Тема: | Кто что ест? |
Цель: | создать условия для формирования умений классифицировать животных по типу питания, составлять цепи питания и устанавливать взаимосвязи, обосновывать необходимость поддержания человеком природных цепей питания. |
Планируемые результаты: |
Личностные умения: | Понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта, познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира; Первоначальное представление о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры. |
Метапредметные умения: | Познавательные: определять существенный признак для классификации; классифицировать изученные объекты; устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окр.мира. Регулятивные: понимать учебную задачу, сохранять её в процессе деятельности; планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога; осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля - определять тему, главную мысль, назначение текста. |
Предметные умения: | Распознавать объекты по их описанию, рисункам, фотографиям, различать их в окружающем мире; Группировать изученные объекты живой природы, проводить простейшую классификацию; Использовать различные справочные издания, тексты о природе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы. |
Оборудование: | учебник по окружающему миру 3 кл. 1 часть УМК “Школа России”А.А. Плешаков; рабочая тетрадь к учебнику, схема «Животные», мультимедиа. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент | Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Торопись скорее в класс. Интересно здесь у нас. - Представьте, что на вас солнышко льёт свои тёплые лучики, под ними вы становитесь добрее, умнее, внимательнее. А теперь мысленно отправьте солнечные лучики маме, папе, близким людям, всем растениям и животным. Пожелайте им любви и добра. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. | Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу, сохранять её в процессе деятельности; Коммуникативные: участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога. |
Актуализация опорных знаний | СЛАЙД 1. Индивидуальные задания (Учитель раздает ученикам распечатки таблицы.) Приложение 1 — В каждой группе отметь цифрами особенности строения животных. (Ответ. Насекомые - 3, 5, 6. Птицы — 1, 4, 7. Звери — 2, 8.) | Работают индивидуально, формулируют свой ответ. | Метапредметные: Познавательные: устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окр.мира. Предметные: Распознавать объекты по их описанию, рисункам, фотографиям, различать их в окружающем мире; |
Сообщение темы и цели урока | СЛАЙД 2,3 - Послушайте сказку Николая Сладкова «Загадочный зверь» и попробуйте отгадать, о каком звере идёт речь. (Чтение сказки учеником) Приложение 2. До конца сказки вам не удалось догадаться, какой это зверь, потому что животные в разных условиях могут питаться разной пищей. - Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? СЛАЙД 4 - Правильно. Наша тема урока «Кто что ест?». - Сейчас мы распределим животных по типу питания. -Разные животные питаются разной пищей. Как вы думаете, как называются животные, которые питаются другими животными? — Как называются животные, которые питаются растительной пищей? — А как называются животные, которые питаются насекомыми? — А еще есть животные, которых называют всеядными. Почему их так назвали? Демонстрирует схему: СЛАЙД 5 Животные бывают растительноядные, несекомоядные, хищники и всеядные. | Внимательно слушают сказку. Предлагают версии, отвечают на вопросы. (Питание животных, кто что ест) Участвуют в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета. (Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому ещё называются плотоядными Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых.. Всеядные животные, потому что питаются растительной и животной пищей) | Предметные: Распознавать объекты по их описанию, рисункам, фотографиям, различать их в окружающем мире; Группировать изученные объекты живой природы, проводить простейшую классификацию; Метапредметные: Коммуникативные: участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога; |
Изучение нового материала | СЛАЙД 6 Работа в парах. - Давайте закрепим наши знания и выполним задание №1 в тетради на странице 55. (синий, красный, жёлтый, зелёный) - Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания. Это первое звено. Второе звено цепи – это растительноядные животные. Третье звено – насекомоядные или хищные животные. -Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. Я предлагаю вам выступить в роли учёных-экологов и заняться поисковой деятельностью. СЛАЙД 7. -Послушайте стихотворение. Будьте внимательны, вы должны будете выделить все цепи питания. В лесу опять приплод зайчат И все с хорошим аппетитом- Того гляди, кусты съедят И даже обглодают липы. Но с прибавлением семьи Поздравить можно и лисицу Лисятам завтраки нужны И ужин тоже пригодится. (Кусты – Зайцы – Лисы; Липы – Зайцы – Лисы) | Работа в парах. Предлагают версии, отвечают на вопросы. Строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Предметные: Группировать изученные объекты живой природы, проводить простейшую классификацию; Использовать различные справочные издания, тексты о природе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы. Метапредметные: Познавательные: определять существенный признак для классификации; устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окр.мира. |
Первичное закрепление знания | СЛАЙД 8 Работа с учебником. - Познакомимся со статьей учебника (с.96-97) и проверим себя. - Какие цепи питания приведены в учебнике? - В каком порядке расположены звенья в цепи питания? | Учащиеся открывают учебник и «про себя» читают статью «Цепи питания». Предлагают версии, отвечают на вопросы. (Осина → заяц → волк. Дубы → лесные мыши → совы.) (1 звено – растения; 2 звено – растительноядные животные; 3 звено – остальные животные.) | Личностные: понимание важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта, познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира; Метапредметные: Коммуникативные: осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля - определять тему, главную мысль, назначение текста. |
Физкультминутка | Выполняют движения. |
Решение экологических задач | Групповая работа «Составь цепь питания» -Попробуйте сами составить цепи питания из данных представителей растительного и животного мира. -Составить цепь питания, расставив в нужном порядке картинки. 1группа: пшеница, мышь, сова. (пшеница-мышь-сова); 2 группа: осина, волк, лось. (осина-лось-волк); 3группа: мышь, сова, желудь. (жёлудь-мышь-сова) 4 группа: лягушка, капуста, улитка, (капуста-улитка-лягушка) - Подумайте, что произойдёт, если из цепи питания выпадает какое-либо звено? -Правильно! Если выпадает хоть одно звено из цепи, то нарушается вся цепь. Вывод: в природе существует своё хрупкое равновесие. Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить. | Работают в группе, формулируют свой ответ, учитывают разные мнения, стремятся к сотрудничеству. Ответы на вопросы. | Метапредметные: Коммуникативные: участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога; Познавательные: устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам; осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окр.мира. |
Обобщение изученного | -Давайте обобщим то, о чем мы сегодня говорили: -Какое звено в цепи питания первое? -А второе? -Какое животное заканчивает цепь питания? -А как вы думаете, зачем человеку знания о цепях питания? | (Растение) (Растительноядное животное) (Хищные животные) (Для того чтобы бережно относиться к природе, не вредить ей.) | Личностные: первоначальное представление о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры; Метапредметные: Регулятивные: понимать учебную задачу, сохранять её в процессе деятельности; |
Итог урока. Рефлексия. | - Кому понравился урок? - Что именно понравилось? - Что нового для себя узнали? - Как оцените свою работу? | Высказывают свою точку зрения, внимательно выслушивают мнение других. | Метапредметные: Регулятивные: контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности. Коммуникативные: участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога; |
Домашнее задание | Составить разные цепи питания. Учебник с.94-96(ответить на вопросы) Рабочая тетрадь, задания на с.56 | Записывают д.з. в дневник | |
1. Тело покрыто перьями.
2. Тело покрыто шерстью.
3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.
4. Два крыла, две ноги.
5. Три пары ног.
6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.
7. Развиваются из яиц.
Николай Сладков. Загадочный зверь
Кошка ловит мышей, чайка ест рыбу, мухоловка — мух. Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
— Не осоед! Ещё я ем гусениц и личинок.
— Гусениц и личинок любят дрозды.
— А я не дрозд! Ещё я грызу сброшенные лосями рога.
— Тогда ты, наверное, лесная мышь.
— И вовсе не мышь. Бывает, я сама ем даже мышей!
— Мышей? Тогда ты, конечно, кошка.
— То мышка, то кошка! И совсем ты не угадал.
— Покажись! — крикнул я. И стал вглядываться в тёмную ель, откуда слышался голосок.
— Покажусь. Только ты признай себя побеждённым.
— Рано! — ответил я.
— Иногда я ем ящериц. А изредка рыбу.
— Не цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.
— Похоже, что ты куница.
— Не говори мне про куницу. Куница мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.
— Скорей всего, ты — свинья! Ты лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!
— Сдаёшься? — спросил голосок.
Ветки качнулись, раздвинулись, и увидел я... белку!
— Запомни! — сказала она. — Кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух. А белки грызут не только орешки.