыбах.
Драчун и забияка
живёт в воде.
Кости на спине и щука не проглотит. (Ёрш) ( слайд № 12)
2.Поймать его не просто,
Не любит рисковать.
В песок всегда зароется
И от погони скроется. (Пескарь). (Слайд № 13 )
3.Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. ( Щука) (Слайд № 14 )
4. Он всем рыбам говорил:
-Я к зиме зароюсь в ил.
Буду спать в нём до весны
И смотреть цветные сны.
Я не хрюшка, ил - не грязь,
А зовут меня -…(Карась) ( Слайд № 15)
1
р
2
е
3
к
4
а
- Какое слово у нас получилось ? ( Река ) Значит рыбы: ёрш , пескарь, щука, карась , где обитают ? ( В реке) Это речная рыба.
- Рассмотрите в учебнике речных рыб. Какую рыбу мы не назвали ? ( Сом )
- А что вы знаете о соме? ( Ответы детей)
- На дне реки лежит почерневшее полено. У одного края у полена извиваются два толстых , хорошо заметных червяка. Увидела рыбёшка червяка , подплыла. В тот же миг рванулось полено с места, у него открылась большущая пасть и проглотила рыбёшку. Вот так полено! А это и не полено вовсе , а рыба сом. И червяки – тоже не червяки, а сомьи усы. Да и тело сома без чешуи.
По сравнению с другими нашими рыбами - сом великан. Это хищник.
- Сом- неповоротливый, ленивый .Гоняться за добычей не любит, предпочитает хитрить. Затаится на дне и ждёт добычу. Может лягушку съесть, утёнка или гусёнка за лапку схватить и утащить под воду.
- А теперь постараемся запомнить как можно больше речной рыбы. ( Слайд № 16)
- Проведём игру « Узнай рыб по силуэтам». ( Слайд № 17)
( Дети называют по порядку рыб и рассказывают , что знают про неё. ( Карась, ёрш, щука , окунь ,сом ) ( Слайд № 18 )
- А знаете ли вы других обитателей ? ( Слайд № 19)
( Отгадывают кроссворд о морских рыбах )
Загадки о рыбах.
Вот так рыба – просто чудо!
Очень плоская , как блюдо.
Оба глаза на спине,
И живёт на самом дне.
Очень странные дела.
Эта рыба … (Камбала ). (Слайд № 20 )
2.
Если в шахматы играешь,
То коня ты представляешь.
На него похожа рыба,
Даже спутать их могли бы.
Всех мальков растит самец,
Он заботливый отец!
Сумочка на брюшке есть, в ней детишек и не счесть.
- Какое слово у нас получилось ? ( Море) Значит рыбы: конёк , горбуша , камбала , сельдь , где обитают ? ( В море) Это морская рыба.
- Рассмотрите в учебнике морских рыб. Каких рыб мы не назвали ? ( Треска , морской окунь , акула. )
- А что вы знаете об этих рыбах ? Среди этих рыб есть хищница – акула.
- Акулы- отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акула – самые большие рыбы.
- Рассмотрим морских рыб и постараемся их запомнить. ( Слайд №24 ) Поработайте в парах и назовите друг другу каких вы запомнили морских рыб.
- А сейчас проведём игру на внимание . « Найди отличия в этих картинках». ( Слайд № 25 )
- Молодцы! Справились с заданием.
7. Итог урока.
- О ком сегодня говорили на уроке ? ( О рыбах )
- Кто такие рыбы ? Рыбы - это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
- Каких речных и морских рыб запомнили ?
8. Домашнее задание.
- На память о рыбах – картинка. Раскрасьте её дома, чтобы ваши рыбки приплывали к нам на урок. ( Слайд № 26 )