kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окружающий мир 3 класс Тема: Семейный бюджет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы, которые  рассматриваются на уроке   не сложны для  понимания школьников, но очень важны для каждого из них. Учащиеся познакомятся с семейным бюджетом, рассмотрят различные источники доходов семьи, структуру семейных расходов и попрактикуются составлять семейный бюджет

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 3 класс Тема: Семейный бюджет »

Цели урока: познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет»

Задачи:
1) Сформировать у детей первоначальное понятие о семейном бюджете. Закрепить понятия “Бюджет”, “Доходы”, “Расходы”.

2) Выявить основные источники формирования семейного бюджета. Овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет.

3) Воспитывать бережное экономное отношение к семейному бюджету. Ценить труд всех членов семьи.

4. Развивать познавательный интерес учащихся, мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей, работать в группах и в коллективе.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Учебник “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова и Рабочая тетрадь к учебнику.

Используемая методическая литература: Методические рекомендации для учителя к учебнику “Окружающий мир 3 класс” А.А.Плешакова.

Используемое оборудование: компьютер, видеопроектор.


Планируемый результат обучения: Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Познавательные УУД: формировать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, умение ориентироваться в средствах и расчетах доходов семьи; поиск и выделение из источников необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формировать умение договариваться, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД - умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе; проявление интереса и активности в выборе решения; установление личностного смысла знания.











План урока


  1. Орг. Момент. Мотивация СЛАЙД 1


Учитель: - Прозвенел звонок весёлый
Мы урок начать готовы?
Ученики: - Будем думать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте поприветствуем их улыбкой. Молодцы! Садитесь.

На сегодняшнем уроке окружающего мира вы узнаете много нового, а о чём пойдёт речь, попробуйте догадаться, прочитав слова немецкого писателя Бертольда Авербаха.

Эпиграф урока Слайд2

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство».

Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

  1. Актуализация опорных знаний


Учитель. И сначала давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? (о государственном бюджете) слайд 3

Проведем блиц – опрос. Вопросы буду задавать каждой группе. Отвечать быстро и четко.

Блиц – опрос

1 группе. Что такое государственный бюджет?

Ученики. План доходов и расходов государства. 1

2 группе. Из чего складываются доходы? 1

Ученики. Налоги граждан и организаций

3 группе. На что идут расходы? 1

Ученики. (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия).


4 группа. Необходимо ли планировать государственный бюджет? Для чего?

Ученики. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику





  1. Изучение нового материала

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Учитель. - Может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Ответы учеников). ( бюджет завода, фирмы, есть бюджет У-И района, бюджет п.Седаново)

-Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи?

-А почему вы так думаете? (Из чего складывается семейный бюджет?)

Ученики. В каждой семье есть доходы и расходы.

Учитель: Cформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Семейный бюджет) слайд 4

Учитель: Какую учебную задачу вы сегодня перед собой ставите?

(научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы). Слайд 5

Учитель. Эти знания пригодятся вам в будущем?

Учитель. С кем из вас родители советуются, как распределить доходы? Поднимите руки.

Учитель: Ребята, а теперь представьте, что вы мысленно оказались свидетелями одного семейного разговора и о чём он, мы сейчас услышим.

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки он ей даёт: «Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

- Как вы думаете, чего не учёл мальчик? (что на три копейки ничего не купишь)

- А почему он делает маме такой заказ? (он маленький и не знает цену деньгам)

- А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? (у них нет денег, считают, что я ещё мал)



"Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов.

Учитель. - А деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход).

Учитель. - Скажите, кто может приносить деньги в вашу семью? И как часто?


Слайд 6 Обсудите это в своих группах (зарплата, пенсия, стипендия, пособие по уходу за ребенком, прибыль, гонорар, проценты)

Слайд 7 (Заработная плата родителей – деньги, которые платят за выполненную работу).

- Если вместе с вами живут бабушки и дедушки. Какие еще доходы могут поступать в семью? (Пенсии – деньги, которые платят пожилым за проработанное определенное количество лет и нетрудоспособным людям).

- Если один из членов семьи студент. (Cmunендия —деньги, которые институт платит за хорошую учёбу).

- Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком. (То она будет получать пособие деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей).

Слайд 8 С этими видами доходов нам всё понятно, но в некоторых семьях имеются еще и такие виды доходов, как гонорар, прибыль, проценты. Что это за виды доходов? За что их получают? (ответы детей; а теперь узнаем насколько вы правы, прочитав информацию на стр.77 учебника)

-Если папа писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение – гонорар

-Если папа предприниматель, то он будет получать прибыль от работы фирмы, магазина

-Если семья хранит свои сбережения в банке, то банк выплачивает за это определенную сумму - проценты


Учитель. – Значит деньги, заработанные членами семьи за месяц, как будут называться? (Доход). Слайд 9

Учитель. А которые расходуют? (Расход). 1 На что расходуется семейный бюджет? (на что расходуют в ваших семьях) (Обсудите это в группах. Варианты ответов)

Учитель. А сейчас мы рассмотрим доходы и расходы семейного бюджета одной семьи? Слайд 10 - Какое задания вы можете предложить выполнить? Откройте рабочую тетрадь стр 48, з.2. Покажите стрелками доходы и расходы семьи. (Проверка по эталону) слайд 11

ФИЗМИНУТКА


  1. Обсуждение и решение проблем

Учитель. Вы сидите по группам. Каждая группа – это одна семья. Я вам раздаю карточки, на которых записаны доходы вашей семьи.

Сосчитайте и запишите доход вашей семьи слайд 24

Доходы.

Ивановы

Бабушка Мария Петровна работала поваром. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 3 000 рублей. Дедушка Николай Алексеевич работал на заводе слесарем. Сейчас он - пенсионер. Размер его пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Сергей Николаевич работает водителем. Его заработная плата составляет 11 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна занимается воспитанием маленькой Лены и получает пособие - 2 000 рублей. Старший брат Лены - Коля учится в третьем классе.

Доход семьи -

Петровы

Бабушка Лидия Васильевна работала воспитателем. Сейчас она - пенсионер. Размер её пенсии составляет 4 000 рублей. Папа - Николай Николаевич работает врачом. Его заработная плата составляет 10 000 рублей. Мама - Татьяна Ивановна работает почтальоном. Её заработная плата составляет 5 000 рублей. Младшая дочь Лиза учится в третьем классе, а её старший брат Коля учится в институте и получает стипендию. Размер его стипендии составляет 1 000 рублей.

Доход семьи -


Карточка 2.

Сейчас вы получите карточку №2, на которой будут написаны названия товаров. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Их надо отметить в вашем списке «Расходы» галочкой.


Товар или услуга

Расходы

Цена, руб

Лекарства

 


Продукты

 


Одежда

 


Обувь

 


Бытовая химия

 


Транспор

 


Велосипед

 


Книги

 


Компьютер

 


Игрушки

 


Платежи и налоги

 


Диски с мультфильмами

 


Посещение цирка

 


Посещение боулинга

 


Туристическая поездка, отпуск

 


Поход в кино

 


Мороженное, конфеты

 


Фрукты

 


Сумма расходов





Проставьте цены рядом с галочками, выбранных товаров и услуг и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. Слайд 25

Товар или услуга

Цена, руб.

Лекарства

1 000

Продукты

8 000

Одежда

4 000

Обувь

3 000

Бытовая химия

1 000

Транспор

1 000

Велосипед

8 000

Книги

500

Компьютер

20 000

Игрушки

1 000

Платежи за квартиру

3 000

Диски с мультфильмами

300

Посещение цирка, театра

500

Посещение боулинга

1 000

Туристическая поездка, отпуск

20 000

Поход в кино

200

Мороженное, конфеты

500

Фрукты

1 000



- Сравните доходы и расходы вашей семьи. (Обсудите в семье.) Бюджет вашей семьи в месяц составляет 20 000 рубля. Сумели ли вы вложиться в эту сумму?

- Скажите, в вашем семейном бюджете образовался дефицит бюджета или экономия бюджета? Значение этих слов вы найдете в словарике.


дефицит – превышение расходов бюджета над доходами;

экономия – бережливое ведение хозяйства;

Ответы детей.

- Обсудите в группе, какими должны быть доходы и расходы в семье? Слайд 26

- Что произойдёт, если…

Доходы

Доходы Расходы (Накопления).

Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения).

Подчеркните ту формулу, которая будет наилучшей для вашей семьи

Вывод: Чтобы доходы не превышали расходов, необходимо просчитывать семейный бюджет.

Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить? Слайд 27

Обсудите в группе.

Слайд 28 (квартплата – беречь свет и воду; продукты – меньше покупать сладостей, избегать излишеств в еде, овощи с огорода; обувь и одежда – бережное отношение; транспорт – небольшие расстояния – пешком)

Вывод: чтобы не было дефицита бюджета и была возможность делать сбережения, нужно научиться экономить

Как вы думаете, жадный и экономный человек – это одно и то же? жадный – стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет;

экономный – бережливо расходующий что-либо.


IV. Решение учебных задач

Работа в тетрадях с.50, №5, 6

Цель: а сейчас мы выявим самого экономного. Прочитайте задание.

Задание. Представь, что на день рождения вам подарили довольно большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.

«Глава семьи» выявляет в своей «семье» самого экономного. А мы выслушаем по 1 члену группы и решим, кому присвоить звание «Самый экономный».

Отчет.

Оценка.




  1. Контроль знаний. Обратная связь





СЛАЙД 30

– Сейчас вам предстоит в группе выполнить тест. Обведите верный, на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.

Тест

Вопрос

Вариант ответа

1. Из чего складывается семейный бюджет?

а) из заработной платы, пенсии, стипендии;

б) из доходов и расходов;

в) из денег

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи, – это…

я) расходы;

е) проценты;

ю) доходы

3. Авторское вознаграждение – это…

б) зарплата;

г) налог;

д) гонорар

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, – это…

ш) доходы;

ж) расходы;

х) прибыль

5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы…

е) больше расходов;

и) равны расходам;

а) меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия – это разные виды…

т) доходов;

п) расходов;

к) гонорара

Слово




– Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Выпишите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (Ответ: бюджет.) А

– Абсолютно верно! Молодцы!


Учитель. - Вспомним, чему должны мы были научиться на уроке? Какие цели вы перед собой ставили? (Слайд 31).

Учебная задача.

- Что такое семейный бюджет?

- Из чего складывается семейный бюджет?

Учитель. Для чего же нужен семейный бюджет?

Ученики. Для того чтобы вести правильно домашнее хозяйство.

- У меня тоже есть семья, дай мне совет. Как мне сэкономить деньги, чтобы купить компьютер?

-Пригодится ли вам это в жизни? (Ученики. Мы станем взрослыми и должны уметь экономно расходовать свои доходы и сейчас, чтобы знать, как мы можем принять участие в доходах и расходах своей семьи. Для того чтобы уметь экономно расходовать свои доходы)


Обобщение. Для того, чтобы семья не испытывала экономических затруднений, нужен план доходов и расходов семейного бюджета и вы тоже можете принимать участие в составление этого плана.


Вывод: Итак, для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.

Узнали?


VI. Рефлексия

-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)


- Зажмите руку в кулак и …

Кому было интересно – разогните мизинец,

Кто считает, что знания пригодятся – безымянный,

Кто хорошо работал – средний, …… (а помогут узнать ваши смайлики)

Кто помогал работать другим – указательный,

Кому понравился урок – большой.

- Сколько пальцев разжали, такая вам сегодня оценка за урок.

-Оцените свою деятельность на уроке. (Доволен своей работой на уроке, всё ясно; есть вопросы; много чего не понял на уроке)


VII. Самооценка групп


Учитель. А теперь оцените работу своей группы. Закрасьте кружок такого цвета, который соответствует качеству работы каждого члена вашей группы и всей вашей группы.

Зеленый – работали все очень хорошо;

синий – работали хорошо, но не на полную силу;

красный – старались, но не все получилось.


VIII. Домашнее задание

Составить с родителями план семейного бюджета на месяц.

По желанию – подобрать пословицы по теме урока

- Спасибо вам за урок. Молодцы. Подарите смайлики гостям, чтобы у всех сегодня от полученных знаний было хорошее настроение.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Окружающий мир 3 класс Тема: Семейный бюджет

Автор: Прокопенко Лариса Геннадьевна

Дата: 12.04.2015

Номер свидетельства: 200498

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Урок по окружающему миру по теме " Семейный бюджет" 3 класс "Школа России""
    ["seo_title"] => string(77) "urok_po_okruzhaiushchemu_miru_po_teme_semeinyi_biudzhet_3_klass_shkola_rossii"
    ["file_id"] => string(6) "494394"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1547035524"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Интегрированный урок окружающего мира и математики 3 класс. Тема: Семейный бюджет."
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_okruzhaiushchego_mira_i_matematiki_3_klass_tema_semeinyi_bi"
    ["file_id"] => string(6) "639183"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1698836131"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Интегрированный урок окружающего мира и математики 3 класс. Тема: Семейный бюджет."
    ["seo_title"] => string(79) "integrirovannyi_urok_okruzhaiushchego_mira_i_matematiki_3_klass_tema_semeinyi_1"
    ["file_id"] => string(6) "639184"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1698836225"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Интегрированный урок окружающего мира и математики 3 класс. Тема: Семейный бюджет."
    ["seo_title"] => string(79) "integrirovannyi_urok_okruzhaiushchego_mira_i_matematiki_3_klass_tema_semeinyi_2"
    ["file_id"] => string(6) "639185"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1698836288"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Презентация  "Семейный бюджет" к уроку окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(68) "priezientatsiia-siemieinyi-biudzhiet-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "163428"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422471738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства