Урок закрепления знаний во втором классе. Формирование понятий "корнь слова", "однокоренные слова". Выработка умений подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень; развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы; воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль; воспитывать любовь к Родине, интерес к русскому языку.
Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.
Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.
Стих: Слайд №1
Здравствуй, Родина наша -дорогой Казахстан!
Расцветай и красуйся, наш степной великан!
Весь народ вдохновляя на большие дела,
Пусть сияет под солнцем на весь мир Астана!
Над страною Абая новый день настаёт!
Гордый барс Казахстана устремился вперед!
И становится краше и милей, чем была,
Дорогая столица – город наш –Астана!
Необъятны просторы, колосятся хлеба-
Это Родина наша ,это наша судьба!
Наши планы огромны, трудолюбие есть,
А залогом успеха- Сила ,Молодость, Честь!
Казахстан расцветает, как природа весной!
Мир и солнце сияют над прекрасной страной!
И летят над планетой дорогие слова:
Астана –Казахстан, Казахстан –Астана!
Какое знаменательное событие мы будем отмечать 16 декабря?
-25-летие со дня Независимости Республики Казахстан.
- 16 декабря 1991 года было объявлено о Независимости РК. Наше государство крепнет с каждым годом и процветет. А какой вклад мы можем уже сделать сегодня для нашего государства?
Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.
II. Минутка чистописания.
На момент чистописания я приготовила вам задание - угадаете букву сами.
В слове Казахстан это буква обозначает согласный, звонкий, твердый , сонорный звук (Буква Нн) С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания? (Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.) дети оцените свою работу по 5 балльной системе, учитывайте наклон, высоту заглавной и строчной буквы.
Когда Буква Н будет давать твердый, а когда мягкий звук?
IIICловарно -орфографическая работа.
1. Работа со словариком «Грамотейка»
- повторите слова разделов «город», «вокзал»
Для чего проводим этот вид работы? – Какую цель поставим на этапе словарной работы?
3. Взаимопроверка, один ученик у доски с объяснением у доски. Выставление баллов в оценочные листы.
4. Знакомство с новым словарным словом
Не колючий, светло-синий По кустам развешан ... Иней
Иней - это тонкий снежный слой, получающийся в результате испарения на охлаждающейся поверхности в холодное время (ночью). Слайд
- Прочитайте слово орфографически грамотно.
- Какая гласная находится в сильной позиции? (и) Какая в слабой? (я) Это слово с непроверяемой безударной гласной. Запомните написание этого слова и запишите его в словарь.
Составьте предложение с новым словом. (Деревья покрылись инеем, словно серебром. ) Комментированное письмо.
IV. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
Ум да разум надоумят сразу. Прочитайте запись. Что это (это пословица, какой смысл пословицы? Что общего нашли в словах?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?
V. Работа над темой урока.
1. Упражнение на внимание.
— Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он только словом
Это слово, Слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадка рядом,
А вот садовый цветок,
Садовник пересадил в горшок.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Какие однокоренные слова вы услышали в стихотворении? Давайте их запишем. Выделим в них корень. Докажите, что эти слова являются однокоренными к слову сад. Что общего у этих слов (общая часть – сад-) Как называется эта часть? (корнем). Поэтому у родственных слов есть другое название – однокоренные.
Итак, сформулируйте вывод о том, какие слова называются однокоренными.
- Прочитайте только корень -сад-. Вам понятно значение этого слова?
- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слов? Какой вывод отсюда следует?
Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.
2.Работа в парах
Образовать однокоренные слова к слову вода
3. Работа по учебнику. Стр118 правило, устно упр. 320
2. Работа в группах
- Хотите сами стать садовниками? Попробуйте «вырастить словесное дерево с корнем. Работа в группе 1 группа дерево со словом море, 2 группа - цвет, - 3 группа воз
- Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?
1. Иметь общую часть (корень)
2. Иметь общее лексическое значение
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала.
Работа по индивидуальным карточкам – самостоятельная работа(по уровням)
Самопроверка. Суммирование баллов в оценочные листы.
VII. Итог урока.
- Что такое корень?
- Роль корня в слове.
- Как выделить корень в слове?
- Какие слова называются однокоренными?
IX. Домашнее задание: “Вырастить словесное дерево” из слова-корня: 1) -стол- 2) -лес-.