kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обучение выразительному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучение выразительному чтению - одна из главных задач учителя начальных классов

           Сформировать эмоционально развитую, отзывчивую, умеющую сопереживать, воспринимать красоту окружающего мира личность – одно из главных требований к современной школе. Это занимает важное место в проблеме обучения и воспитания младших школьников. Установлено, что выразительное чтение влияет на воспитание нравственных качеств учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обучение выразительному чтению»

Обучение выразительному чтению - одна из главных задач учителя начальных классов

Сформировать эмоционально развитую, отзывчивую, умеющую сопереживать, воспринимать красоту окружающего мира личность – одно из главных требований к современной школе. Это занимает важное место в проблеме обучения и воспитания младших школьников. Установлено, что выразительное чтение влияет на воспитание нравственных качеств учащихся.

Чтение можно разделить на два типа: базовое и художественное. Базовое чтение – это навык, овладение которым позволяет воспринимать текст. Значение художественного чтения гораздо шире. Работая над ним, надо решить три задачи:

  • передача настроения текста;

  • расставление акцентов на основных словах;

  • задание оптимального темпа речи.

Значение выразительного чтения в жизни человека очень важно, потому что выразительное чтение и есть художественное чтение, а художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее, а звучащее слово гораздо лучше воспринимается, чем прочитанное.

Ясная и правильная передача мысли автора – первая задача выразительного чтения.

Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель с помощью специальных языковых средств передаёт своё понимание и свою оценку читаемого. Научить выразительно читать своих учеников – это одна из главных задач учителя начальных классов.

Для выразительного прочтения литературного текста необходимо, чтобы читающий сам увлекся произведением, полюбил и глубоко понял его. Работа над выразительным чтением произведения проходит несколько этапов.

Одним из главных этапов является подготовка слушателей к восприятию произведения, называемая вводным занятием. Содержание и объем этого занятия зависит от характера произведения. Чем ближе произведение слушателям, тем понятнее, тем меньше будет эта вводная часть. Раньше, чем приступить к чтению, нужно понимать каждое слово, каждое выражение в тексте. Именно на этапе и происходит заинтересованность читателя в тексте.

Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ художественного произведения.

Работая над выразительностью чтения, обязательно должен демонстрироваться образец выразительного чтения произведения. Это может быть или образцовое чтение учителем, или чтение мастером художественного слова в записи, но лучше всего использовать второе.

Работа над языком произведения – тоже одно из условий отработки выразительности чтения. Невозможно добиваться от учеников выразительного чтения без наблюдения над изобразительно-выразительными средствами.

Выразительность чтения учащихся должна опираться на умение ими представить картину жизни по авторскому словесному описанию. Поэтому содержание произведения должно соответствовать возрасту ребёнка.

Обязательным условием работы над выразительным чтением является также обсуждение в классе вариантов прочтения учащимися проанализированного произведения.

В работе над выразительностью чтения необходимо использовать интонационные средства языка.

Интонация – это сложный комплекс элементов, таких, как логическое ударение, пауза, темп, тембр. Функции интонации очень разнообразны: членить речевой поток, оформлять высказывание в единое целое, выделять важное, выражать эмоциональное состояние, различать стили речи.

Отдельные компоненты, составляющие интонацию:

1. Сила голоса – это степень его громкости, его усиления или ослабление

2. Логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.

3. Пауза – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые отрезки, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом.

4. Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создании определенной интонации.

5. Мелодика речи – движение голоса по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения начинается формирования выразительности речи в начальных классах. Для определения мелодики недостаточно исходить только из знаков препинания. Мелодика может не совпадать со знаками препинания. Она рождается из глубокого проникновения в текст .

6. Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношения к тому, о чем говоришь или читаешь.

7. Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или в иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу…

8. Невербальные средства (мимика, телодвижения, жесты, позы) способствуют повышению точности и выразительности речи. Они являются дополнительными средствами воздействия на слушателей.

Педагог должен хорошо владеть технической стороной речи, т.е. дыханием, голосом, дикцией, соблюдением орфоэпических норм. От этого зависит правильное, выразительное чтение учащихся.

Развитие навыков выразительного чтения и речи немыслимо без специальных упражнений. Необходимо, чтобы учебно-тренировочная работа велась так, чтобы можно было увлечь каждого, чтобы даже самый инертный ученик испытал удовлетворение от практических результатов своей работы

Виды упражнений
1. Упражнения для отработки правильной артикуляции и дикции.
Для работы над дикцией удобны групповые упражнения. В коллективной работе снимается тот психологический зажим, который нередко возникает у ребят с дефектами речи.

1. Медленное, громкое и четкое произношение ряда слогов.
МА-ША-РА-ЛА-СА-НА-ГА
2. Игра «Твердый-мягкий»: б-б, п-п, с-с…

3. Интонационное выделение одного звука в ряде гласных.
А О И Ы У Э
А О И Ы У Э и т.д.

2. Упражнения для развития гибкости голоса (умения говорить громче - тише, выше – ниже).
1. Наиболее известный в методической литературе прием – хоровое произнесение текста с указаниями учителя.

Можно предложить детям самим составить «партитуру» текста, сравнить полученное, выбрать наиболее удачные варианты.
2. Можно читать текст под «дирижирование» учителя, показывающего жестами (заранее обговоренными с детьми) тон или силу голоса, меняющегося на протяжении чтения.

3. Упражнения для постановки нужной скорости чтения, а также совершенствования чувства темпа и ритма.
Отработка скорости чтения чаще всего проводится на материале скороговорок, совмещая ее с работой над дикцией.

1. Постановка логического ударения.
Задание: Произнесите скороговорку, отвечая на вопросы.

Купила бабуся бусы Марусе.
А) Кто купил бусы? (Купила бабуся бусы Марусе.)
Б) Кому купили бусы?(Купила бабуся бусы Марусе.)
В) Бусы Марусе сделали?
Г) Бабуся подарила колечко?

2. Работа над интонационной выразительностью.
Произнесите фразу Пришла! в различной речевой ситуации:
Ваш класс собрался в кино. Все в сборе, кроме Люды. Время истекает. Жаль… такой фильм, а она не посмотрит. И вдруг вбегает запыхавшаяся Люда.
Класс собрался на прогулку, но явился и тот, кого не ждали.
Младшей сестры нет дома. Вы не нашли ее ни во дворе, ни у подруги. Возвращаетесь домой и спрашиваете маму…

3. Работа над паузами.
Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//). Постепенно можно вводить и другие термины: средняя пауза, психологическая пауза.
Со временем (в 3-4 кл.) ученикам будет полезно самим составлять партитуры чтения.

6. Упражнения для работы над жестами и мимикой.
Выразительное чтение и выразительная речь требуют «работы лица» на текст. В любом виде словесного действия жесты и мимика занимают исключительное место и играют важную роль.

В работе над выразительностью речи младших школьников хорошо использовать фольклорные жанры.

Считается, что инсценирование произведений способствует развитию выразительности речи и чтения. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонаций, мимики, позы, жеста. Несколько лет подряд я вела кружок в своём классе «Художественное творчество» - Любительский театр. В нашем репертуаре были и сказки, которые учили жить дружно, помогать друг другу («Теремок» - С. Маршак), учиться – не лениться «О медвежонке Моне, который не хотел учиться», любить и беречь близких («Гуси-лебеди») о том, к чему приводит зазнайство (С.Михалков «Зайка – Зазнайка»), и не сказочные произведения на экологическую тему.

Мои ученики участвовали в XI Областном поэтическом конкурсе им. А.И. Люкина «Жизнь длиною в век», Маша Д. заняла 2 место в районном конкурсе стихов, посвящённом Дню Победы. Алексей В. стал победителем IV музейного фестиваля – конкурса «Княгининский край – территория любви», в номинации «Люди». В группе поддержки выступили одноклассники: Екатерина А., Матвей Л., Артём Е.. Они прочитали стихи А. Люкина. Приняли участие в мероприятии районной библиотеки «Рождественское чудо», где ученик представил стихи собственного сочинения, в 9–ом международном литературном интернет - конкурсе «Сказка в Новогоднюю ночь».

Работая постоянно над выразительностью чтения, ребята показали неплохие результаты при проверке выразительности чтения незнакомого текста. На конец 1 – ого класса выразительно (соблюдение правил повышения и понижения голоса, соблюдение пауз, знаков препинаний в конце предложений) прочитали 3 ученика из 22 – 13%, во втором классе на конец первого полугодия - 8 учеников из 21 – 38 %, в 3-ем классе на конец года – 10 учеников из 19 учеников – 53%, в 4 – ом классе – 15 учеников из 19 – 79% %.

Итак, выразительное чтение – неотъемлемая часть любого урока чтения в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие учащихся. А также способствует повышению культуры устной речи,

Выразительное чтение содействует умственному, нравственному и эстетическому развитию учащихся.

Для того, чтобы читать выразительно, необходимо владеть определёнными умениями. Они базируются на анализе текста и средствах речевой выразительности.

Главное средство речевой выразительности – интонация. Она является результатом глубокого проникновения читающего в текст.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обучение выразительному чтению

Автор: Ильичёва Вера Николаевна

Дата: 15.03.2020

Номер свидетельства: 542916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Приёмы обучения выразительному чтению учащихся с нарушениями интеллекта"
    ["seo_title"] => string(80) "priiomy_obuchieniia_vyrazitiel_nomu_chtieniiu_uchashchikhsia_s_narushieniiami_in"
    ["file_id"] => string(6) "363848"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480424255"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(275) "А.С. Пушкин. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I и Карл XII. Обучение выразительному чтению."
    ["seo_title"] => string(80) "a_s_pushkin_mastierstvo_v_izobrazhienii_poltavskoi_bitvy_proslavlieniie_muzhiest"
    ["file_id"] => string(6) "387789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486231693"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Выразительное чтение как средство осмысления художественного текста на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(104) "vyrazitiel-noie-chtieniie-kak-sriedstvo-osmyslieniia-khudozhiestviennogho-tieksta-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281867"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453616127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Реферат по теме «Формирование навыка выразительного  чтения у младших школьников.»"
    ["seo_title"] => string(80) "riefieratpotiemieformirovaniienavykavyrazitielnoghochtieniiaumladshikhshkolnikov"
    ["file_id"] => string(6) "326907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1463332722"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Выразительное чтение как важнейший компонент культуры речи. "
    ["seo_title"] => string(69) "vyrazitiel-noie-chtieniie-kak-vazhnieishii-komponient-kul-tury-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "127313"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415291910"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства