Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир 2 класс. Тема: Строение тела человека »
Урок 37. Строение тела человека
Цели:
Образовательные:
ввести понятие “внешнее” и “внутреннее” строение тела человека,
познакомить с частями и внутренними органами человека,
дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций анализа и синтеза.
Воспитательные:
содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к своему здоровью окружающих, воспитание умения работать в коллективе.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
Здравствуйте, дети. Садитесь. Посмотрите-ка на нас: Вот какой хороший класс! Приготовились учиться, Ни минутки не лениться, Не скучать, не отвлекаться, А стараться и стараться. Дневнички на партах, тут Дневнички “пятерок” ждут.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: Вы готовы к работе? Тогда внимание на доску. Что вы видите?
Дети: Машину.
Учитель: Какие части машины вы видите снаружи?
Дети: Снаружи есть двери, окна, колеса, фары.
Учитель: А что находится внутри машины?
Дети: Сиденья, руль, двигатель…
Учитель: То, что мы видим снаружи – это внешнее строение машины. То, что можем увидеть внутри – это внутреннее строение машины.
.Сообщение темы урока.
Учитель: А знаете ли вы, как устроен человек? Сегодня на уроке мы познакомимся с внешним и внутренним строением тела человека. Тема нашего урока: “Строение тела человека”.
Изучение новой темы.
Внешнее строение человека
Учитель: Итак, к внешнему строению человека относятся следующие части тела: голова, шея, туловище, на котором находятся грудь, спина, живот, потом руки и ноги. ( показать на слайде).
А сейчас рассмотрим части тела подробнее. Погладьте по голове. (показать на слайде).
Покажите шею. Далее туловище. На туловище похлопайте по груди, покажите спину, погладьте живот. Поднимите руки вверх. Похлопайте руками. Потопайте ногами. А теперь все дружно встали. Повторяем все движения.
Внутренне строение человека
Учитель: Мы рассмотрели внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение? Тело человека состоит из органов. Вы смотрите вокруг, пишите, читаете. Всё это происходит как бы само собой. Но это не так. В теле человека есть “ командный пункт”, который управляет работой всего организма. Это мозг. Головной мозг состоит из миллионов и миллиардов нервных клеток. Он контролирует все процессы в организме – и управляет движениями человека, и поддерживает постоянную температуру тела человека, и помогает удерживать равновесие.
Учитель: Как же называют головной мозг?
Дети: Командный пункт.
Учитель: Какую работу выполняет головной мозг?
Дети: Управляет работой всего организма.
Учитель: В какой части тела располагается этот орган?
Дети: В голове.
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат силуэты человека. Найдите головной мозг и раскрасьте его простым карандашом. (Приложение 1)
(Учитель прикрепляет к доске мозг).
Следующий орган – сердце. Сердце находится в левой стороне груди. Сердце – это полый мышечный орган, по размеру и по форме напоминающий сжатый кулак. Сердце постоянно сокращается и расслабляется, перегоняя кровь по кровеносным сосудам.
Учитель: Какую работу выполняет сердце?
Дети: Сердце гонит кровь по кровеносным сосудам.
Учитель: Где находится сердце?
Дети: В груди, в левой стороне.
Учитель: Положите ладошку к своему сердцу, послушайте, как оно бьётся. Дети, раскрасьте красным карандашом “сердце” на силуэте человечка. (Учитель прикрепляет на доску “сердце”). Следующий орган – лёгкие. Лёгкие похожи на две розовые губки. (Показывает губки). Лёгкие расположены в грудной полости, по обе стороны сердца. Когда человек вдыхает воздух, они расширяются, а когда выдыхают – сжимаются. В процессе дыхания они снабжают кровь кислородом и удаляют из неё ненужный углекислый газ.
Учитель: Для чего нужны человеку легкие?
Дети: С помощью лёгких человек дышит.
Учитель: Где расположены лёгкие?
Дети: В груди по обе стороны сердца.
Учитель: Приложите ладошки к груди, покажите область легких. Раскрасьте синим карандашом лёгкие на силуэте человека. (Учитель прикрепляет “лёгкие”)
Учитель: Следующий орган – желудок. Это главное отделение “внутренней кухни”. Он находится в верхней части живота, под рёбрами с левой стороны. Желудок похож на мышечный мешок, который растет по мере поступления пищи. Стенки желудка содержат железы, которые выделяют желудочный сок – сложный комплекс веществ, расщепляющих компоненты пищи.
Учитель: Без еды желудок как спущенный воздушный шарик. Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Какую работу выполняет желудок?
Дети: Желудок перерабатывает пищу.
Учитель: Где расположен желудок?
Дети: В верхней части живота, с левой стороны.
Учитель: Положите ладошку на область желудка. Найдите на силуэте человечка “желудок” и раскрасьте желтым цветом. (Учитель прикрепляет “желудок” на доску)
Учитель: От желудка начинается длинный извилистый “коридор” – кишечник. Тонкая кишка – это длинная тонкая трубка, которая ведёт от желудка к толстой кишке. Здесь питательные вещества, содержащиеся в пище, всасываются в кровь. Толстая кишка – это широкая трубка, последняя часть пищеварительной системы. Здесь накапливаются каловые массы.
Учитель: Тонкая кишка и толстая кишка составляют кишечник. Он тянется почти на 8 метров. Свернут так плотно, что полностью умещается в животе. Итак, что происходит в кишечнике?
Дети: Пища переваривается и впитывается организмом.
Учитель: Где находится кишечник?
Дети: В животе.
Учитель: Покажите область кишечника. На силуэте человечка найдите кишечник и раскрасьте зеленым цветом. (Учитель прикрепляет “кишечник” к доске)
Учитель: И еще один орган – печень. Печень располагается в правой части тела, примерно на уровне локтя. Она выполняет несколько важных функций. Например, она выделяет желчь, которая необходима для пищеварения, запасает питательные вещества и очищает кровь от токсичных соединений.
Учитель: Какую роль в организме выполняет печень?
Дети: Она помогает переваривать пищу в кишечнике.
Учитель: Где находится печень?
Дети: С правой стороны в верхней части живота.
Учитель: Приложите ладошку к области печени. Найдите печень на силуэте человечка и раскрасьте коричневым цветом. (Учитель прикрепляет “печень” к доске).
Учитель: Итак, мы поговорили о внутреннем строении тела человека. Перечислите внутренние органы, которые мы разбирали на уроке.
Учитель: Дети, откройте рабочие тетради. Найдите задание № 3. Укажите стрелками, что относится к внешнему, а что – к внутреннему строению тела человека.
Учитель: Ребята, давайте проверим, правильно ли вы справились с работой. (Проверка).
Работа с тестом.
Учитель: Ребята. Закройте тетради. Возьмите листочки. На листочках тест. (Приложение 2). Выберите правильный ответ. Букву правильного ответа впиши в таблицу. Какое слово у вас получилось? Прочитайте.
Дети: ЗНАТОК
Учитель: Правильно. Молодцы. Листочки я у вас заберу, проверю и выставлю оценки за работу.
Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставь в таблицу.
Тест
1.Что не относится к внешнему строению тела человека?
А) голова З) лёгкие Б) туловище
2. Этот орган размером немногим больше кулака непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.
А) лёгкие Б) желудок Н) сердце
3. Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов – сердца и лёгких. За это его называют «командным пунктом» организма.
А) мозг Б) печень В) кишечник
4. В этом органе выделяется кислый сок, который способен переварить большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением «внутренней кухни».
А) кишечник Т) желудок В) печень
5. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.
О) лёгкие А) мозг Б) сердце
6. Этот орган похож на длинный извилистый «коридор». Пища в нём окончательно переваривается и впитывается в кровь.