Вопросы, которые рассматриваются на уроке не сложны для понимания школьников, но очень важны для каждого из них. Учащиеся познакомятся с семейным бюджетом, рассмотрят различные источники доходов семьи, структуру семейных расходов и попрактикуются составлять семейный бюджет
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.
Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
ЛичностныеУУД - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.
План урока
Орг. Момент. Мотивация СЛАЙД 1
Учитель: - Прозвенел звонок весёлый Мы урок начать готовы? Ученики: - Будем думать, рассуждать, И друг другу помогать.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте поприветствуем их улыбкой. Молодцы! Садитесь.
На сегодняшнем уроке окружающего мира вы узнаете много нового, а о чём пойдёт речь, попробуйте догадаться, прочитав слова немецкого писателя Бертольда Авербаха.
Эпиграф урока Слайд2
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».
Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.
Актуализация опорных знаний
Учитель. И сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о государственном бюджете) слайд 3
Проведем блиц – опрос. Вопросы буду задавать каждой группе. Отвечать быстро и четко.
Блиц – опрос
1 группе. Что такое государственный бюджет?
Ученики. План доходов и расходов государства. 1
2 группе. Из чего складываются доходы? 1
Ученики. Налоги граждан и организаций
3 группе. На что идут расходы? 1
Ученики. (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия).
4 группа. Необходимо ли планировать государственный бюджет? Для чего?
Ученики. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику
Изучение нового материала
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА
Учитель. - Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Ответы учеников). ( бюджет завода, фирмы, есть бюджет У-И района, бюджет п.Седаново)
-Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?
-А почему вы так думаете? (Из чего складывается семейный бюджет?)
Ученики. В каждой семье есть доходы и расходы.
Учитель: Cформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Семейный бюджет) слайд 4
Учитель: Какую учебную задачу вы сегодня перед собой ставите?
(научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать,анализировать,обобщать, делать выводы). Слайд 5
Учитель. Эти знания пригодятся вам в будущем?
Учитель. С кем из вас родители советуются, как распределить доходы? Поднимите руки.
Учитель: Ребята, а теперь представьте, что вы мысленно оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим.
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт: «Вот!
Купи мне самолёт.
А ещё ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
А на сдачу можешь даже
И свистульку мне купить…»
- Как вы думаете, чего не учёл мальчик? (что на три копейки ничего не купишь)
- А почему он делает маме такой заказ? (он маленький и не знает цену деньгам)
- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег, считают, что я ещё мал)
"Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов.
Учитель. - А деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).
Учитель. - Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто?
Слайд 6 Обсудите это в своих группах (зарплата, пенсия, стипендия, пособие по уходу за ребенком, прибыль, гонорар, проценты)
Слайд 7 (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).
- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать всемью? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).
- Если один из членов семьи студент. (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).
- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие— деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).
Слайд 8 С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются еще и такие виды доходов, как гонорар, прибыль, проценты. Что это за виды доходов? За что их получают? (ответы детей; а теперь узнаем насколько вы правы, прочитав информацию на стр.77 учебника)
-Если папа писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар
-Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина
-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму - проценты
Учитель. – Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход). Слайд 9
Учитель. А которые расходуют? (Расход). 1 На что расходуется семейный бюджет? (на что расходуют в ваших семьях) (Обсудите это в группах. Варианты ответов)
Учитель. А сейчас мы рассмотрим доходы и расходы семейного бюджета одной семьи? Слайд 10 - Какое задания вы можете предложить выполнить? Откройте рабочую тетрадь стр 48, з.2. Покажите стрелками доходы и расходы семьи. (Проверка по эталону) слайд 11
ФИЗМИНУТКА
Обсуждение и решение проблем
Учитель. Вы сидите по группам. Каждая группа – это одна семья. Я вам раздаю карточки, на которых записаны доходы вашей семьи.
Сосчитайте и запишите доход вашей семьи слайд 24
Доходы.
Ивановы
Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.
Доход семьи -
Петровы
Бабушка Лидия Васильевна работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает врачом. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает почтальоном. Её заработная плата составляет 5 000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.
Доход семьи -
Карточка 2.
Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.
Товар или услуга
Расходы
Цена, руб
Лекарства
Продукты
Одежда
Обувь
Бытовая химия
Транспор
Велосипед
Книги
Компьютер
Игрушки
Платежи и налоги
Диски с мультфильмами
Посещение цирка
Посещение боулинга
Туристическая поездка, отпуск
Поход в кино
Мороженное, конфеты
Фрукты
Сумма расходов
Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. Слайд 25
Товар или услуга
Цена, руб.
Лекарства
1 000
Продукты
8 000
Одежда
4 000
Обувь
3 000
Бытовая химия
1 000
Транспор
1 000
Велосипед
8 000
Книги
500
Компьютер
20 000
Игрушки
1 000
Платежи за квартиру
3 000
Диски с мультфильмами
300
Посещение цирка, театра
500
Посещение боулинга
1 000
Туристическая поездка, отпуск
20 000
Поход в кино
200
Мороженное, конфеты
500
Фрукты
1 000
- Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.) Бюджет вашей семьи в месяц составляет 20 000 рубля. Сумели ли вы вложиться в эту сумму?
- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике.
дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;
экономия – бережливое ведение хозяйства;
Ответы детей.
- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? Слайд 26
- Что произойдёт, если…
Доходы
Доходы Расходы (Накопления).
Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).
Подчеркните ту формулу, которая будет наилучшей для вашей семьи
Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.
Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? Слайд 27
Обсудите в группе.
Слайд 28 (квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком)
Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить
– Как вы думаете, жадный и экономный человек – это одно и то же? жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;
экономный – бережливо расходующий что-либо.
IV. Решение учебных задач
Работа в тетрадях с.50, №5, 6
Цель: а сейчас мы выявим самого экономного. Прочитайте задание.
Задание. Представь, что на день рождения вам подарили довольно большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.
«Глава семьи» выявляет в своей «семье» самого экономного. А мы выслушаем по 1 члену группы и решим, кому присвоить звание «Самый экономный».
Отчет.
Оценка.
Контроль знаний. Обратная связь
СЛАЙД 30
– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.
Тест
Вопрос
Вариант ответа
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из заработной платы, пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…
я) расходы;
е) проценты;
ю) доходы
3. Авторское вознаграждение – это…
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара
Слово
– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.) А
– Абсолютно верно! Молодцы!
Учитель. - Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? Какие цели вы перед собой ставили? (Слайд 31).
Учебная задача.
- Что такое семейный бюджет?
- Из чего складывается семейный бюджет?
Учитель. Для чего же нужен семейный бюджет?
Ученики. Для того чтобы вести правильно домашнее хозяйство.
- У меня тоже есть семья, дай мне совет. Как мне сэкономить деньги, чтобы купить компьютер?
-Пригодится ли вам это в жизни? (Ученики. Мы станем взрослыми и должны уметь экономно расходовать свои доходы и сейчас, чтобы знать, как мы можем принять участие в доходах и расходах своей семьи. Для того чтобы уметь экономно расходовать свои доходы)
Обобщение. Для того, чтобы семья не испытывала экономических затруднений, нужен план доходов и расходов семейного бюджета и вы тоже можете принимать участие в составление этого плана.
Вывод: Итак, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.
Узнали?
VI. Рефлексия
-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)
- Зажмите руку в кулак и …
Кому было интересно – разогните мизинец,
Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,
Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)
Кто помогал работать другим – указательный,
Кому понравился урок – большой.
- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.
-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)
VII. Самооценка групп
Учитель. А теперь оцените работу своей группы. Закрасьте кружок такого цвета, который соответствует качеству работы каждого члена вашей группы и всей вашей группы.
Зеленый – работали все очень хорошо;
синий – работали хорошо, но не на полную силу;
красный – старались, но не все получилось.
VIII. Домашнее задание
Составить с родителями план семейного бюджета на месяц.
По желанию – подобрать пословицы по теме урока
- Спасибо вам за урок. Молодцы. Подарите смайлики гостям, чтобы у всех сегодня от полученных знаний было хорошее настроение.