Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Торопись скорее в класс. Интересно здесь у нас. - Представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. | Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу, сохранять её в процессе деятельности; Коммуникативные: участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога. |
Актуализация опорных знаний | СЛАЙД 1. Индивидуальные задания (Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.) Приложение 1 — В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных. (Ответ. Насекомые - 3, 5, 6. Птицы — 1, 4, 7. Звери — 2, 8.) | Работают индивидуально, формулируют свой ответ. | Метапредметные: Познавательные: устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окр.мира. Предметные: Распознавать объекты по их описанию, рисункам, фотографиям, различать их в окружающем мире; |
Сообщение темы и цели урока | СЛАЙД 2,3 - Послушайте сказку Николая Сладкова «Загадочный зверь» и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь. (Чтение сказки учеником) Приложение 2. До конца сказки вам не удалось догадаться, какой это зверь, потому что животные в разных условиях могут питаться разной пищей. - Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? СЛАЙД 4 - Правильно. Наша тема урока «Кто что ест?». - Сейчас мы распределим животных по типу питания. -Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? — Как называются животные, которые питаются растительной пищей? — А как называются животные, которые питаются насекомыми? — А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? Демонстрирует схему: СЛАЙД 5 Животные бывают растительноядные, несекомоядные, хищники и всеядные. | Внимательно слушают сказку. Предлагают версии, отвечают на вопросы. (Питание животных, кто что ест) Участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета. (Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому ещё называются плотоядными Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых.. Всеядные животные, потому что питаются растительной и животной пищей) | Предметные: Распознавать объекты по их описанию, рисункам, фотографиям, различать их в окружающем мире; Группировать изученные объекты живой природы, проводить простейшую классификацию; Метапредметные: Коммуникативные: участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога; |
Изучение нового материала | СЛАЙД 6 Работа в парах. - Давайте закрепим наши знания и выполним задание №1 в тетради на странице 55. (синий, красный, жёлтый, зелёный) - Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Это первое звено. Второе звено цепи – это растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные. -Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. Я предлагаю вам выступить в роли учёных-экологов и заняться поисковой деятельностью. СЛАЙД 7. -Послушайте стихотворение. Будьте внимательны, вы должны будете выделить все цепи питания. В лесу опять приплод зайчат И все с хорошим аппетитом- Того гляди, кусты съедят И даже обглодают липы. Но с прибавлением семьи Поздравить можно и лисицу Лисятам завтраки нужны И ужин тоже пригодится. (Кусты – Зайцы – Лисы; Липы – Зайцы – Лисы) | Работа в парах. Предлагают версии, отвечают на вопросы. Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Предметные: Группировать изученные объекты живой природы, проводить простейшую классификацию; Использовать различные справочные издания, тексты о природе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы. Метапредметные: Познавательные: определять существенный признак для классификации; устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окр.мира. |
Первичное закрепление знания | СЛАЙД 8 Работа с учебником. - Познакомимся со статьей учебника (с.96-97) и проверим себя. - Какие цепи питания приведены в учебнике? - В каком порядке расположены звенья в цепи питания? | Учащиеся открывают учебник и «про себя» читают статью «Цепи питания». Предлагают версии, отвечают на вопросы. (Осина → заяц → волк. Дубы → лесные мыши → совы.) (1 звено – растения; 2 звено – растительноядные животные; 3 звено – остальные животные.) | Личностные: понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта, познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира; Метапредметные: Коммуникативные: осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля - определять тему, главную мысль, назначение текста. |
Физкультминутка | Выполняют движения. |
Решение экологических задач | Групповая работа «Составь цепь питания» -Попробуйте сами составить цепи питания из данных представителей растительного и животного мира. -Составить цепь питания, расставив в нужном порядке картинки. 1группа: пшеница, мышь, сова. (пшеница-мышь-сова); 2 группа: осина, волк, лось. (осина-лось-волк); 3группа: мышь, сова, желудь. (жёлудь-мышь-сова) 4 группа: лягушка, капуста, улитка, (капуста-улитка-лягушка) - Подумайте, что произойдёт, если из цепи питания выпадает какое-либо звено? -Правильно! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. Вывод: в природе существует своё хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить. | Работают в группе, формулируют свой ответ, учитывают разные мнения, стремятся к сотрудничеству. Ответы на вопросы. | Метапредметные: Коммуникативные: участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога; Познавательные: устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окр.мира. |
Обобщение изученного | -Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили: -Какое звено в цепи питания первое? -А второе? -Какое животное заканчивает цепь питания? -А как вы думаете, зачем человеку знания о цепях питания? | (Растение) (Растительноядное животное) (Хищные животные) (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.) | Личностные: первоначальное представление о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры; Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу, сохранять её в процессе деятельности; |
Итог урока. Рефлексия. | - Кому понравился урок? - Что именно понравилось? - Что нового для себя узнали? - Как оцените свою работу? | Высказывают свою точку зрения, внимательно выслушивают мнение других. | Метапредметные: Регулятивные: контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога; |
Домашнее задание | Составить разные цепи питания. Учебник с.94-96(ответить на вопросы) Рабочая тетрадь, задания на с.56 | Записывают д.з. в дневник | |