kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир "Горные породы и минералы, их образование."

Нажмите, чтобы узнать подробности

– сформировать представление о разнообразии минералов;

– познакомить с основными свойствами минералов: с твердостью, плотностью, магнитными свойствами;

- исследовать, как горные породы отличаются  по свойствам, составу, происхождению и способу их использовании;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира и к бережному отношению полезных ископаемых;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "Горные породы и минералы, их образование." »

Тема: Горные породы и минералы, их образование.

Дата:11.11.2014

Цели:

– сформировать представление о разнообразии минералов;

– познакомить с основными свойствами минералов: с твердостью, плотностью, магнитными свойствами;

- исследовать, как горные породы отличаются по свойствам, составу, происхождению и способу их использовании;

- воспитывать интерес к познанию окружающего мира и к бережному отношению полезных ископаемых;

Методы:

-нетрадиционное начало урока (загадки);

- эвристическая беседа;

-самоподготовка (сообщения детей)

- слово учителя;

- компьютерная технология;

- работа с учебником;

-презентация учебного материала(слайды);

Оборудование: коллекция горных пород и минералов, слайды о горных породах и минералах.

Ход урока

   Организация класса

Приветствие учеников, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.

Актуализация знаний.

Как называется и из чего состоит каменная оболочка Земли?

Какие бывают вещества и материалы? Приведите примеры.

Постановка проблемы

Ребята, у меня на столе “волшебная шкатулка”. Отгадайте три загадки, чтобы увидеть содержимое шкатулки.

Бел, как сахар. Пока руки не испачкаешь, ума-разума не наберешься. (Мел).

Черен, как ворон, а греет, как солнце. (Уголь).

Что сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль).

Перед вами на столе разложена коллекция  (гранит, уголь, мел, стекло, песок, глина, кирпич, цемент). Рассмотрите, есть ли среди них названные объекты. Как бы вы назвали все объекты – тела, вещества или материалы?



Сообщение темы урока

Сегодня на уроке мы узнаем, из чего состоят горные породы и что называют минералами.



Изучение нового материала.

Чем различаются минералы?

Горные породы состоят из отдельных минералов. Например, горная порода гранит состоит из трех различных минералов – полевого шпата, кварца и слюды. Но бывают и такие горные породы, которые состоят только из одного минерала. Например, чистый кварцевый песок состоит из кварца, известняк – из кальцита.

Насчитывают более 4000 разных минералов. Но только несколько десятков минералов встречаются в природе большими скоплениями, например кварц, полевой шпат, кальцит. Большая часть минералов встречается очень редко и не образует горных пород, например золото, алмазы.

Minera с позднелатинского означает «руда». Состав минералов разный, форма, размеры и их свойства тоже разные. Чтобы узнать, какой перед вами минерал, надо исследовать форму и цвет его кристаллов. Некоторым минералам имя дано по цвету, например: родонит («родон» – роза), аквамарин («аква» и «марина» – морская вода). Так как цвет минералов может меняться при разном освещении, определяют его по цвету полосы, оставленной минералом на керамической пластинке. Разнообразен и блеск минералов: металлический, перламутровый, стеклянный, алмазный. Большинство ученых воду, ртуть, янтарь, жемчуг к минералам не относят.

Кимберлиты – одна из вулканических пород, залегающая на глубине 160–350 км. Внешне она невзрачна и напоминает бетон, в котором зацементированы разные породы. Но каждый геолог мечтает открыть месторождение кимберлита, потому что с ним связаны месторождения алмазов и гранатов.

По шкале твердости, в которой минералы расположены в порядке ее возрастания, алмаз занимает последнее десятое место. Первое место по этой шкале занимает самый мягкий минерал – тальк. Менее твердые (чем алмаз) минералы: корунд, топаз, кварц, полевой шпат, апатит, флюорит, кальцит, гипс, тальк. Тальк можно поцарапать ногтем, кварц – стальным ножом, а алмаз – только алмазом. Как же определяют их твердость? Если минерал царапает полевой шпат, а его можно поцарапать кварцем, то твердость этого минерала – 6,5.

– Рассмотрите рисунок на с. 82 учебника. Это шкала твердости минералов: тальк, гипс, кальцит, флюорит, апатит, ортоклаз (полевой шпат), кварц, топаз, корунд, алмаз.

– Назовите самый твердый минерал. (Алмаз.)

– Назовите самый мягкий минерал. (Тальк.)

– Из талька даже делают детскую присыпку, а алмазом режут стекло и другие твердые материалы, шлифуют алмазной крошкой мрамор.

Минералы используют с древних времен. Археологи находят в пещерах, в которых жили древние люди, топоры, молотки, ножи, наконечники стрел, сделанные из твердых и прочных минералов: кремния и нефрита. Находят серебряные и золотые украшения. Минеральными красками расписаны стены пещер.

– Из какого минерала делают грифель карандаша?

Сообщения учащихся

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о некоторых минералах.

алмаз

Ни один из камней не сравнится по твердости с алмазом. Алмаз рисует на любом твердом камне, об алмаз затачивают самую твердую сталь. И само слово «алмаз» означает «непобедимый», «неодолимый».

Алмазом же обрабатывают алмаз, алмазной пылью шлифуют его грани, чтобы получить сверкающий драгоценный камень – бриллиант.

Алмаз считается самым редким и дорогим камнем. На земном шаре есть всего несколько мест, где их добывают. Природные алмазы – довольно невзрачные камни, сравнительно небольшие – как семечко акации и даже меньше – как крупные песчинки. Редко встречаются большие крупные алмазы «чистой» воды. Самые красивые большие алмазы имеют свои имена, как картины художников, например «Голубой бриллиант», «Звезда юга» и другие.

Как рождается в глубинах земли этот чудесный камень, ученые-геологи точно не знают. Предполагают, что он образуется под большим давлением, равным силе взрыва, и при больших нагревах из расплавления другого родственного камня – графита. Того самого графита, которым ты пишешь, используя грифель в карандаше, и который ты можешь поскрести ногтем. Похожим способом в настоящее время получают искусственные технические камни.

Алмазы очень нужны в технике. Их используют как резцы в дисках пил для разрезания глыб твердого камня – мрамора и гранита, а также для буров – при бурении твердых пород земной коры при разведке и добыче полезных ископаемых.

галит (поваренная соль)

Поваренная соль в природе встречается в виде залежей каменной соли, а также в рассолах – в морской воде и в соленых озерах. Каменная, поваренная, соль – это горная порода, состоящая из хлористого натрия (галита).

В чистом виде она прозрачна и бесцветна, но так как в ней всегда бывает много примесей, то в зависимости от их состава соль окрашивается в белый, серый, желтый, а иногда в красноватый цвет. Каменная соль осадочного происхождения и залегает среди других осадочных пород мощными пластами, распространенными на большой площади. Каменная соль обычно находится в местах древних усохших морских бассейнов.

Много соли добывается из соляных озер, особенно из озера Баскунчак. В засушливые годы озеро пересыхает и покрывается коркой соли. Во время дождей в озере образуется рапа, то есть насыщенный раствор соли. При легком ветерке озеро покрывается рябью и слегка голубеет, а при сильном ветре делается темно-синим.

Соль здесь добывается специальными солесосами, к которым по рельсам подают вагоны. Из трубы солесоса ссыпается в вагоны размельченная и промытая соль. Отсюда ее развозят в разные районы нашей страны.

кальцит

Одним из распространенных минералов Земли, или, вернее говоря, наружной части земной коры, является углекислая известь – кальцит. Это соединение, которое образует сказочные горы известняков и мраморов, в огромном количестве входит в состав почв и мергелей, растворено в речных водах и морской воде. Из него человек строит свои дома, обжигает известь для получения известки, смешивает его с другими веществами в цемент, выстилает им тротуары городов. Может быть, только с глиной мог бы поспорить известняк в громадной службе человечеству…

Каждый год реки несут в моря и океаны в виде мельчайших частиц или в виде мути громадные количества углекислого кальция; подсчеты говорят, что каждые 15 тыс. лет они приносят углекислого кальция столько, сколько сейчас имеется во всех морях и океанах. Так куда же девается углекислый кальций морей?

Сейчас мы довольно хорошо знаем, что его отлагают животные, населяющие моря. Это их скелеты и панцири, падающие на дно.

Мельчайшие морские животные кораллы строят свой скелет из кальция, который они добывают из морской воды. Их «домики» с множеством перегородок и кружевных переплетений создают известняковые рифы в прибрежной полосе теплых морей, а иногда и целые коралловые острова.

Крохотные кораллы строят гигантские постройки, ежегодно поднимая их в среднем на 1 см.


Физкультминутка

А в лесу растет черника

Земляника, голубика.

Что бы ягоды собрать

Надо глубже приседать.

(приседания)

Нагулялся я в лесу

Корзинку с ягодой несу(ходьба на месте)

В класс пора мне возвращаться

Чтобы снова заниматься(дети садятся за парты)



Изучение нового материала

Как образуются пещеры.

– Совершая непрерывное движение в природе, вода проделывает огромную созидательную и разрушительную работу. Проходя свой подземный путь, она образует сложные, запутанные лабиринты ходов, пещер. Большинство горных пород не растворяются в воде, но такие, как каменная соль, гипс, известняк, доломит, мрамор, растворимы. И просачивающаяся под ними вода уносит частицы за частицей и таким образом расширяет трещины, прокладывая себе подземный путь.

Большие пещеры состоят из множества переходов, то сужающихся в узкие расщелины, то расширяющихся в огромные залы на сотни метров в длину и до 20–30 метров в высоту. Крупнейшая пещера мира – Хёллох – расположена в Альпах Швейцарии. Длина всех ее проходов и залов до 78 км. Вторая по величине – Мамонтова пещера в США – превышает 71 км. Она состоит из множества проходов и больших гротов. В ней протекают три подземные реки с восемью водопадами, а в ее залах умещаются три подземных озера.

Неописуема красота многих пещер. Особенно большое впечатление производят так называемые сталактитовые пещеры. С потолков и стен их капает вода, отлагая известковые натеки. Годами и столетиями нарастают они, образуя причудливой формы карнизы и занавесы, а также свешивающиеся с потолка сосульки – сталактиты. Навстречу им с пола поднимаются известковые столбы – сталагмиты. С течением времени сталактиты и сталагмиты становятся все толще и длиннее, срастаясь меду собой и образуя целые «леса».

Мир пещер представляет собой удивительный каменный мир со своим особым климатом, растительными и животными организмами. Наряду с холодными пещерами существуют вечно теплые. В большинстве пещер сохраняется ровная температура, а также большая влажность воздуха.

Отсутствие солнечного света и особенности климата пещер сказываются на обитателях подземного мира. Почти все живые организмы, постоянно живущие в пещерах, – ракообразные, паукообразные, насекомые, многоножки и другие – бесцветны и прозрачны. Глаза у них либо плохо развиты, либо совсем отсутствуют. Зато сильно развиты органы осязания и обоняния.

Рефлексия

– Что называют минералами?

– Из каких минералов состоит гранит?

– Какими свойствами различают минералы?

– Назовите минералы, которые есть в твоем доме.

Домашнее задание: учебник (с. 81–87); нарисовать пещеру, в которой жили древние люди, и игрушки, которые могли делать наши предки для своих детей.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир "Горные породы и минералы, их образование."

Автор: Жуликова Юлия Юрьевна

Дата: 08.06.2015

Номер свидетельства: 218418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Конспект  урока по окружающему миру "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-4"
    ["file_id"] => string(6) "233478"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443110467"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Тематическое планирование по окружающему миру с определением основных видов учебной деятельности обучающихся "
    ["seo_title"] => string(136) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-okruzhaiushchiemu-miru-s-opriedielieniiem-osnovnykh-vidov-uchiebnoi-dieiatiel-nosti-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "232435"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442843917"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Тесты по окружающему миру по линии "Перспектива" по разделам "Мир как дом" и "Дом как мир" для 3 кл. "
    ["seo_title"] => string(104) "tiesty-po-okruzhaiushchiemu-miru-po-linii-pierspiektiva-po-razdielam-mir-kak-dom-i-dom-kak-mir-dlia-3-kl"
    ["file_id"] => string(6) "135942"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417008592"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Тест по окружающему миру для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(45) "tiest-po-okruzhaiushchiemu-miru-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "143794"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418580895"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(287) "урок химии на тему:Основные месторождения металлов и неметаллов в Казах¬стане и проблемы защиты окружающей среды при процессах добычи и переработке сырья. "
    ["seo_title"] => string(184) "urok-khimii-na-tiemu-osnovnyie-miestorozhdieniia-mietallov-i-niemietallov-v-kazakh-stanie-i-probliemy-zashchity-okruzhaiushchiei-sriedy-pri-protsiessakh-dobychi-i-pierierabotkie-syr-ia"
    ["file_id"] => string(6) "151167"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420644227"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства