Просмотр содержимого документа
«Обучение грамоте. Буква Гг»
Конспект урока по обучению грамоте.
Тема урока: Звуки [ Г] –[ Г ]. Буква Гг
Цель: познакомить с согласными звуками [г] – [г] и буквой Г г ; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; закрепить произношение звука в словах, слогах, предложениях; формировать навыки сознательного, правильного, беглого чтения, читать плавно по слогам с опорой на ударение; развивать речь учащихся, обогащать словарный состав; развивать фонематический слух, внимание, умение работать в парах, группах; воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение слушать ответы учащихся; воспитание сознательного отношения к учёбе и к изучению русского языка.
Целепологание (УУД):
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
-Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.
-Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
-Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: деятельностный, наглядно-словесный.
Планируемые результаты: познакомить с согласными звуками [г] – [г] и буквой Г г , уметь применять полученные знания на практике.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
-Мы продолжаем с вами путешествовать по замечательной и интересной стране Знаний . Как вы думаете, для чего вы изучаете буквы?
(Д. –Чтобы хорошо научиться читать и быть грамотными и интересными людьми.) Мотивация к деятельности.(Слайд № 1)
-Зачем это надо?
-Я надеюсь, что и сегодняшний урок вам понравится, и вы узнаете для себя что-то новое. Посмотрите вокруг. Что необычного в классе , на доске? О чём это говорит?
(Д. -Об осени)
-Да мы сегодня отправимся на экскурсию по осеннему лесу. А какие правила надо соблюдать в лесу? А чтобы у нас всё получилось, как вы думаете, что для этого нужно? ( Д. –Работать дружно, быстро. Участвовать в выполнении всех заданий. Внимательно выслушивать друг друга, не спорить, помогать друг другу.) Мотивация к деятельности.
2.Актуализация знаний.
Работа с лентой букв.
-Посмотрите на ленту букв. Сколько букв мы уже изучили! (Д. –Перечисляют.
-А почему буквы окрашены разным цветом. (Д.- есть гласные и согласные буквы. )
-А звуки? (Д. – На гласные и согласные)
-А чем отличаются гласные звуки от согласных? (Д.-Гласные поются, а согласные шумят, свистят. А ещё согласный звук может быть звонким или глухим; твердым или мягким)
-А от чего зависит мягкость или твердость согл. звука? (Д.-От стоящего рядом гласного звука).
-Когда буква Я обозначает 2 звука, а когда указывает на мягкость согласного? (Д. – Когда стоит вначале слова, после гласной-2 звука, в середине слова после согласной -1).
3 Проверка домашнего задания.
- Ребята, подготовку к сегоднешнему уроку вы начали уже вчера. В домашнем задании вы должны были соотнести названия птиц и рисунок. Проверим!
( К доске по одному выходят ученики выполняют задание)
СЛАЙД №3
(утка- улетает в теплые края, дятел, гусь- улетает на юг, ворона, снегирь- зимующая и кочующая птица)
- А каких птиц вы знаете? Какую пользу приносят птицы? Что происходит в жизни птиц осенью?
(Д.-Они готовятся к зиме, улетают на юг)
Какие птицы зимующие? Какие улетают на юг?
4 . Тема урока
А как кричат гуси,когда клином улетают на юг? (Д. -ГА-га-га)
СЛАЙД № 4
Читает учитель:
-ГА-ГА-ГА, гогочет гусь,-
Я семьёй своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Всё гляжу не нагляжусь.
-Ребята , какой новый звук вы услышали? (Д. –Звук г)
-Так чему будет посвящён наш урок? (Д.- Познакомимся с буквой Г,с новыми звуками (Г),(Г»).Чтение слогов и слов с новой буквой.) Актуализация знаний) Регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД.
5.- Продолжаем нашу осеннюю прогулку.
-А сейчас послушайте и отгадайте загадку.
Кто сидят на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки
Встали шапка из травы
Нет под шапкой головы? (грибы)
СЛАЙД №5
-Произнесем слово грибы еще раз.
-Сколько слогов в слове? (Д.-два)
- Назовите первый слог (гри-).
- Назовите второй слог (-бы).
Какой слог ударный ? (второй)
-Назовите первый звук первого слога?( Д.-Г)
-Произнесем этот звук 3 раза. Какой он? Гласный или согласный? (Д.-Согласный) Почему? Ещё какой??
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий? (Д.- Твердый)
Звук [Г] – Согласный, звонкий, твердый.
-А сейчас послушайте и отгадайте ещё одну загадку:
Железная птичка Снесла яичко, Яичко из гнезда Не взять без труда. Тяжело яйцо, В яйце — кольцо, За кольцо возьмёшь — Яйцо унесёшь. Гиря- спортивный снаряд для спортсменов
-Молодцы!
СЛАЙД № 6
-Произнесем слово гиря еще раз.
-Сколько слогов в слове? (Д.-два)
- Назовите первый слог (ги-).
- Назовите второй слог (-ря).
Какой слог ударный ? (первый-ги-)
-Назовите первый звук первого слога?( Д.-Г»)
-Произнесем этот звук 3 раза. Какой он? Гласный или согласный? (Д.-Согласный) Почему? Ещё какой??
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий? (Д.- мягкий )-Почему?
Звук [Г] – Согласный, звонкий, мягкий.
- Что можем сказать о нов. звуках?
-А сейчас внимательно посмотрите на схемы и найдите схему, которая подходит к слову грибы. Соедините схему и слово. Докажите свой выбор! Личностные УУД.
СЛАЙД №7
-Найдите схему, которая подходит к слову гиря. Соедините схему и слово. Докажите свой выбор! Личностные УУД.
Физминутка
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка,
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
И на шесть тихо сесть.
Молодцы!
6.Закрепление о звуках.
Игра « Твёрдый и мягкий звук». Личностные УУД.
(фронтальная проверка)
- Если в слове есть звуки[ г- твердый] - хлопаете в ладоши, если звук –[ г- мягкий] – тишина.
Глаза, Гена, загар, грибок, город, гитара , гиря, гуси.
Дифференциация звуков [г] -[г] .
Игра « Собери конверт».
Работа в парах. ( Взаимопроверка)
СЛАЙД № 8
Разложить картинки по группам. Картинки, в названиях которых звук [г -твердый]-собирает ученик I варианта в конверт, со звуком [Г- мягкий ] – II
- Что вы можете сказать про эти грибы? (Д.-Есть съедобные грибы, а есть несъедобные)Молодцы!!
Чтение текста еще раз. (цепочкой по предложению)
Тест ( смотри время)
№1 Б А И С У Н О Г Д
№2 А О Е Ы И Я
№3 гена грибы ГАЛЯ
1.Обведи согласные буквы.
2.Подчеркни хитрые гласные.
3.Найди ошибку.
12. Итог урока. Что мы сегодня узнали? Понравился ли вам урок? Благодаря чему? (Д. –Работали дружно, быстро и т.д.)
Что именно? Как вы себя сегодня чувствовали на уроке? Как вы думаете , а как вы работали на уроке? О чём вам хотелось бы рассказать родителям, друзьям?
Рефлексия.
А сейчас оцените свою работу на уроке. У вас на парте два грибочка и осенний листочек (на экране)
СЛАЙД №13
гриб боровик : - означает ,что ученик работал быстро ,правильно, самостоятельно; Личностные УУД.
-осенний листочек - правильно, но с помощью товарищей; Личностные УУД.
-мухомор – работал, но допустил ошибки. Личностные УУД.
Наполним нашу корзину. (дети прикрепляют магнитами свои оценки)