Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Софья Игоревна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Учитель: Прозвенел звонок веселый! Вы начать урок готовы? Будем думать, рассуждать и друг друга понимать!
Открывайте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа
Учитель: Я начну наш урок с пословицы «Ученье и труд рядом идут». О чем эта пословица?
Ученики: Дают свои варианты ответов
Учитель: А давайте найдем теперь в этой пословице глагол и выпишем его
Ученики: глагол «идут»
Учитель: Хорошо, а что вы знаете про глагол?
Ученики: Дают свои варианты ответов
Учитель: Глагол-это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает действие или состояние.
Далее вызываем одного ученика к доске, чтобы он разобрал слово по составу (остальные выполняют работу в тетрадях). После этого проверяю, как ученик у доски разобрал данный глагол хвалим ученика за правильный разбор слова, если же выполнено не верно, то разбираем ошибку.
Учитель: Как вы определили окончание глагола? На что оно указывает? (время, число, лицо)
Идут- наст. вр., мн. ч, 3 л.
Ученики: Отвечают
Учитель: Глагол как самостоятельная часть речи обозначает действие или процесс по отношению к действующему лицу или предмету. Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом, выполняющим то или иное действие, или с участником речи:
я (что делаю?) играю;
ты (что делаешь?) рисуешь;
он, она, оно (что делает?) смотрит.
Грамматическая категория лица выражается с помощью окончаний глаголов, которые называются личными. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, выполняющее действие или участвующее в нём.
В русской грамматике различают три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо обозначает непосредственного субъекта действия
я плаваю — мы плаваем;
я крашу — мы красим.
2. Второе лицо обозначает действие собеседника
ты плаваешь — вы плаваете;
ты красишь — вы красите.
3. Третье лицо указывает на того, о ком идет речь
он, она, оно плавает — они плавают;
он, она, оно красит — они красят.
Учитель: Теперь поработаем с учебником и откроем страницу 38. Выполним упражнение 320
Вызываем одного ученика к доске и выполняем упражнение.
Учитель: Давайте разомнемся и проведем физминутку
А теперь, ребята встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И беремся вновь за дело
Учитель: Сейчас мы поработаем с э. доской и на этом этапе проверим как хорошо вы усвоили тему.
Задание 1
Поставь глаголы в прошедшее время и определи их лицо и число.
Мы живём (______________) у рощи. Поют (_____________) чижи. Цветут (________________) ландыши. Мы ходим (___________________) гулять в рощу. Наш пёс Рыжик любит (____________________) пугать птиц.
Поставь глагол в нужную форму и определи время, лицо и число
Мы с классом (ходить) в ботанический сад.
Я (читать) разные книги.
Где вы (планировать) летние каникулы.
Учитель: Далее выполняем следующее, 1 вариант изменяет такие слова как «читать», «повторить», а второй вариант такие слова как «писать», «говорить» по лицам и числам. После того как вы сделаете упражнение покажите, что вы закончили и не мешайте своим одноклассникам. В конце, когда все закончат, мы проверим на сколько хорошо вы усвоили данную тему и оценим себя.
Устно проверяем работу после завершения.
Учитель: Что мы сегодня узнали?Были и у вас трудности?Как вы оцените свою работу на уроке?